ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА — УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский государственный педагогический университет
Имени И.Н. Ульянова

Факультет дополнительного образования

Кафедра стандартизации
профессионального и технологического образования



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА
УЧЕБНОЙ ГРУППЫ




ВЫПОЛНИЛ:
слушатель группы ПО – 4
преподаватель
ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж
Солуянова Людмила Павловна








Ульяновск
2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНОЙ ГУППЫ..5

1.1 . Пути формирования коллектива .5
1.2. Роль классного руководителя в процессе формирования учебного коллектива (обучающихся) .7
1.3. Методы изучения коллективных явлений...9
1.4. Факторы, влияющие на формирование коллектива учебной группы10
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ (из опыта работы)....11

2.1. Формы и методы управленческой деятельности классного руководителя в формировании учебной группы.11

2.2. Результаты управленческой деятельности классного руководителя в формировании коллектива учебной группы . .19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ23

ПРИЛОЖЕНИЯ.... 24 - Информационный лист..25
- Бланк социометрического исследования..26
- Анкета учащегося “Ты и твоя группа” ..27
-Тест «Психологическая атмосфера в коллективе».29
-Тест «Размышляем о жизненном пути ....30




Введение

Во все времена решающая роль в образовании и воспитании подрастающего поколения отводилась педагогу, от его управленческой компетентности, культуры, умения устанавливать отношения, управлять учебным процессом зависели благополучие и успехи студентов. Роль управленческой и профессиональной компетентности велика не только в жизни педагога и его учеников, но и в жизни любого человека.
Учебным заведениям отводится роль важнейшего фактора формирования новых жизненных установок личности. Мобильность, предприимчивость, организованность, ответственность, коммуникабельность, конкурентоспособность на рынке труда, стремление к постоянному обновлению профессиональных знаний, умение управлять своим профессиональным и личностным развитием - данные качества являются важными для любого человека в современном обществе.
Педагог, классный руководитель, которые призваны содействовать формированию вышеназванных качеств у обучающихся, сами должны обладать ими.
Справедливо будет заметить, что профессия педагога, как никакая другая, по деятельности сродни управленческой деятельности.
Смысл управления состоит в том, что оно ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий в такой пропорции и таком сочетании, что позволяет достигать поставленные цели.
Цель работы – моделирование системы управленческой деятельности классного руководителя в формировании коллектива обучающихся с учетом выявленных и теоретически обоснованных факторов, влияющих на процесс формирования студенческого коллектива в учебной группе 13-П-1 по профессии «Повар, кондитер».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования - деятельность классного руководителя в формировании коллектива учебной группы.
Гипотеза исследования - если педагогом правильно выбраны средства и методы формирования студенческого коллектива, то это способствует всестороннему развитию личности, повышению процесса обучения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по формированию студенческого коллектива;
раскрыть сущность коллектива;
определить пути и методы влияния классного руководителя на формирование коллектива учебной группы;
определить показатели достижения результатов.
Согласно целям и задачам использованы на разных этапах проекта методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, моделирование учебно-воспитательного процесса, обобщение результатов исследования); эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки полученных результатов).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических подходов к трактовке понятия «коллектив» и определении специфики современного коллектива; выделении основных этапов развития академической группы как коллектива; выявлении и обосновании управленческой деятельности классного руководителя в формировании коллектива учебной группы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный процесс формирования коллектива обучающихся может быть использован педагогами в учебно-воспитательном процессе.











