Технологическая карта к уроку по истории России в 6 классе Древние славяне


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет: История России
Класс: 6
АвторыУМК: А. Данилов, Л. Косулина
Тема: Восточные славяне в древности
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях. Научить выявлять особенности образа жизни восточных славян.
Линия 3. Историческое мышление. Научить выявлять главные причины сохранения родового строя у восточных славян к VIII веку, используя понятия: расселение, занятия, религия, нравы, управление.
Линия 4. Нравственное самоопределение. При оценке таких явлений, как первобытное общество и родовая община, научить выявлять нравственные и гуманистические ценности человеческого общества.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Научить давать собственную оценку характеру и поведению восточных славян в деле защиты рода, своей земли, стремлении жить в народоправстве.
Обязательный минимум содержания: расселение славян, влияние природно-климатических факторов на образ жизни народа, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, язычество, нравы славян, народное собрание (вече), родовая община.
Учебно-методическое обеспечение: Компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, карты, подборка исторических документов, таблички на магнитах, магнитная доска, музейные экспонаты.
Технологии, приемы, методы: ИКТ, технология проблемного обучения, технология здоровьесбережения, проблемно-диалогический, игровой, эвристическая беседа, наглядный, словесный, познавательный, практический, метод контроля.Формы организации урочной деятельности: парная, групповая, фронтальная, ролевая игра, работа с информационными источниками.
План урока:
Проблема урока:
Почему к VIII веку не сложилось государства у восточных славян?
Поиск решения проблемы:
Расселение восточных славян. Примерный вывод по проблеме: в VI-VIII вв. восточные славяне заселили обширную территорию в Восточной Европе, что затрудняло их объединению в одну народность;
Занятия славян. Примерный вывод по проблеме: славяне использовали подсечно-огневую и переложную системы земледелия, что предполагало наличие родовой общины.
Религия, быт и нравы восточных славян. Примерный вывод по проблеме: для славян характерно было язычество, что определяло их нравы и поведение и не способствовало единению всех племён так, как христианство или ислам.
Управление у славян. Примерный вывод по проблеме: существование кровнородственных связей и родовой общины тормозило выделению сильной княжеской власти, способной подчинить славян в рамках единого государства.
Технологическая карта
Действия учителя Действия учеников
познавательные коммуникативные регулятивные
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
- с какого времени начинается эпоха Средних веков?
- в какое время и где сформировалось первое в Европе средневековое государство?
-Ребята, а что вы знаете о славянах? Отвечают, основываясь на знания, полученные ранее Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Контролируют правильность ответов обучающихся
Фрагмент ролевой игры.
Составляют план урока
- а вот что пишут средневековые авторы о славянах VI века: (слайд №2)
- Как вы понимаете их слова? Читают высказывают своё мнение - т. е. славяне в это время жили еще первобытным строем.
- А как управляется общество при такой системе? (слайд №3) рассказ о народном собрании (вече)
А что такое государство? Слушают, делают выводы об отсутствии признаков государства
Добавляют известные факты почему же славяне не создали своего государства к VIII веку?
(слайд №4) -Вот на этот вопрос мы и давайте сегодня попытаемся ответить.
Вопрос группам: «Подумайте, каковы причины отсутствия Государства у славян»-1 мин
Работа в группах
Выдвигают версии Мозговой штурм
формулируют учебную проблему
Участвуют в обсуждении -А причина – в образе жизни восточных славян, значит, нам надо…… рассмотреть этот образ жизни - а что понимается под понятием образ жизни? (слайд №5) рассматривая образ жизни славян, давайте определимся с темой нашего урока Участвуют в целеполагании(слайд №6): тема Записывают в тетради Итак, с темой определились, с проблемой определились, план работы наметили. Начнем?
Настрой на работу Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
А. Расселение славян
(слайд №7) Записывают в тетради (слайды №8 и №9) рассказ о Несторе и его «Повести временных лет»;
- вот указаны некоторые из племен, названные Нестором. Попробуем определить их места расселения. Указать места расселения ильменских словен и полян Работают с картой Работают в парах Оценивают правильность работы учащихся у доски
(слайд №10)
- что можно сказать о территории, заселенной славянами?
- легко ли было объединить такую огромную территорию под одной властью?
Игровой элемент Выдвигают версии Взявшись за
руки,
имитируют коммуникабельность социума Ролевая игра
- Итак, сделаем вывод: (слайд №10-а), на доске появляется табличка с текстом «Обширная территория» Делают вывод о невозможности объединения племен в один народ. Записывают (слайд №11)
Б. Занятия славян Записывают в тетради (слайд №12)
- на основании различных археологических находок определите занятия восточных славян Выстраивают ассоциативный ряд, используя музейные экспонаты, высказывают свои выводы Группа ребят демонстрирует экспонаты, остальные оценивают правильность выводов, добавляют
(слайд №13) рассказ о подсечно-огневой и переложной системе земледелия Записывают определения в тетрадь - а легко ли одной семье было подготовить участок при подсечно-огневой системе? Кто мог придти на помощь? Предполагают, дискуссия - Итак, сделаем вывод: (слайд №13-а), на доске появляется табличка с текстом «Родовая община» записывают (слайд №14)
В. Религия, быт и нравы славян Записывают в тетради (слайды №15, №16 и №17)
- прочитайте документ и, отбросив лишнее, заполните таблицу Выполняют задание Работают в группах по шесть человек Оценивают правильность выполнения задания, сравнивая с эталоном
(слайды №18-19)
-рассказ по иллюстративному материалу, беседа с классом;
Физминутка в игровой форме (слайды №18) :- давайте как и древние наши предки попросим Ярило дать нам богатого урожая
Все встают, поднимают руки кверху и произносят трижды: «О Ярило-светило! Приди с летом, дождём, с житом, жнивьём!» Реплики, отзывы, рассказы.
Формируют умения синхронно говорить и выполнять движения Оценки.
-- Итак, сделаем вывод: (слайд №20), на доске появляется табличка с текстом «Язычество» записывают Выражение решения проблемы и регуляция урока
(слайд №21)
-Так в чем причины того, что у восточных славян не сложилось государство к VIII веку?
-решили мы с вами нашу проблему? Подводят итог урока, опираясь на таблички на доске
Закрепление материала (определение выхода, продукта) - применение знаний
(слайд №22)
-ответьте на вопросы («да», «нет»), вписав ответы в клеточки.
- закрасьте те клеточки, где у вас стоят ответы «нет» Выполняют задание (слайд №23)
-В конце работы у вас должен получиться белый крест. Если так, то материал урока вами уяснен полностью!
Молодцы! Сверяют. Оценивают
Домашнее задание
(слайд №24)
§1, вопросы к параграфу и документу на стр. 13-14, таблица племен.