Конспект урока литературы на тему Проблема рассказа «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.


Тема: Проблема рассказа «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цели:
Расширить представления учащихся о творчестве И.А. Куприна;
Развивать навыки анализа художественного текста;
Совершенствовать устную монологическую речь учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Знакомство с биографией писателя. Выступление учащихся.
Актуализация знаний.
Слово учителя: Сегодня мы продолжим наш разговор о любви, о том, что значит любить.
Давайте вспомним, в чем смысл рассказа А.П. Чехова «О любви»?
(Философский смысл рассказа проявляется в возвышении любви как чувства, перед которым все другие рассудочные соображения оказываются мелкими и незначительными. Герои оказались в плену обычных и сковавших их душу представлений о любви).
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Работа по теме урока.
Цепочка синонимов
Учащиеся совместно с учителем подбирают синонимы к слову любовь.
Беседа по рассказу «Кавказ»
О чём рассказ И. А. Бунина «Кавказ»?
Сколько в нём действующих лиц?
Где происходят события?
Характеристика героев, работа с текстом, заполнение таблицы.
  Портрет
Героиня 1. Чтение.
Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался
2.  Вуалька.
- О чём говорит эта деталь?
- Почему она, войдя в купе даже не поцеловала героя?
(Она обманывает мужа, скрывает, таит свою любовь, бежит с любовником, чтобы быть вместе с ним)
Герой 1. Нет портрета, важны его поступки!
Муж 1. Высокая фигура, офицерский картуз, держал её под руку.
- Деталь «хозяйственно вошёл в него вместе с нею».
- Как вы это понимаете?
Любит её, заботится о ней, но нет свободы.
Постановка проблемных вопросов.
- Счастливы ли герои произведения?
- Какова развязка событий?
- Почему Куприн отдаёт финальные строки мужу героини, таким образом выводя его на первый план?
- Виновен ли кто-то в случившемся? (Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль).
- Осуждает ли своих героев писатель? (Нет, Бунин только показывает нам ситуацию, а её оценку оставляет за читателем).
Слово учителя: А теперь давайте вернёмся к цепочке наших синонимов и подберём синонимы к слову «любовь» опираясь на прочитанный рассказ. (Ответы учащихся).
- Сделайте вывод – какой видит любовь И. А. Куприн?
Слово учителя: В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Счастливого финала у любви не бывает, потому что за мгновение счастья человеку приходится дорого платить.
Работа с терминологией.
- Ребята, знакомо ли вам слово «психологизм»? Объясните его значение.
Слово учителя: Психологизм в литературе – способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, её динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
Учащиеся записывают определение «психологизма» в тетради.
Работа с текстом.
Давайте проанализируем психологическое состояние главных героев.
Героиня – живет в постоянном страхе разоблачения. Она бледна, нервничает, её страшит роль, которую она сейчас играет, ей сложно врать, но и жить с нелюбимым она не в состоянии. «Но Бог с ним, лучше смерть, чем эти муки».
Подробной психологической характеристики двух других героев Бунин не даёт. Давайте сами охарактеризуем их психологическое состояние. (Ответы учащихся).
Вывод:
- Можно ли говорить о психологизме рассказа И. А. Куприна «Кавказ»? (Ответы учащихся)
Слово учителя: И.А. Бунин - один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека. 
V. Подведение итогов.
Телеграмма. Задача учащихся написать несколько строк героям произведения. Написать коротко, что он выделил для себя на уроке. Что было особенно важным.
Несколько учащихся зачитывают свои телеграммы.
VI. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о А. И. Куприне. Прочитать рассказ «Куст сирени»