Классный час «И помнит мир спасенный» Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается. (Урок мужества)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»








«И помнит мир спасенный»
Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается.
(Урок мужества)








Строкач Наталья Петровна
Классный руководитель 6«А» класса






г. Хабаровск - 2015 год

«И помнит мир спасенный»

Урок мужества, посвященный памяти погибших в
Великой Отечественной войне

Цель: патриотическое воспитание учащихся.
Задачи:
формирование у учащихся гражданской зрелости;
воспитание чувства гордости и любви к своей Родине,
краю, городу;
привитие чувства гордости за героическое прошлое своего народа;
воспитание чувства уважения и благодарности к заслугам перед Родиной старшего поколения за их подвиг.

Оформление кабинета.
Выставка художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории России и её героям.
Материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, над которыми шефствует класс.
Выставка рисунков учащихся класса «И помнит мир спасенный»

Художественное оформление урока мужества.
Фонограмма музыкальных произведений времён Великой Отечественной войны.
Видео, кино и фото документы.

Оборудование
мультимедийный проектор
компьютер

Подготовительная работа.
Конкурс рисунков «И помнит мир спасенный».
Шефство над участниками Великой Отечественной войны, сбор материалов о них.
Посещение экскурсии в военно-историческом музее по теме «Перелистывая страницы истории».




«Патриотизм – это не значит только одна
любовь к своей Родине. Это гораздо больше.
Это сознание своей неотъемлемости о родины и
неотъемлемые переживания с ней её счастливых и несчастных дней».
А.Н.Толстой.

В зале звучит фонограмма.
Выступление ученика

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится что живы
(К. Симонов)

Вступительное слово учителя.
Что такое война? (Ответы детей) Слайд 2
- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?
Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, память, кровь, помощь, ужас, победа. (На фоне звуков войны)

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавшие великие ценности, созданные человеком.
Прошло более полувека, почти 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в людских душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, что бы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как это было

Выступление ученика стихотворение «Война»:
Война- жесточе нету слова Война – печальней нету слова Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет И на устах у нас иного Еще не может быть и нет
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все 4 года.
Видеоролик Левитана: « Внимание, внимание! Говорит Москва.»
Выступление ученика:
4 долгих года,1418 дней и ночей, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.
Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский союз. На нашу землю было брошено 190 дивизий, огромное количество танков и самолетов. По советской земле двигались войска союзных Германии государств Италия, Финляндия, Румыния и Венгрия.
Противник разработал «План Барбаросса» ведение молниеносной войны, намечало разгром Красной Армии, захват Москвы вывод немецко-фашистских войск в течение 8 недель на линию Архангельск-Астрахань.
Это была империалистическая, захватническая война со стороны Германии. Советское население они хотели превратить в рабов или уничтожить. Советский народ поднялся на войну против захватчиков, народ вел войну защищая честь, свободу и независимость своей Родины.
13 EMBED Package 1415
Выступление ученика:
Советские войска яростно сопротивлялись, несли огромные потери, но не могли остановить противника. К зиме 1941 года немецкие войска овладели Прибалтикой, Молдавией, Украиной, Белоруссией, окружили и блокировали Ленинград.
Осада Ленинграда длилась 900 дней. Люди умирали от голода один за другим, но город выстоял. Особенно тяжело было пережить блокаду детям. Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
«Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра, 1941год.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер13 апреля в 2 часа ночи1942 года.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»
13 EMBED Package 1415
Блокада Ленинграда
Выступление ученика:
В декабре 1941 года в битве под Москвой советские войска перешли в контрнаступление, предприняв первую в ходе войны крупную наступательную операцию. Враг был отброшен.
В 1942 году прошли битвы под Сталинградом, где наши войска разгромили группировку войск Германии и её союзников.
5 июля 1943 состоялась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны - битва на Курской дуге.
Одновременно с советскими войсками перешли в наступление силы Англии и США.
В апреле-мае 1945 года наши войска захватили Берлин.
Выступление ученика:
Кроме солдат погибших на поле боя были миллионы жертв мирного населения. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили « новый порядок». На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми. Я хотела что бы вы услышали письмо Кати Сусаниной.
Выступление ученика:
Март, 12, Лиогно, 1943 год.  Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот... Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню... А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают. Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он. Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку. Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!.. Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина... Мое сердце верит: письмо дойдет.
Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес: "Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей!

