Внеклассное мероприятие Космическая викторина

Внеклассное мероприятие по математике «Космическая викторина» для студентов первого курса.

Цели мероприятия:
Формировать математическую культуру учащихся.
Развивать интуицию, эрудицию, сообразительность и любознательность.
Воспитывать настойчивость, волю, умение работать в коллективе.
Стимулировать интерес к предмету.
Расширить кругозор студентов

Оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Подготовительный этап.
В группе определяются двое ведущих, жюри (5 человек) и команд (по 5 человек). Каждая команда выбирает капитана и придумывает девиз.

Ход мероприятия
На экране слайд с заставкой игры
1 ведущий Вы, конечно же, знаете, что 12 апреля отмечается День космонавтики. Полет человека в космос был совершен 12 апреля 1961 года. А с чего же все начиналось?
2 ведущий Может быть, все началось с Николая Коперника, который открыл людям глаза на их истинное место во Вселенной.
1 ведущий А может быть, все началось с наблюдений Галилео Галилея, который с помощью самодельного телескопа подтвердил доводы Коперника о том, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца, и сделал много замечательных открытий о планетах Солнечной системы.
2 ведущий А может, с его современника Джордано Бруно, утверждающего, что Вселенная бесконечна и в ней бесконечное множество миров.
1 ведущий Следующий в ряду великих людей Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения и подтвердивший законы Кеплера.
О полетах с Земли в другие миры мечтали многие мыслители и писатели. Но только русский изобретатель Константин Циолковский разработал теорию реального способа преодоления земного притяжения.
2 ведущий Благодаря расчетам Мстислава Келдыша человечество имеет возможность преодолеть звуковой барьер.
Сергей Королев – основоположник практической космонавтики. С его именем связана эпоха первых достижений в этой области.
Циолковский и Королев стали отцами новой науки – космонавтики, а термин «космонавтика» впервые появился в 1933 году. [5]

На экране слайд с названием конкурса, далее меняются слайды с вопросами и ответами.
1 конкурс «Предполетная подготовка»
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Как звали первого космонавта? (Ю.Гагарин)
Кого называют отцом космонавтики? (Циолковский)
В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли? (1957)
Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил путешествие по орбите? («Восток»)
В 1971 г. была выведена на орбиту первая орбитальная станция. Это был настоящий летательный дом, состоящий из нескольких комнат-отсеков, в которых свободно разместился экипаж из трех человек, проработавший в космосе почти месяц. Как называлась эта первая орбитальная станция? («Салют»).

Жюри оглашает результаты.

2 конкурс «Созвездие»
На экране слайд с названием конкурса
1 ведущий В темную безоблачную ночь можно увидеть тысячи звезд. Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что некоторые ярче других. Звезды кажутся нам крохотными огоньками, но на самом деле они совсем не маленькие. Они представляют собой огромные раскаленные газовые шары. Группы ярких звезд, образующие определенную композицию, хорошо узнаваемы. Мы называем их созвездиями, каждое из которых имеет свое название. А придумали их еще в Древней Греции. Греки, прекрасные мореплаватели, по небесным созвездиям определяли путь, когда плыли на корабле. Названия у созвездий очень красивые: Цефей, Кассиопея, Персей, Андромеда, Орион и другие.
От каждой команды приглашается по одному игроку. По предложенным координатам надо начертить созвездия. Команде, первой выполнившей задание 1 балл, если команда отгадает созвездие + еще 1 балл.

Координаты:
(6; 6), (3; 7), (0; 7,5), (-3; 5,5), (-5; 7), (-6; 3), (-8; 5) (Малая Медведица)

(-15; -7), (-10; -5), (-6; -6,5), (-3; -6), (-1; -10), (5; -10), (6; -6) (Большая Медведица) [5]

После того как команды закончили выполнять задание, на экран выводятся слайды с правильными ответами.
Жюри оглашает результаты.

