Открытое занятие по программе Занимательная азбука на тему: Обобщение и закрепление знаний о русских народных сказках для детей 6 летнего возраста


ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Занимательная азбука»
Тема: «Обобщение и закрепление знаний о русских народных сказках».
Для детей 6-ти летнего возраста.
Составитель: педагог дополнительного образования
Бровкина Галина Владимировна
Тема занятия: «Обобщение и закрепление знаний о русских народных сказках»
Название занятия:
«Инсценировка любимых сказок. Чтение микро- рассказов.».
Цель:
Обобщение и закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Обучающие:
Обогащение словарного запаса:
Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев, названия сказочных предметов;
Развитие лексико-грамматического строя речи:
Закрепить умение составлять из слов предложения;
Развитие связной речи:
Закрепить умение пересказывать отрывок из сказки с опорой на картинку; совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
Развитие звуковой культуры речи:
Закрепить понятие «звук»;
Развивающие.
Развить устойчивую психологическую социальную адаптацию к восприятию информации, знаний ребёнка;
Развить воображение, память, внимание, речь детей, инициативу;
Воспитательные.
Воспитывать умение выслушивать до конца товарища, не перебивая его, воспитывать любовь и интерес к сказкам, формировать эмоциональную отзывчивость.
Тип занятия:
Закрепление пройденного материала.
Форма занятия:
Литературная викторина.
Метод проведения занятия:
Словесный.
Предполагаемый результат:
Дети закрепят знания о сказках, повторят понятие «сказка», виды сказок, перескажут отрывок из сказки с опорой на картинку, отгадают загадки, составят предложения из опорных слов.
В данном занятии используются технологии:
-здоровье сберегающие (физкультминутка, динамические паузы);
-личностно-ориентированные (индивидуальный подход к каждому воспитаннику);
-технология воздействия сказкой (использование сказок и магнитного кукольного театра);
-игровые (литературная викторина);
Дидактические, методические, наглядные пособия:
Для учащихся:
Карточки-иллюстрации из сказок, картинки-путаницы из сказок, картинки с изображениями сказочных предметов, карточки с названиями перепутанных сказок, карточки со словами для заклинания;
Для педагога:
Диск с физкультурной разминкой, перчаточные куклы гнома Фомы и гнома Ерёмы, карточки с загадками, мяч.
Оборудование:
Магнитофон.
Методическое обеспечение занятия:
Познавательная игра-лото «Угадай сказку».
Познавательная игра-лото «Герои русских сказок».
Познавательная игра-лото «Что перепутал художник».
Интернет ресурсы:
www.razvitierebenka.comwww.maam.ruwww.olesya-emelyanova.ruwww.liveinternet.ruwww.nashideto4ki.ruwww.rebenok16.ruОрганизационный этап.
Цель:
Создать благоприятную атмосферу для проведения занятия, настроить детей на восприятие материала.
Приветствие педагога:
Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на нашем занятии. Скажите, пожалуйста, а вы готовы сегодня со мной поиграть? (Ответы детей). Я предлагаю вам вместе со мной познакомиться с гномом Фомой (педагог крепит на доске изображение гнома) и гномом Ерёмой (педагог крепит на доске изображение гнома) и побывать у них на литературной викторине по русским народным сказкам, а для этого давайте поприветствуем друг друга (педагог проводит с детьми стихотворную разминку). Повторяйте за мной:
«Мы все за руки возьмемся (дети берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (дети поворачиваются друг к другу и улыбаются).
Слева друг и справа друг (показывают сначала налево, а потом направо),
Улыбнемся все вокруг.»
Педагог:
Замечательно, от ваших улыбок стало светлее и теплее. Ну что, готовы принять участие в литературной викторине гнома Фомы и гнома Ерёмы? (Ответы детей)
Основной этап.
Цель:
Добиться усвоения детьми материала занятия игровыми методами.
Педагог:
Друзья- гномы, мы готовы принять участие в вашей викторине. Что нам с ребятами надо делать? (Педагог использует две перчаточные куклы, изображающие гнома Фому и гнома Ерёму, и предлагает ребятам по очереди исполнять роли гномов, импровизируя).
Педагог:
Гномы, скажите, вы живете в волшебном сказочном лесу? (Гномы отвечают).
Педагог:
Ребята, гномы мне рассказали, что у них случилась беда. Гном Фома забыл названия сказок, а гном Ерёма перепутал всех сказочных героев и теперь просят нас им помочь. А для этого нам надо выполнить все те задания, которые нам приготовили гномы.
