Урок по природоведению в 5 классе «Как человек появился на Земле.Древние предки человека»


1.Тема урока
«Как человек появился на Земле. Древние предки человека»
2. Программа УМК используемая для подготовки и проведения урока
Учебник А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс – М.Просвещение
Рабочая тетрадь А.А.Плешаков Природоведение 5 класс – М.Просвещение
3. Необходимые ресурсы
Компьютер, проектор, экран, магнитофон, учащиеся делятся на 4 группы, каждая группа садится за стол с отдельным флажком, длительность урока 45 минут.
4. Ведущая идея урока
Знакомство с гипотезой происхождения человека
5. Планируемые образовательные результаты:
- личностные
осознать себя как часть общества
развивать умение работать в команде
- метапредметные
осознание места человека в окружающем мире
осмысление исторического пути развития человека, посредством работы с художественным образом, различными видами информации
- предметные
изучение специальных терминов
получение знаний о возникновение человека и процесса его развития
6. Интегратор урока - эволюционное развитие человека
7. Описание этапов урока:
-мотивационный этап
Фаза вызова (определение темы урока)
ч
е
л
о
в
е
к

Учитель: сегодня у нас необычное начало урока. Мы поиграем в игру: « Угадай слово». Перед вами слово из семи букв:
К этому слову мы с вами имеем прямое отношение. Оно обозначает живое существо, которое многие считают – венцом природы. Что это за существо? ( Дети угадывают по буквам).
Учитель: Правильно, это существо - человек. Тема нашего урока имеет самое прямое отношение к нам, потому, что каждого человека всегда волновал вопрос – откуда появились люди на Земле и кем были наши предки. Сегодня мы рассмотрим тему «Как человек появился на Земле». По предположению ученых, первые люди появились на земле около 2 млн. лет назад. Населяли они вначале Африку, а затем стали распространятся по другим материкам. Но как они выглядели? Сейчас мы с вами попробуем их представить и сравнить их с нами.
-содержательно-технологический этап
Ребята делятся на 4 группы.
Учитель: на каждую группу выдает изображение современного человека ( рис.1). В пару к нему изображения дриопитека (рис.2), австралопитека (рис.3), человека умелого (рис.4), человека разумного ( неандертальца, кроманьонца (рис.5)). Ученики рассматривают изображения и готовят выступление от каждой группы.

Рис.1 рис.2 рис.3 рис.4 рис.5
Задание. Вопрос 1) Сравните внешний облик древнего и современного человека
2) Назовите отличия и сходства
Выступление по группам. Ученики зачитывают свои ответы. Сравнивая облик современного человека и его предков можно сделать вывод, что многое во внешнем облике есть схожего, а кроманьонец вообще похож на современного человека, т.к. он пользовался камнями и копьем. Но есть и отличие. Особенно оно прослеживаются, когда мы рассматриваем дриопитека, австралопитека. У них присутствует волосяной покров, дриопитек обитал на деревьях.
Учитель: Вот мы с вами и подошли к вопросу: откуда же человек появился на земле? А как вы думаете - откуда? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. (Ответы детей).
Учитель: В средние века существовало много предположений, из которых следовало, что человека сотворил бог, что возможно предки человека появились на Земле из космоса или вышли из воды. Но в 1859 году английский ученый Ч.Дарвин выдвинул теорию ( сл.сл.- система идей в той или иной отрасли знания) происхождения человека от человекообразной обезьяны эволюционным путем ( сл. сл. эволюция – это необратимое историческое развитие природы). До сих пор ученые придерживаются этой теории происхождения человека. Ученик зачитывает (опережающее задание) информацию о Ч.Дарвине.
Чарльз Ро
·берт Да
·рвин ( 12 февраля 1809 19 апреля 1882) английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия
Учитель: Давайте наглядно посмотрим, как человек изменялся от самого далекого предка до наших дней ( рис.6)
рис.6
Учитель: Теперь систематизируем информацию, которую получили на сегодняшнем уроке. И для этого заполним таблицу, пользуясь текстом учебника стр. 142-144. В таблицу мы внесем названия первобытных людей и охарактеризуем их внешние черты.
Название предка человека
Характеристика

Дриопитек
Обитали в африканских тропических лесах несколько миллионов лет назад. Одни из них остались в лесах, другие приспособились к саваннам и редколесьям (современные люди)

Австралопитек
Встали на ноги, чтобы лучше видеть вдалеке. Начали пользоваться палками, камнями, крупными костями антилоп. Их не изготовляли, а только подбирали

Человек умелый
Особый вид. Они изготовляли себе орудия. Кроме того этот человек мог строить жилище – хижины из веток. Возможно, умел пользоваться огнем