Выступление ученика:
Письмо было опубликовано в газете « Комсомольская правда» 27 мая 1944
Но самыми обездоленными детьми были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.
Из воспоминаний выжившей чудом девушки из города Талина: « В сентябре 1941 года немцы взяли деревню. Бабушка от ранений умерла, отец на фронте, маму расстреляли немцы, меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Нас, детей в лагере было много. Поселили нас при госпитали, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до последней капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь « Клоога» выжила чудом»
Выступление ученика:
В годы войны фашистами была принята программа «Холокост», программа по уничтожению славянского и еврейского населения. Были созданы специальные лагеря:
Бухенвальд
За период 16 июля 1937 – 31марта 1945 года через его застенки прошло 238980 человек, из них 56545 человек были убиты, около 21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года, около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.
Освенцим
Был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Комбинат смерти; с газовыми камерами, крематориями, с 12 печами, с 46 ретортами, в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 2030 минут.
Равенсбрюк
Большой женский лагерь, построенный на территории Германии. 92700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли себе здесь могилу.
Заксенхаузен
Где 9 лет зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945 года – 33 тыс.
Маутхаузен
С лета 1938г. по май 1945г. через него прошло 325 тыс. человек, из них 122767 человек было расстреляно, замучено, заживо саженно.
Саласпилс
В годы войны в саласпилском лагере смерти были убиты более 53 тысяч человек (вместе с филиалами - 100 тысяч). В Саласпилсе были замучены более 7 тысяч детей. Над людьми проводились опыты, как на животных.
И многие другие, где было зверски убито больше 11 миллионов человек.
Выступление ученика:
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла
Там были женщины и дети,
И эта девочка была
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?»
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может
И дал он очередь, спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
-Чулочки тоже, дядя, снять?
13 EMBED Package 1415
Выступление ученика:
Память что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.
Все дальше, год за годом, уходят в историю страны военные огненные годы. Да уходят, но никогда в памяти народной не изгладится великий подвиг солдат, погибших за свою Родину, выполнявших свой сыновей долг.
Прошло уже много лет, но никогда не покинет печаль сердца близких, родных, чьи сыны, мужья, братья и сестры, не дожили до Победы, не вернулись домой с полей сражений.
Честно и добросовестно служили и наши земляки в разных частях, на разных фронтах, выполняли общее дело, спасали родную землю от врага.
Многие прошли тысячи км. , дошли до Берлина.
Они все хотели вернуться в теплые дома, что бы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей, жен. Очень хотели но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.
Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники. И до самой смерти своей не верили в их гибель, надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.
Эта война показала массовый героизм советского народа, как солдат так и тружеников тыла.
Из воспоминаний наших земляков мы узнаем о войне их глазами.







Учащиеся слушают воспоминания
о войне ветеранов ВОВ.







Поклад Иван Порфирьевич рассказывает
учащимся лицея о войне
Ради завоевания Победы и сохранения независимости наш народ шел на большие лишения, стойко переносил все тяготы войны, проявил высокое сознание своего долга перед Родиной
Советский союз победил в этой войне, потому что источником его силы был народ огромной страны, потому что фронт и тыл были едины. Проливая кровь и жертвуя самым дорогим, своей жизнью, здоровьем, терпя лишения и невзгоды, отказывая во всем себе старшее поколение, сделало все возможное, что бы мы ни знали ужасов войны.
ПРОСМОТР МЕДИАФИЛЬМА «Лучший ролик о ВОВ»






Классный руководитель 6а класса
МБОУ «Математический лицей»
Строкач Наталья Петровна











13PAGE \* MERGEFORMAT141215




15