Задание 1 от гнома Фомы «Ушки на макушке».
Угадай, о какой сказке идет речь:
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею,
Сделался милой, красивой, пригожею. («Царевна-лягушка»).
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»).
На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. («Колобок»).
Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? («По -щучьему велению»).
Заигралась сестрица,
Унесли братишку птицы. («Гуси-лебеди»).
Задание 2 от гнома Ерёмы «Угадай название сказки».
(Детям предлагаются иллюстрации из сказок, нужно отгадать, как эти сказки называются и по предложенной картинке рассказать отрывок из данной сказки).
Задание 3 от гнома Фомы «Помогите вспомнить».
Гном просит помочь вспомнить:
Какую песенку пел колобок?
Что пела коза своим козляткам?
Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
Какие слова произносил Емеля, чтобы делалось все само?
Педагог:
Молодцы, ребята, хорошо справляетесь с заданиями! Не устали? Давайте мы с вами немного отдохнем и покажем нашим гномам, какие у нас бывают разминки и предложим им выполнить разминку вместе с нами. (Дети выполняют музыкальную физкультминутку).
Задание 4 от гнома Ерёмы «Что напутал художник в сказке?».
(Детям предлагаются картинки-путаницы, они должны ответить, что неправильно изобразил художник на этих картинках и найти правильную картинку к сказке).
Задание 5 от гнома Фомы «Исправь ошибку».
Однажды гном Фома целую неделю читал сказки и все названия у него перепутались. Надо помочь гному вспомнить названия. (Детям предлагается прочитать на карточках названия перепутанных сказок и сказать правильное название сказки):
«Царевна-индюшка».
«По собачьему веленью».
«Иван царевич и зеленый волк».
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка».
«Петушок-золотой пастушок».
«Мальчик-с-кулачок».
«Лапша из топора».
Задание 6 от гнома Ерёмы «Какому сказочному герою принадлежит этот предмет?».
(Детям предлагаются карточки-картинки с изображением сказочных предметов, надо назвать что это за предмет, кому он принадлежит и для чего он нужен в сказке).
Задание 7 от гнома Фомы «Давай поиграем».
(Для выполнения этого задания берется мяч, дети становятся в круг, гном просит дополнить имя сказочного героя и сказать с какого звука начинается это имя, какой это звук (гласный или согласный)):
Елена … Прекрасная.
Василиса … Премудрая.
Кощей … Бессмертный.
Сестрица … Аленушка.
Братец … Иванушка.
Змей … Горыныч.
Крошечка- … Хаврошечка.
Мальчик с … пальчик.
Иван … царевич.
Лягушка … царевна.
Змей … Горыныч.
Задание 8 от гнома Ерёмы «Составь волшебное заклинание».
(Гном нашел в книге сказок волшебное заклинание, но книгу уронил и из нее рассыпались все слова, теперь гном на может прочитать заклинание, так как все слова перепутались. Задание для детей: из предложенных слов выложить предложение-заклинание):
Надо верить в чудеса, без чудес никак нельзя!
Педагог:
Как много интересных заданий нам дали сказочные гномы, но мы со всеми заданиями справились, ответили на все вопросы!
3.Заключительный этап.
Цель: закрепить полученные знания, подводя итоги литературной викторины.
Педагог: Ну вот и подошло к концу наше занятие, давайте мы с вами попрощаемся с гномом Фомой и гномом Ерёмой, закроем ладошками глазки, скажем волшебное заклинание наших гномов: «Надо верить в чудеса, без чудес никак нельзя!». Открываем глазки. Наши гномы остались в своей волшебной стране, а мы с вами завершаем наше необычное занятие.
Фома, вместе со своим другом Ерёмой, оставили для вас подарок: книги сказок, которые вы можете сами прочитать, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями. Эти книжки будут вам напоминать о том, что чудеса в жизни бывают, надо только в них верить!
(Педагог сообщает о том, что занятие окончено. Дети хором говорят стихотворение, расставаясь):
Мы ногами топ-топ-топ (топают ногами),
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши),
Мы глазами миг-миг-миг (хлопают ресницами),
Мы плечами чик-чик-чик (поднимают и опускают плечи),
Раз-сюда (поворачиваются вправо), два-сюда (поворачиваются влево)
Повернись вокруг себя (поворачиваются),
Раз-присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два (хлопают в ладоши)
Расставаться нам пора (подпрыгивают вверх).
Дети забирают книжки и уходят домой. Занятие окончено.