Урок-экспедиция по природоведению Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека 5 класс


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 5 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского района Хабаровского края






Урок – экспедиция по теме: Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека природоведение, 5 класс






Славская Кристина Александровна
учитель биологии, географии, химии
МКОУ ООШ №5
пос. ЦЭС





пос. ЦЭС
2014
Тема: Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Форма урока: урок - экспедиция

Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с происхождением человека;
Развивающая: развитие умений выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы; развитие навыков самоконтроля
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в коллективе, научного мировоззрения.


Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная
Индивидуальная
Коллективная

Средства обучения:
Компьютерная презентация
Географическая карта (карта Африки с пометками мест обитания первобытного человека)
Тест, на проверку уровня усвоения нового материала.











Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; ознакомление с темой урока, целями.

Урок – экспедиция
Ребята мы переходим с вами к изучению нового раздела «Человек на Земле». Нам предстоит узнать, как человек появился на Земле, как открывал ее, какое влияние вообще он оказывает на Землю. И первое что мы рассмотрим, это происхождение человека.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в экспедицию, целью которой является знакомство с нашими далекими предками, с местами их обитания, образом жизни. Вашему вниманию предлагаю план экспедиции:
Вступительное слово руководителя экспедиции
Посещение стоянок древних людей
Сценка «В пещере, или из жизни дикарей»
Беседа по пройденному материалу
Тестирование
Подведение итогов работы
Как и всем участникам экспедиций, нам необходимо фиксировать результаты проделанной работы. У вас на столах расположена таблица, которую мы с вами будем заполнять по мере продвижения от стоянки к стоянке.
Таблица Этапы происхождения человека
Предки человека
Особенности жизни
Название орудий
Место находок ископаемых останков

Дриопитеки




Австралопитеки




Человек умелый




Человек прямоходящий




Неандерталец




Кроманьонец





2. Изучение нового материала (21 мин 30 сек)
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний о происхождении человека.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесно - репродуктивный, самостоятельная работа, наглядные, частично-поисковый.
1. Вступительное слово учителя (6 мин)
В некоторых приключенческих фильмах можно увидеть, как древние люди вступают в схватку с динозаврами и вообще живут на земле одновременно с ними.
У: Как вы думаете, возможно ли это?
Уч: Нет!
У: Совершенно верно. А почему?
Уч: Динозавры вымерли за много миллионов лет до появления на Земле человека.
У: А когда же вымерли динозавры?
Уч: Примерно 65 млн лет назад.
А первые люди по мнению ученых, появились около 2 млн лет назад.
Ученые считают, что человек ведет свое происхождение от обезьян. Но не думайте, что это те самые обезьяны, которые сейчас живут на земле. Современные обезьяны, в первую очередь африканские человекообразные обезьяны шимпанзе и горилла, - наши родственники, но не предки (приложение 1).
По строению тела и его пропорциям человек очень похож на человекообразных обезьян, но в то же время имеет значительные отличия.
Так давайте подумаем: Какие же черты сходства и отличия имеются между человеком и человекообразными обезьянами? Давайте посмотрим на картинки и попробуем ответить на этот вопрос (смотрят и перечисляют черты сходства и отличия) (приложение 1,2)
Сходства:
Способность передвигаться на двух ногах;
Сходная структура черепа;
Развита мимическая мускулатура;
Высокий уровень развития нервной деятельности (легко обучаются)
Отличия:
Человеку свойственно настоящее прямохождение;
У человека гибкая кисть;
Человек обладает членораздельной речью, сознанием, мышлением.

А сейчас попробуем ответить на следующий вопрос: Как же человек появился на Земле? И за ответом мы отправляемся в экспедицию!!! Приготовили путевые листки и в путь!

2. Экспедиция по местам обитания предков человека (15 мин 30 сек)
Рассказ учителя с элементами беседы с учащимися об особенностях происхождения человека, образа жизни.