Человек прямоходящий
Обладал более развитым мозгом. Возможно, начала развиваться членораздельная речь. Они довольно широко
· расселились по Земле, проникнув из Африки в Европу и Азию

Человек разумный
Существовало несколько форм этого вида, в т.ч. неандерталец и кроманьонец ( по реке Неандерталь – в Германии, грот Кро-Маньон во Франции). Они похожи на современного человека. Оставили после себя рисунки в пещерах. У них появилась собака)


Таблица заполняется по пунктам, командам предоставляется возможность выбора предка человека для характеристики. Каждая команда вносит свои предложения .
Физкультминутка
Учитель: Мы ребята сейчас хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем (Включает ритмичную музыку).
Вновь у нас физкультминутка,
наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Учитель : А теперь, ребята , давайте подумаем как же жили древние люди. В то далекое время, когда наших предков везде поджидала опасность, они вынуждены были приспосабливаться к окружающей среде. Древние люди не могли жить в одиночку. Они бы вымерли от голода, или были бы истреблены поодиночке хищниками. Поэтому они жили группами, которые ученые называют человеческими стадами. Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством – они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц. Орудия были примитивные:
Заостренный камень, палка-копалка, дубина. Эти орудия были несовершенными, но то, что первые люди ими пользовались - говорит об их отличие от обезьян (рис.7)
рис.7
Прошло много сотен тысяч лет, прежде чем люди стали изготовлять орудия труда правильной формы из камня. Это ручные рубила, копья, ножи, гарпуны . Период, когда их изготовляли - называют каменным веком.
Исходя из того, какой главный материал служил для изготовления орудий труда, выделяют такие эпохи в развитии человечества:
– каменный век; медно - каменный век; бронзовый век; железный век.
До наших времен сохранились, прежде всего, каменные орудия труда. Вначале, в эпоху палеолита – древнего каменного века – люди научились заострять камни, нанося несколько ударов камнем по камню. Таким заостренным камнем можно было разрубить мясо и кости, заострить палку. Появляются каменные рубила. Они, а также дубины, палки-копалки были первыми орудиями труда древнего человека. В ходе развития техники изготовления орудий труда на смену палеолиту пришел мезолит – средний каменный век, а затем неолит – новый каменный век, – «эпоха шлифованного камня» (рис.8)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] рис.8
В переводе с греческого «литое» означает камень, «палеос» – древний, «мезо» – средний, «нео» – новый.
Одним из основных занятий первобытных людей было собирательство, при котором люди заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, собирали личинки насекомых, яйца птиц и черепах. Охота, собирательство и рыбная ловля – присваивающие формы хозяйственной деятельности, то есть такие виды хозяйства, при которых человек получал от природы необходимые продукты в готовом виде («присваивал» их)
- рефлексивный этап (подведение итогов)
Учитель: Завершая урок, нам необходимо повторить основные понятия, с которыми познакомились сегодня на уроке
Дети разгадывают кроссворд







ч


















е


















л



2











1


о


















в


















е


















к











































5































3


















































4

























































1. Древесная обезьяна (дриопитек)
2. Человек разумный, живший на реке Неандерталь (неандерталец)
3. Предок человека, впервые вставший на ноги (австралопитек)
4. Человек разумный, живший в гроте Кро-Маньон (кроманьонец)
5. Необратимое развитие природы (эволюция)



Рефлексия
Учитель: Давайте, ребята каждый из вас закончит предложение - пожелание человечеству.
«Люди – живите долго и счастливо на Земле, а для этого надо сделать». Каждый ученик, по- желанию, заканчивает предложение. С каким настроением вы работали на уроке?
-было интересно
-не очень интересно
-совсем неинтересно
Кого вы бы хотели поблагодарить за работу, общение на уроке?
Домашнее задание. Нарисуйте свое представление о жизни древних людей, пользуясь текстом учебника и иллюстрациями к теме.
8. Заключение
В процессе урока у детей формируется представление о различных гипотезах возникновения человека. Путем сравнительного анализа внешности первых людей и современного человека ученики учатся делать выводы, публично представлять результаты своей работы. Возможность работать в команде тренирует умение не только слушать, но и слышать, учиться искать общее, согласованное решение. Овладению культурой диалога помогает постановка на уроке проблемных вопросов. Логическая связь вопросов учит школьников выражать мысли в доказательной форме, выяснять причинно - следственные связи. Объединяя знания исторические и естественнонаучные, ученикам дается возможность проследить длительность процесса формирования человека. Учитывается роль учебника, как главного источника информации.




человек умелыйРисунок 1C:\Users\Людмила\Pictures\человек умелый.jpgРисунок 1