Обучениие грамоте: Звуки [т], [т’]. Буквы Тт. Чтение слогов, слов, предложений.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Название УМК - «Школа России». Предмет – обучение грамоте. Класс – 1
Тема: Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м .
Тип урока – урок открытия новых знаний. ( ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цель: познакомить со звуками [м], [м’] и буквами, которые их обозначают.
Задачи,направленные на получение:
Предметных результатов:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
уметь моделировать схемы слов, читать их сравнивать слово и предложенные схемы;
показать роль фонемы в образовании слов, продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают.
Метапредметных результатов:
Познавательные:
расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление;
выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации,
тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; ассоциативного мышления, воображения, внимания,; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя, развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся;
Регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
самостоятельно решать ребусы, кроссворды, используя свои знания
развивать способность к самоконтролю
Личностные:
воспитание положительной мотивации к учению;
формировать интерес к изучению родного языка;
воспитание духовно развитой личности;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
воспитывать чувство взаимоуважения, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность,
способствовать развитию самостоятельности;
формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости; учить работать в парах, группами, сообща.
Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.
Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социально – активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения.
Содержание урока направлено на формирование личностных УУД (развитие мотивации к учёбе, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей), познавательных УУД (строить сообщения в устной форме, развитие знаково-символических действий – замещение буквы звуком, воспринимать смысл предъявляемого текста), коммуникативных (договариваться, приходить к общему мнению, определять цели и способы взаимодействия), регулятивных (учить адекватно воспринимать оценку учителя, ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и, того, что ещё неизвестно). На этом уроке есть прекрасная возможность расширить знания учащихся.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. Наряду с этим используются здоровьесберегающие, развивающие педагогические технологии, реализуется технология проблемно – диалогического обучения, технология деятельностного метода.
Представленный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Наряду с общедидактическими принципами, основополагающими принципами данного урока являются:
Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка.
Принцип действенного подхода к обучению.
Принцип обоснованного ответа.
Принцип сотрудничества ,делового партнёрства учителя и учащихся.
В ходе урока удалось решить поставленные задачи, избежав переутомления и перегрузки учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.
Этап урока Время, мин. Содержание учебного материала Методы
и приёмы работы ФОУД (формы организации учебной деятельности) Деятельность учителя Деятельность обучающихся ФУУД (формирование универсальных учебных действий)
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок 2 Приветствие учащихся.
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что когда звенит звонок,
Он зовёт всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
– Проверим готовность к уроку Словесный. Фронтальная. Слово учителя Приветствует учащихся. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Личностные:
воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка;
II. Этап целеполагания и планирования
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством девиза;
3 -558809525Всякое начало трудно!
00Всякое начало трудно!

Прочитайте поговорку.
Как вы ее понимаете?(Всегда трудно что-то начинать, …)
Сегодня мы начнем с вами изучать новую тему. Какие ваши ощущения? Боитесь ли вы приступать к работе?
Что важно при изучении нового? (Постараться самим открыть новые знания.)
Как мычит корова?
Какой первый звук вы произносили?
Давайте сформулируем учебную задачу урока Фронтальная. Словесный. Слово учителя Мотивирует учащихся к
учебной деятельности.
Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения.
Му-му-му
– [м].
– Познакомимся со звуками [м], [м’] и буквой, обозначающей их на письме Регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник с. 85) 10 На доске предметные картинки с изображение дома и цифры 7.
– Что изображено на картинках?
– Выполните слого-звуковой анализ слов дом, семь.
– Выделите согласные звуки [м] и [м’].
– Согласные звуки [м] и [м’] – звонкие Словесный. Фронтальная. Беседа, анализ слов Задает вопросы. – Дом, семь.
Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.
– В слове дом звук [м] твердый, в слове семь звук [м’] мягкий Познавательные:
расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
2. Знакомство с буквой М – Какой буквой обозначаются звуки [м] и [м’] на письме?
– На что похожа буква (эм) М?
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
– Выложите букву М из палочек Словесный, практический. Фронтальная.