Стоянка №1 – Тропические леса Африки
Общими предками являются дриопитеки (приложение 3). Они обитали на
деревьях. Постепенно климат стал суше, площадь лесов уменьшилась. Одни дриопитеки остались в лесах, от них произошли современные обезьяны (заполняют графы в таблице по дриопитекам) (30 сек).
Но другие начали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах. Так кто же это был?
За ответом отправляемся на вторую стоянку – в Южную Африку!


Стоянка №2 - Южная Африка
Здесь были найдены останки австралопитека (приложение 4). Эти существа передвигались в основном на двух ногах; передние конечности освободились и австралопитеки начали пользоваться орудиями (палками, камнями, костями) для добывания пищи и защиты от врагов.
У: Как вы думаете они орудия труда изготавливали сами или подбирали подходящее из окружающей среды?
Уч: Нет, они ещё не умели изготавливать орудия труда, подбирали подходящее из окружающей среды.
Заполним графы в таблице (заполняют) (30 сек)
Отправляемся на стоянку №3

Стоянка №3 – Африка (Танзания, Кения, оз.Чад)
Впоследствии австралопитеки вымерли, но именно от них произошли ближайшие предшественники людей, жившие около 2 млн лет назад. Ученые считают их особым видом, который называется Человек умелый (приложение 5). Этот человек действительно умел то, чего не могли делать обезьяны, он сам изготавливал для себя орудия. Подбирая камень, он ударом другого камня оббивал его так, чтобы образовался острый край. К таким орудиям относились каменный молоток, скребло.
У: Как вы считаете для чего они были предназначены?
Уч: Такими орудиями труда можно было резать мясо, разбивать кости, заострить палку для охоты или выкапывания съедобных корней.
Верно! Кроме того этот человек умел строить себе жилища – хижины из веток. Он впервые начал использовать огонь. Заполняем графу «Человек умелый» (заполняют) (30 сек)
Отправляемся на стоянку №4

Стоянка №4 – Европа и Азия
Следующим в ряду наших предков стоит другой вид человека – Человек прямоходящий, который произошел от Человека умелого, позднее вымершего (приложение 6). Человек прямоходящий был крупнее своего предка, обладал более развитым мозгом. Эти люди изготавливали более совершенные орудия
К ним относятся: ручное рубило, кливер, деревянное копье, которые также использовали для охоты, защиты от врагов. У них уже начала развиваться членораздельная речь. Обратите внимание, что Человек прямоходящий довольно широко расселился по Земле, проникнув из Африки в Европу и Азию. Заполним таблицу (заполняют) (30 сек)
Впоследствии Человек прямоходящий вымер. Однако он дал начало третьему виду людей, тому самому, к которому относимся мы с вами, - Человеку разумному. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к этому виду. Конечно, Человек разумный не сразу стал таким, какой он сейчас. В прошлом существовало несколько форм этого вида, среди которых наиболее известны 2 формы: кроманьонец и неандерталец. А сейчас отправляемся на стоянку №5, но прежде проведем физкультминутку.

Физкультминутка. (приложение 10) (1 мин)

Стоянка №5 – Германия – долина реки Неандерталь
Именно здесь были найдены ископаемые останки неандертальца (приложение 7).
Эти люди жили главным образом в Европе, где в то время было очень холодно (с севера пришел гигантский ледник). Поэтому неандертальцы укрывались в пещерах или строили хижины, покрывая их шкурами убитых животных. Свои жилища они обогревали огнем. Эти люди шили себе одежду из шкур, используя вместо ниток сухожилия животных. Охотились они на таких животных как мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя.
(Заполняем таблицу) (30 сек)
Отправляемся на последнюю стоянку №6

Стоянка №6 – Франция – грот Кро-Маньон
По названию стоянки и был назван наш ближайший предок - Кроманьонец (приложение 8).
Он жил позже неандертальца и был уже очень похож на современного человека. Эти люди изготавливали орудия не только из камня, но и из рога и кости. Это нож, игла, гарпун, лук, стрелы, топоры.
У: Для чего они были предназначены?
Уч: Для охоты, рыбалки, защиты от врагов, пошива одежды.
Заполняют таблицу (30 сек)
Молодцы!!!

