Приемы развития фонематического слуха и восприятия


Приемы развития фонематического слуха и восприятия.
Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения. Обе эти стороны, характеризующие состояние фонематической системы, в случаях рано приобретенной тугоухости не могут формироваться нормально.
 Под фонематическим слухом принято понимать  «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать  и узнавать фонемы родного языка» 
В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия дошкольников принято выделять следующие этапы:
Упражнения в различении неречевых звуков;
Упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
Упражнения  в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
     На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак…
     Затем детей упражняют в различении тихих  и громких, высоких и низких звуков. При различении низких и высоких звуков обычно используют большую и маленькую игрушки.
     Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.
     На этом этапе работы важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом – близких по акустико-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют следующие этапы.
Дифференциация в ряду звуков;
Дифференциация в ряду слогов;
Дифференциация в ряду слов;
Дифференциация в предложениях.
Работая над дифференциацией звуков в словах и предложениях,  можно использовать различные настольно-печатные игры.
     Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, педагог учит сначала различать звуки по твердости – мягкости, а потом по глухости – звонкости. Как правило, для того чтобы  сформировать у детей понятие о твердости и мягкости согласных звуков, педагоги могут использовать различные игровые персонажи, один из них  «произносит» звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах, словах.
     Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, можно объяснить детям, что при произнесении звонких звуков  «горлышко дрожит», и предложить, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков  «в горлышке тихо»,  что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук. Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных можно ввести картинки-символы.
     Не следует спешить с переходом к такому серьезному этапу работы, как  формированию навыков звукового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы.
     Сначала  нужно поупражнять дошкольников в различении на слух длинных и коротких слов; затем научить детей передавать ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Усложняя работу над слоговой структурой слов, следует поупражнять в делении слов на слоги со стечением согласных.  Очень полезна работа по составлению слов из разных слогов.
     Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. В подготовительной к школе группе дети могут проводить полный слоговой и звуковой анализ слов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков,  с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.
     Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.  В специально подобранных играх дети с удовольствием составляют и читают слоги, слова, предложения, учатся различать сходные по звучанию звуки, делить слова на слоги, читать короткие рассказы и даже усваивают первые правила правописания. Все это готовит дошкольников к обучению грамоте, помогает провести профилактику нарушений письменной речи.