Урок по русскому языку.Тема урока: «Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов».


Тема урока: «Точность и правильность речи.
Повторение звукового анализа и правила переноса слов».
29 апреля 2014 год
Урок русского языка по СУ
«Начальная школа 21 века».
Учитель начальных классов: Проскурина Наталья Алексеевна.
Цель: создавать условия для формирования точной и правильной речи
Задачи:
- анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, и выявлять в нём ошибки;
- знакомить со словами, которые указывают на предметы, признаки, кол-во, но не называют их;
-повторять звуковой анализ слова;
- повторять правило переноса слов;
- создавать условия для овладения диалогической формой речи;
- научить устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова;
Оборудование:
Планируемые результаты:
- предметные
научатся сравнивать звуки и буквы, кратко характеризовать звуки русского языка, решать учебные и практические задачи – переносить слова, выделять в словах слоги; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- метапредметныеПознавательные:
общеучебные – овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, соблюдая логику изложения; ознакомление с употреблением слов, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них; установление соотношение звукового и буквенного состава слова;
логические – осуществление анализа текста, в котором нарушены точность и правильность речи; проведение звукобуквенного анализа слов.
Регулятивные:
Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя.
Коммуникативные:
Владеть монологической и диалогической формой речи, продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы на основе анализа текстового материала; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- личностные
Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения поставленных учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Навигация(таблички на доске):
Ход урока:
1.Орг.момент.
Приветствие гостей
Проверка готовности к уроку(что понадобится)
Эмоциональный настрой детей на урок
На доске(таблички): внимательные, активные, рассеянные, самостоятельные, наблюдательные, аккуратные, ленивые.
К какой части речи относятся эти слова? Докажите. Выберите те имена прилагательные, которые помогут вам быть на уроке успешными.
Запись числа, классная работа
Планирование урока
Посмотрите на доску. Какие формы работы мы будем использовать сегодня на уроке? (навигация)
2. Актуализация знаний.
Подведение к теме урока
Учитель читает стихотворение (Рахлис Л.)
Кто на коньки, А кто на лыжи.
Я – к телевизору поближе.
Усаживаюсь на кровать,
И всё – меня не оторвать.
Мой аппетит неутомим:
Я съел на завтрак телефильм,
Потом уже не помню точно –
«Будильник» с «Утреннею почтой».
Потом я съел «От всей души»,
«Спокойной ночи, малыши!»,
Но не уснул я всё равно
И съел ещё одно кино.
Кто я такой?
Секрета нет:
Я – телезритель, телеед.
Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок с этого стихотворения?
О чём мы будем сегодня узнавать на уроке ?Дети выдвигают предположения о предполагаемой цели урока.
Учитель подводит итог беседы о цели урока. Поощряет словесно выдвинувших правильное предположение.
3. Изучение нового материала.
- работа в учебнике
У вас есть любимые фильмы?
А вы любите о них рассказывать?
Учитель читает отрывок из стихотворения А. Барто (упражнение 1, с.134)
Вам захотелось посмотреть этот фильм? Почему? Вы поняли о чём этот фильм? Кто его герои? А что с ними произошло? А какие слова помешали вам это понять?
(В этом тексте нарушены точность и правильность выражения мысли – сестра не поняла то, о чём ей пытался рассказать брат, и дети – ученика класса не поняли о чём им пытался рассказать мальчик)
Рубрика Давай подумаем с.135
Открытие нового, давайте воспользуемся ключом для решения этой проблемы(с.135 тайны русского языка).
Что нового мы узнали, какую же тайну открыл нам русский язык сегодня? Какие слова мы относим к словам – предметам, к словам признакам?
Работа в группах (класс делится на 2 группы, учащиеся подходят к крестам)
1 группа находят слова – предметы
2 группа – слова – признаки
Доказывают, почему так решили.
Какая группа слов осталась не названной? И у 1 и 2 группы остались одинаковые слова – действия – глаголы. Учащиеся доказывают, почему эту группу слов отнесли к глаголам. (Это задание взято из рабочей тетради с.31 у.3)
Вопросы для каждой группы:
Что объединяет все эти слова? Найдите слово, с помощью которого можно объединить значение родственных слов?
4.Гимнастика для глаз.(тренажёр).
5.Закрепление нового материала.
Работа в учебнике с.136 у.2 (работа в парах – организуется обсуждение с соседом по парте)
Затем подробно разбираем каждый из ответов данный в упражнении. Дети доказывают правильность выбранного ответа.
Игорь: видно, что мальчик не отвечает на вопрос, он пытается защитить героя этого стихотворения.
Серёжа: ответил на вопрос, но не так подробно и точно, как это сделала Света.
Света: она дала наиболее полный ответ, она указала ещё один недостаток речи мальчика, который тоже ведёт нас к непониманию: мальчик из стихотворения часто повторял слово – «раз».
Учитель подводит итоги данного этапа работы, при необходимости корректирует результаты работы, оценивает словесно ответы учащихся.
Если мы кому – то, что – то рассказываем, то важно, чтобы наша речь была в первую очередь точной, понятной и правильно оформленной. Или же нас слушающий не поймёт, что и получилось в данной ситуации между братом и сестрой.
- работа в Печатной Р.Т.
Разминка для пальцев, правила посадки
С. 30 у.1 Дорисуй(простой карандаш)
С.31 у.2 Напиши, не отрывая руки от бумаги(обратите внимание на точки – начало движения, на стрелки – помощницы - направление). Овал, как и буквы б, д прописывать снизу.
6.Двигательная физминутка (музыкальная ритмичная)
Работа в учебнике
С.137 у.4(гиря – трудное задание). Это задание выполняем по рядам.
Работа в маленькой тетради.
1) – 1 ый ряд
2) – 2 ой ряд
3) – 3 ий ряд
(На опорных точках висят подсказки, какая буква, в каком случае даёт звук Й)
Совместно смотрим на опорные точки, повторяем правила, затем самостоятельно выполняем.
Проверка с доской.
С.137 у. 5
Перед выполнением этого задания дети идут к экологическому панно, там висят алгоритмы деления слов на слоги для переноса. Перед детьми возникает проблемная ситуация, так как перед ними висят правильные алгоритмы и с ошибками. Затем все идут на свои места и самостоятельно выполняют. Сверка с ключом, который лежит у каждого на парте в индивидуальном конверте.
7.Итог урока.
О чём нам сегодня поведала рубрика «Тайны русского языка»?
8. Рефлексия.
Какое задание показалось для вас самым трудным на уроке? Самым лёгким?
Что понравилось в работе? Что не понравилось?
Какое настроение осталось после урока, вы сможете показать, используя карточки, которые лежат у вас на партах (смайлы).