3. Закрепление (13 мин) Форма: фронтальная, индивидуальная, коллективная Методы: словесные, наглядные
А сейчас мы с вами перенесемся на 1 млн лет назад и окунемся в мир наших предков, побываем на стоянке кроманьонцев, поучаствуем в сценке. (Приложение 8) (5мин).

2. Беседа в форме опроса (8 мин) Вопросы:
1. Назовите общих предков человека и человекообразных обезьян.
2. Чем человек прямоходящий отличается от человека умелого?
3. Какой вид человека первым появился на Земле? Опишите особенности его строения.
4. Какие предки человека научились использовать огонь?



IV. Подведение итогов (3 мин)
Задача: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели Форма: индивидуальная Методы: самостоятельная работа.
1. Самостоятельная работа - тестирование (приложение 9) (2 мин) 2. Самооценка. Для оценки своих результатов воспользуйтесь оценочной шкалой. За каждый верный ответ по 1 баллу.
баллы
оценка

8 б
5

7-6 б
4

5-4 б
3

Менее 4 б
2

(1 мин)




V. Постановка домашнего задания (дифференцированное) (1 мин)
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Форма: фронтальная
Методы: словесные
1. Прочитать текст на с.142 – 147
2. Ответьте на вопросы из рубрики «Подумайте»:
2-4 задание - более сильные (6 чел)
4 задание – слабоуспевающие (1 чел)
VI. Окончание урока (30 сек)
Оценивание работы учащихся на уроке (комментируются)

-Ребята! Давайте попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
У вас на партах лежат кружки трех цветов, выберите один из них:
Зеленая – значит ты работал хорошо на уроке, у тебя все получилось;
Синяя – мог бы лучше работать, не все получилось, не все удалось;
Красная – не совсем хорошо работалось.
Составление «радуги» успешности работы на уроке.

Самоанализ урока природоведения в «5» классе
Тема урока: Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Форма урока: урок - экспедиция
Данный урок является первым по счету в теме «Человек на Земле». При планировании урока были учтены учебные возможности и психологические особенности учащихся: высокая активность, а так же высокий уровень памяти у большинства учащихся. На уроке были поставлены следующие цели:
Образовательная: познакомить учащихся с происхождением человека;
Развивающая: развивать умения выделять главное в учебном материале, сравнивать, делать выводы; развивать навыки самоконтроля
Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе, научного мировоззрения.
Урок был построен исходя из его типа, замысла и психолого-педагогических возможностей класса.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Применялись следующие методы: словесно-репродуктивный, самостоятельная работа, наглядный, частично-поисковый.
Структура урока соответствует типу урока:
1. Организационный момент: сообщение темы урока, целей, задач, ознакомление с планом урока;
2. Изучение нового материала: обеспечивалось восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний у учащихся, при помощи различных форм, методов и средств обучения; проводилась физкультминутка;
3. Закрепление. Закрепление нового материала проходило в коллективной форме (инсценировка) и фронтальной – беседа в форме опроса.
4. Подведение итогов осуществлялось проведением самоанализа и оценки успешности достижения целей в виде тестирования по оценочной шкале.
5. Постановка домашнего задания. Домашнее задание – дифференцированно.
6. Окончание урока. Оценивание работы учащихся на уроке
Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности, учащихся на уроке.
Цели, поставленные перед уроком, реализованы.
Для себя же делаю выводы о необходимости работать над развитием речи учащихся, больше внимания уделять инициативе учащихся, развитию адекватной самооценки, как своей деятельности, так и деятельности ребят. Продолжать формировать навыки самостоятельного поиска и навыки сотрудничества.

При подготовки к уроку были привлечены учащиеся 5 класса, их родители (были заранее заготовлены реквизиты (лук, топоры, костер и т.д.), а так же старшеклассники, для установки проектора и педагоги, давшие рекомендации для проведения урока.



