3 конкурс «Солнечная система»
На экране слайд с названием конкурса
2 ведущий Каждый день Солнце проходит по небу с востока на запад. Кажется, что Солнце обращается вокруг Земли, однако в действительности это Земля вращается вокруг своей оси и одновременно обращается вокруг Солнца. Солнце образует центр нашей системы – это раскаленный газовый шар. Четыре небольшие планеты, расположены ближе всех к Солнцу – Меркурий, Венера, Земля и Марс – называются внутренними, они имеют твердую поверхность. Остальные планеты называются внешними: четыре газовых гиганта – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Выполнив следующие задания, вы сможете узнать некоторые известные факты, связанные с этими планетами. [1]
На экран выведен слайд с названиями планет, за каждой из которых скрывается вопрос.
Командам предлагается выбрать вопросы для команды соперников. Если соперники затрудняются ответить, команда, задавшая вопрос, имеет право ответить. Время выполнения 1 минута. За правильный ответ 1 балл.
Вопросы:
Солнечная система огромна. Для того чтобы узнать, чему равно расстояние от Земли до Солнца в миллионах километров, решите уравнение (х+3):х=1,02 (150 млн. км)
Сатурн совершает полный оборот вокруг своей оси в течение 36 960 с. Выразите это время в мерах наивысших наименований. (10 ч. 16 мин)
Диаметр планеты Меркурий приближенно равен 5 тыс. км. Диаметр планеты Венера в 2,48 раза больше, а диаметр планеты Марс составляет 17/31 диаметра Венеры. Найдите диаметр Венеры и Марса. (диаметр Венеры 12,4 тыс. км, диаметр Марса 6,8 тыс. км)
Диаметр Солнца равен 1 392 000 км. Найдите длину солнечного экватора
(с точностью до тысяч километров) (4371 тыс. км) [1], [2]
Жюри оглашает результаты.

4 конкурс «Конкурс капитанов»
На экране слайд с названием конкурса
Один раз за игру капитан может воспользоваться помощью игрока команды и один раз помощью команды. За каждый правильный ответ капитана команда получает 1 балл.
На экране появляются слайды с вопросами
Вопросы:
1. Как называется летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее время полеты в космос?
А) Космический корабль
B) Космический лайнер
С) Космическая лодка
D) Космический баркас
2. К какому классу небесных тел относится Солнце?
А) Планетам
B) Звездам
С) Кометам
D) Космическому мусору
3. Что сказал Гагарин в первую секунду полета?
А) Поехали!
B) Полетели!
С) Наконец-то!
D) Хочу домой!
4.Название какой планеты в переводе на русский язык означает «страх»?
А) Венера
B) Марс
С) Плутон
D) Фобос
5. Как фамилия космонавта, впервые осуществившего выход в открытый космос в 1965 году?
А) Армстронг
B) Гагарин
С) Леонов
D) Титов
6. Как назывался летательный аппарат, который называли «нашим ответом американскому Шаттлу»?
А) Буран
B) Уран
С) Протон
D) Энергия
7. Сколько звезд в Солнечной системе?
А) Одна
B) Две
С) Три
D) Не сосчитать
8. Как звали первую женщину-космонавта?
А) Валентина Терешкова
B) ее имя неизвестно
С) Жанна Д'Арк
D) Софья Ковалевская
9. Какая планета была названа в честь древнего бога войны?
А) Юпитер
B) Венера
С) Сатурн
D) Марс
10. Что в переводе на русский язык означает слово «планета»?
А) Круглая
B) Блуждающая
С) Большая
D) Космическая
Жюри оглашает результаты.


5 конкурс «Космические новости».
На экране слайд с названием конкурса
Капитаны вытягивают задачи, которые требуется решить команде. Команда, первая получившая правильные сведения, получает 2 балла. Время выполнения 1 минута.
На экран выводятся задания для команд. После того, как команды огласили свои результаты, на экран выводятся правильные ответы.
Задачи:
1. Каждый год в нашей Галактике появляется около новых звезд.
Вычислите интеграл: 13 EMBED Equation.3 1415 (40)
2. Чтобы заглянуть в прошлое, достаточно посмотреть на самую дальнюю из видимых нам звезд. Свет от нее доходит до нас спустя миллиарда лет.
Вычислите производную функции в точке 13 EMBED Equation.3 1415: 13 EMBED Equation.3 1415 (4) [4]
Жюри подводит итоги и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей.

Литература
Денисова И. Мы и космос // Математика. Методическая газета для учителей математики, 2011 г. - №6. – С.17.
Евстифеева Т. Космический урок по теме «Длина окружности» // Математика. Методическая газета для учителей математики, 2011 г. - №6. – С.31.
Павлова М. Математическая игра «Необыкновенный полет» // Математика. Методическая газета для учителей математики, 2011 г. - №6. – С.19.
Сивацкая И. Космос в цифрах // Математика. Методическая газета для учителей математики, 2011 г. - №6. – С.12.
Ягодкина Е. Ко Дню космонавтики // Математика. Методическая газета для учителей математики, 2011 г. - №6. – С.4-7.