1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА СТУДЕНТОВ


1.1. Пути формирования коллектива учебной группы

Воспитание в коллективе - основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей - характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.
Учебные заведения НПО и СПО комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в колледж из разных школ, районов. Чтобы коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам приходится проводить большую организационную работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей обучающихся.
Первым источником сведений об обучающихся служит его небольшое дело - анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая личные дела, классный руководитель имеет возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа обучающихся наиболее способных и активных.
Важное событие для классного руководителя - первая беседа с группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение обучающегося, желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об учебном заведении, профессии, педагоге.
При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных вопросов есть такие вопросы, как средний заработок членов семьи, любимое занятие, служебный телефон родителей, домашний телефон, фамилии товарищей, которые учатся в колледже и живут рядом.
Важная ступень в изучении учебной группы - первые родительские собрания, которые рекомендуется проводить до начала учебного года. На этих собраниях классный руководитель узнает от родителей об особенностях их детей.
Как правило, перед началом учебного года в мастерских колледжа, факультета НПО и учебных кабинетах проводится большая работа по наведению общего порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует привлекать, прежде всего, обучающихся нового набора.
Загородная прогулка - лучший способ знакомства с группой. В такой прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об обучающемся больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает студентам проявить свои таланты. В походе проверяется физическая закалка, спортивные и художественные способности.
В результате проведения перечисленных мероприятий у классного руководителя складывается определенное предварительное впечатление о студентах. После этого можно наметить план индивидуальной работы с каждым, группой в целом, приступить к формированию коллектива и актива группы.
Хорошим средством формирования коллектива является внеклассная работа. В неофициальной обстановке студент порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь внеклассной работой, классный руководитель, несомненно, привлекает ребят к себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение обучающихся к будущей профессии.
Важную роль в формировании коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый из группы имеет поручение. Педагог должен убедить обучающихся в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса.
Общественное поручение можно подбирать студенту в зависимости от его характера и организаторских способностей. Только после его согласия можно предложить группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача классного руководителя и актива группы - создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами обучающиеся могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не должен решаться без участия актива. Это поднимает авторитет активистов и ставит педагога в выгодные условия в отношениях со студентами.
Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего колледжа и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать сильной, ловкой, смелой и волевой.
Важным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива является самоуправление. Оно может принимать различные формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления. Распространенной формой в колледже является актив группы. В группе с подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать свои качества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.

1.2. Роль классного руководителя в процессе формирования коллектива
Подготовка высококвалифицированных специалистов - основное условие развития экономики на уровне современных требований, благополучия общества и индивидуума. В решении этой задачи ведущее место принадлежит преподавателям и классным руководителям. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина России, привить высокие морально-этические качества.
Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.
В учреждениях СПО классный руководитель выступает одновременно как организатор, воспитатель, специалист (инженерно-педагогический работник) и руководитель первичного звена – группы обучающихся. Действуя, как специалист высокой квалификации, знающий свое дело педагог обучает тому, что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавая студентам свои знания и умения.
Он формирует у студентов профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.
Педагог помогает каждому студенту войти в рабочий коллектив, научиться работать самостоятельно, успешно справляться с производственным заданием.
Работа педагога и техническая, и педагогическая. В соответствии с этим он должен обладать определенными способностями.
Как педагогу ему необходимо призвание, а также наличие конструктивных, организаторских и коммуникативных способностей. Конструктивно-педагогические способности педагога- это те качества, которые позволяют ему отбирать, сохранять и обрабатывать информацию так, чтобы она становилась удобной для усвоения студентами, а также предвидеть результаты педагогических воздействий.
Хороший педагог в любой момент своего объяснения должен иметь представление о ходе мыслей слушателей. Очень важное качество - умение понимать степень усвоения нового материала студентами. Их работа на практических занятиях может рассказать, что понято учениками, что упущено. Педагог должен постоянно помнить, что перед ним совсем молодые люди, еще не знакомые с тем, чему он их учит, и, может быть, впервые в жизни выполняющие требуемые от них действия. К тому же у подростков иная психология, чем у взрослых людей, и к ним надо применять иные мерки.
Успешная работа педагога во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.
Классный руководитель во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем,
коллективистскими общественными отношениями.
К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».
В общении со студентами классный руководитель вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.
За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны педагоги. Их основные обязанности следующие:
вооружить студентов прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками;
проводить занятия на высоком уровне, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости студентов, организовывать и контролировать их самостоятельную работу;
- оборудовать рабочие места в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;
- организовывать работу студентов с общественными организациями;
- заботиться о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе студентов;
- делать отчет о результатах учебно-воспитательной работы.
Решающую роль в воспитании у обучающихся любви к профессии принадлежит педагогу. Именно он должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы обучающиеся увлеклись ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Важно, чтобы педагог видел малейшие достижения воспитанника, знал, в чем он испытывает трудности, мог определить, какой результат труда для студента будет радостным событием, вовремя помог ему закрепить и развить этот успех.
Как показывает опыт, педагогу всегда нужно помнить, что у каждого обучающегося свои, только ему присущие способности и возможности, а от них и зависит успех обучения. Если он любит свою профессию, педагогу сравнительно легко воспитать у него чувство ответственности, высокую организованность и сознательную трудовую дисциплину, стремление к знаниям и постоянному совершенствованию.
1.3. Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемый метод их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными или письменными. Широко используются также социометрические методы, сравнительные исследования. Поскольку эти методы пришли в педагогику из социологии, их называют социологическими.
Анкетирование – метод массового сбора материала, с помощью специально разработанного опросника, называемого анкетой. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы, однако, как показывают последние исследования, эффективность данного метода оправдывается на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к полученному результату.
Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников.
Пройдя через первые неудачи и разочарования, педагогическое анкетирование избавилось от многих недостатков. Сейчас применяются различные типы анкет: открытые и закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов; именные – требующие указать фамилии испытуемых, и анонимные, обходящиеся без нее, полные и урезанные, обычные и контрольные. Для того чтобы получились правдивые анкеты необходимо задавать такие вопросы, чтобы учащийся не догадался, о чем именно хочет узнать составитель анкеты.
Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий проанализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, составление актива. Едва ли не главное его преимущество – возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.
Вся система методов оценки полученных результатов реализуется в коллективе студентов и педагогов.
Прогнозирование нравственного развития коллектива студентов колледжа тесно взаимосвязано с состоянием технического базиса современного производства, с особенностями профессиональной трудовой деятельности. Процесс нравственного воспитания планируется с учетом специфики профессиональной морали рабочих
Становление коллектива учебной группы имеет несколько этапов, каждый из которых отличается целями и содержанием деятельности, характером складывающихся взаимоотношений, уровнем развития общественного явления, позицией мастера производственного обучения. Разработанная А.С. Макаренко методика поэтапного формирования коллектива может быть с успехом применена в профтехучилище, в техникуме в процессе производственного обучения.