Приложение





















Приложение 1

Современные обезьяны




















Приложение 2




















Приложение 3

Австралопитек
















Приложение 4

Человек умелый


















Приложение 5

Человек прямоходящий

















Приложение 6

Неандерталец





















Приложение 7


Кроманьонец








































Приложение 8
Сценка « В пещере, или из жизни дикарей племени »
Костер, похрустывая ветками, Мне память тайную тревожил, - Он был зажжен в пещере предками У горно-каменных подножий. Как трудно было им, “единственным”, На человеческом рассвете, На неуютной и таинственной Необустроенной планете.

Пещера, горит костёр, в пещере первобытные
женщины племени Ням-Ням. Они танцуют
ритуальный танец “Поклонение огню”. После
этого принимаются за работу. Одна - скребёт
шкуру, другая - толчёт зерно, третья – готовит.

Первая швыряет скребло и шкуру:
1.На земле в пещерный век, Женщина лишь человек! А мужчины – мужички – Мухоморы и сморчки.
2. Мы, людоедочки из племени “Ням-Ням”, Очаг храним, детей растим, Рубилом рубим, скребком скребём, Из шкур наряды для всех мы шьём
3. Подруги! Настал наш час! Мужчины – это низший класс. Мы сами сеем, сами жнём Без вас, мужья, не пропадём.

Входят мужчины, несут медведя, бросают у костра, присаживаются.

3. Опять медведя приволокли. Морозильная пещера и так вся мясом забита. Скоро зима, а вы дров не заготовили. 1.Ничего не можете, питекантропы несчастные.
2.Мамонты без бивней.
3.Австралопитеки недоразвитые.
1.Мы сами пойдём и добудем дров.

Женщины хватают топоры, мужчины встают, отвечают жёнам.


1.А ну, отдай мой каменный топор! И шкур моих набедренных не тронь! Молчи! Не вижу я тебя в упор, Сиди вон и поддерживай огонь.
2.Выгадывать не смей на мелочах! Не опошляй семейный наш уклад, Не убраны пещера и очаг! Разбаловалась ты в матриархат! Придержи своё мнение. Я – глава и мужчина - я! 3. Всё, тихо! Женщины отдайте топоры
мужьям. Мы сами наготовим дров.
3. Топор из камня – это сила. Огрел, и мамонт наповал. Махнул, и пальму как скосило, Нарвал кокосов, пожевал.
1. Топор из камня! Дикий гений Тебя когда-то сотворил, Тем самым он для поколений Прогрессу двери отворил.
Конец!


































Приложение 9
Тест
1. Первые люди появились на Земле:
А) 4.5 млн лет назад;
Б) 3 млн лет назад;
В) 2 млн лет назад
2. Человек ведет свое происхождение от:
А) шимпанзе и горилл;
Б) дриопитеков
3. Могли ли австралопитеки изготавливать
простейшие
орудия труда:
А) да;
Б)нет
4. Кто впервые начал использовать огонь:
А) Кроманьонец;
Б) Человек умелый;
В) Человек прямоходящий
5. У кого впервые развивается членораздельная речь:
А) Человека умелого;
Б) Человека прямоходящего;
В)Неандерталец
6. У кого впервые появляется одомашненное животное собака:
А) Кроманьонца;
Б) Неандертальца
7. Кто начинает изготавливать орудия не только из камня, но и из рога и кости:
А) Человек умелый;
Б) Кроманьонец;
В) Неандерталец
8. Где были найдены останки Неандертальца:
А) во Франции;
Б)в Германии;
В) В Танзании
Для оценки своих результатов воспользуйтесь
оценочной шкалой. За каждый верный
ответ по 1 баллу.





Приложение 10
Физкультминутка
Снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата. Дети выполняют упражнения сидя и стоя.
Мы сидели и писали
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем!








Славская Кристина Александровна