Конспект урока по окружающему миру Природные тела и явления, 2 класс (УМК Гармония)

Природные тела и явления
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: определять понятие «явления природы», основные свойства воздуха и воды; получат возможность научиться: различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных и познавательных задач; слушают собеседника, умеют вести диалог.
Познавательные: читают и составляют простые схемы, отличают природные тела и природные явления; обобщают знания о природных явлениях.
Личностные: положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира.
Образовательные ресурсы: загадки о природных телах и явлениях; фотографии и рисунки с изображением природных тел и явлений.
Сценарий урока
1. организационный момент
2. Актуализация знаний
- Кто такие ученые?
- Каких ученых ты знаешь? Что они изучают?
- Как ученые изучают окружающий мир?
3. Сообщение темы урока.

На дворе переполох –
С неба сыплется горох.
(Град.)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти!
(Радуга.)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце.
И зовут тебя все (солнце).
Белая морковка зимой растет.
(Сосулька.)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это природные тела и явления.)

- Посмотрите на экран. Каким одним словом можно назвать то, что изображено на картинках?
- Давайте узнаем ответ у ученых, которые занимались этим вопросом, у физиков. Именно они назвали любые, окружающие нас предметы – телами, а изменения, происходящие в мире – явлениями.
II. Освоение нового материала. Работа по учебнику.
– Наблюдали ли вы когда-нибудь небо? Какие изменения в нем вас заинтересовали?
– Бывали ли вы в лесу? Что изменилось в нем с приходом осени?
– Приходилось ли вам наблюдать ледоход на реке? Что можете рассказать о ледоходе?
- Отгадайте загадки. Определите, что это – тело или явление.

Змей над крышами взовьется.
Солнце в небе засмеется,
Скажет тучке: «Вот письмо
К нам с земли летит само!»
(Воздушный змей – тело)

По синему небу
Санки промчались,
Лишь только следы
От полозьев остались.
(Следы от самолетов – явление)

Красный, синий, голубой,
Невесомый, надувной,
Не живой не птица,
Улететь стремится
(Воздушный шар – тело)
Тысячи букетов разных
Осветили небо в праздник!
В темноте букеты эти
Вдруг взрываются:
Всеми красками цветут –
Распускаются
И минуты не живут –
Осыпаются.
(Салют. Свечение салюта – явление)

– Прочитайте текст. Найдите на фотографиях описанные явления. Когда можно увидеть радугу? листопад?
Рубрика «Творческое задание».
– Составьте список явлений, которые вам приходилось наблюдать в живой и неживой природе в разные времена года.
– Прочитайте информацию про эхо (с. 94). Что нового вы для себя узнали? Почему в комнате мы не можем услышать эхо?
Рубрика «Наблюдаем, размышляем, исследуем».
– Проведите наблюдение за преломлением света водой. Сделайте вывод. (Монету не было видно на дне миски до того, как ее наполнили водой. После наполнения миски водой ее стало видно. Монету стало видно благодаря преломлению света.)
Задание 1.
– Рассмотрите и прочитайте схему. (Листопад и радуга – природные явления.) Приведите примеры явлений. (Роса, снегопад, смерч, изморозь, ледоход, цветение.)
III. Применение освоенного в практической деятельности. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 2.
– Найдите карточки с изображением тел и явлений. (Тела природы – звезды, луна, комета. Тела, которые являются изделиями человека, – самолет, книга. Природные явления – гроза, радуга, туман.)
Задание 3.
– Назовите явления, которые происходят в неживой природе. (Образуются облака, сверкает молния, замерзает вода в реке.) Назовите явления, происходящие в живой природе. (Созревают ягоды, желтеют листья, птицы улетают в теплые края.)
Задание 4 (работа со схемой).

Задание 5 (более трудное).
(Лето – роса, радуга. Осень – листопад. Зима – снегопад, изморозь. Весна – ледоход, цветение.)
IV. Закрепление изученного материала. Фронтальная работа.
– Кто определяет погоду на следующий день?
Метеоролог – одна из самых романтических и экзотических профессий. И самая знаменитая тоже. О результатах работы метеослужб ты слышишь по радио каждый день. Ведь именно метеорологи в любую погоду: в дождь и метель, под палящим солнцем или в ураган – ведут наблюдения на метеорологических станциях. Потом они передают данные синоптикам, а те определяют, какая ожидается погода, и сообщают нам.
Главный в нашей стране научный центр, изучающий погоду, – Гидрометцентр России – в 2010 году отметил 80 лет со дня основания. Надо отметить, что наблюдения за погодой в нашей стране ведутся уже несколько веков. Первым вести такие наблюдения постановил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, – отец Петра I. Он велел вести записи наблюдений за погодой в журнале Тайного приказа. Поскольку никаких приборов у тогдашних «метеорологов» не было, то записи были примерно такие: «Декабрь. Сегодня день был дурен, а вечер тепл, как в сентябре».
Сейчас работе метеоролога помогают не только традиционные вертушки для определения направления и скорости ветра или баночки, по которым определяется количество выпавших осадков, но и сложные компьютеры, на которых выстраиваются математические модели. Поэтому метеоролог обязан отлично знать математику, физику и географию. Кроме того, метеоролог должен обладать выносливостью. Ведь в любую погоду каждые 3 часа надо снимать показания с датчиков.
Сейчас метеорологи могут спрогнозировать погоду примерно на 3–6 дней вперед. А еще лет 20 назад точные прогнозы возможны были только на ближайшие сутки. Но вот смерчи никто до сих пор не научился предсказывать. Возможно, именно вам когда-нибудь удастся справиться с этой задачей.
Работа метеоролога очень ответственная. От правильности прогноза иногда зависит жизнь людей – летчиков, альпинистов, моряков. Надо уметь вовремя распознать приближающуюся бурю или грозу.
– Отгадайте загадки, а отгадки разделите на две группы: 1) природные тела; 2) природные явления.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька.)
Зимой – звезда,
Весной – вода.
(Снежинка.)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака.)
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.
(Туман.)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... (иней).
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!»
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга.)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
(Туча.)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
(Роса.)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
(Метель.)
Говорю я брату: «Ох,
С неба сыплется горох!»
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это (град)».
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния.)
Вода по воде плавает.
(Лед.)
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
(Ветер.)
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки.
(Снеговая туча.)

V. Итог урока.
– Назовите природные явления, природные тела.

Используемые источники
Окружающий мир. 2 класс: система уроков по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина – Волгоград: учитель, 2013. – 342 с.
Рисунок 115