Беседа, моделирование буквы Находят букву М на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из палочек выкладывают букву М Познавательные:
расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
Физкультминутка 2 Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок Практический Коллективная Проводит физминутку. Выполняют движения по тексту под руководством учителя Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
IV. Первичное закрепление.
3. Чтение слогов-слияний (учебник с. 85) 5 – Прочитайте слоги.
– В каких слогах звук [м’] – мягкий, а в каких слогах [м] – твердый?
– Прочитайте слова.
– Что обозначают прочитанные слова? Словесный, практический. Коллективная, индивидуальная. Чтение Организует работу с учебником Хором читают слоги.
– Ми, ме – согласный звук [м’] – мягкий.
Ма, мо, му, мы – согласный звук [м] – твердый Предметных результатов:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
4. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» Учитель знакомит с правилами игры. Поднимаем синюю карточку, если слышим твердый звук, зеленую карточку если слышим мягкий звук.
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл Словесный. Игра Коллективная Проводит игру, знакомит с правилами.
Дети поднимают синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышат твердый согласный [м]. Зеленую карточку – если услышат мягкий звук [м’] Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
V. Самостоятельная работа.
5. Чтение слов в столбиках и текста (учебник, с. 85) 5 – Прочитайте слова.
– Назовите самые дорогие слова.
– Прочитайте рассказ «На уроке».
– Слово мир может иметь разные значения.
Мир – вся земля.
Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры, отсутствие войны Словесный, практический. Чтение, беседа Фронтальная, индивидуальная. Организует работу с учебником Читают слова.
– Мама, мир.
Читают рассказ по предложениям.
Слушают объяснение учителя 6. Москва – столица нашей Родины. Чтение текста, составление рассказа, (учебник, с. 85) – Назовите столицу нашей Родины.
– Составьте предложение со словом Москва.
– Придумайте с другом рассказ о Москве, используя слова: столица, Красная площадь, разные народы, Кремль, красиво Словесный, практический. Чтение, беседа, рассказ Фронтальная, парная. Организует работу с учебником. Проводит беседу. – Москва.
Придумывают предложение со словом Москва.
Составляют рассказ с опорными словами Познавательные:
расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
7. Работа с иллюстрацией Чтение стихотворения.Дифференцированное задание (учебник, с. 84) – Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что на ней изображено.
– Прочитайте стихотворение Словесный, наглядный. Беседа, рассказ Фронтальная. Рассматривают иллюстрацию.
Читают, рассказывают Физкультминутка 2 Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова – по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три! Практический Коллективная. Проводит физминутку. Выполняют движения по тексту под руководством учителя Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя
8. Работа с пословицами (учебник, с. 84) – Прочитайте пословицы.
– Как вы понимаете их смысл?
– Найдите буквы М в пословицах Словесный, проблемный. Чтение, беседа Фронтальная. Организует работу с учебником Читают пословицы, объясняют их смысл. Находят буквы М в словах VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с текстом и иллюстрацией (учебник, с. 86) 4 – Прочитайте текст.
– Выполните задания к тексту.
– Рассмотрите картинку.
– Расскажите о своем дне Словесный. Беседа, чтение, рассказ Коллективная. Организует работу с учебником Читают текст по предложению. Отвечают на вопросы.
Составляют рассказ Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих
2. Чтение скороговорки (учебник, с. 86) – Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстро. Какой звук повторяется? Словесный, практический. Чтение скороговорки Групповая, индивидуальная. Организует работу с учебником Читают скороговорку.
– [м] и [м’] 3. Дидактическая игра «Составь слово» (учебник, с. 86) – Составьте слова из слогов.
– Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на -ка Словесный, практический. Игра Парная. Организует работу с учебником – Сумка, рамка.
Придумывают слова, оканчивающиеся на -ка Коммуникативные: воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе.
VII. Рефлексивно-оценочный
Цель:
зафиксировать содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2 Какую цель ставили на уроке?
Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.
С какими новыми звуками мы сегодня познакомились?
- Охарактеризуйте их.
Оцените свою работу на уроке веселой или задумчивой рожицей. Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете веселую «рожицу», если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивую «рожицу».
– Спасибо за урок Словесный. Беседа Фронтальная, индивидуальная. Подводит итог урока. Отвечают на вопросы учителя Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.