1.4 . Факторы, влияющие на формирование коллектива учебной группы

Исследуя материал по изучению формирования учебного коллектива и роли классного руководителя в этом процессе, можно выделить несколько факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование коллектива.
Первый, самый весомый фактор, это профессиональная компетенция классного руководителя, его навыки общения со студентами и их воспитание. Задача состоит не только в том, чтобы привить навыки профессиональной деятельности студентов, но и воспитать в них общественно полезные качества. Поэтому классный руководитель обязан изучить каждого обучающегося, его отношения в семье, способность взаимодействия с коллективом. Многое зависит от стиля управления руководителя. Так как в группе студентов встречаются самые разнообразные характеры, личности с индивидуальными качествами, классный руководитель должен умело сочетать типы управления, в зависимости от того, с кем именно он работает.
Классный руководитель должен быть безусловно объективным при работе с группой. Он должен пристрастно относится к студентам, близко к сердцу принимать всё их волнующее, сочувствовать и переживать, т.е. быть в какой-то мере субъективным, должен уметь сочетать профессионализм педагога, воспитателя, с положительными общечеловеческими качествами.
Второй, немаловажный фактор, влияющий на формирование коллектива, является взаимоотношение в самой группе. Для сплочения коллектива очень важно совместное переживание в ходе проведения олимпиад, спортивных состязаний и т.д.
Актив группы, предложенный педагогом и согласованный с группой, весомый фактор, влияющий на формирование коллектива.
На основе вышеизложенного перехожу к практической части своей работы, в которой непосредственно рассмотрю и проанализирую управленческую деятельность классного руководителя в формировании коллектива учебной группы.






2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ (из опыта работы)

2.1. Формы и методы управленческой деятельности классного руководителя в формировании учебной группы

Современные профессиональные учебные заведения призваны подготавливать квалифицированных рабочих, обладающих глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. В решении этих задач ведущее место принадлежит педагогу. Они призваны не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этические качества у студентов, в том числе чувство коллективизма.
Мною решается вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива группы, характеризующегося здоровым психологическим климатом, коллективистскими общественными отношениями. Именно поэтому я систематически обращаюсь к научной и периодической литературе по педагогике, психологии.
В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под «коллективом» понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПУ, студенческой группе и т.д.); второе: под «коллективом» понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве.
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив обучающихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.
В условиях СПО организация студентов в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагога.
Студенческий коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение студентов, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение обучающихся к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства педагога, характера взаимоотношений с ним.
Вот почему первый признак совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для студентов) предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Вторым признаком студенческого коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, дисциплинированности и т. д., деятельность студентов в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность основная для студентов.
Третий признак коллектива наличие в нем отношений ответственной зависимости в коллективах учебного заведения имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость обучающихся в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии мастера.
Исследование коллектива показало, что студенческий коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений подростков. Без целенаправленного руководства со стороны взрослых ученический коллектив функционировать не может. Следовательно, учебный коллектив - коллектив студентов, объединенных общей учебной и внеучебной деятельностью.
Учебно-воспитательные коллективы занимают особое место среди различных типов и видов коллективов, т.к. принадлежат к категории наиболее многочисленных. Во-вторых, учебно-воспитательные коллективы являются базой формирования личности, служат лабораторией для подготовки к жизни и деятельности в коллективах других типов и видов – производственных, военных, семейных и др.
Управленческая деятельность со стороны педагога обусловлена тем, что студенты коллектива, находящиеся в стадии развития и становления личности, не имеют достаточного жизненного опыта, не научились еще самоорганизации и поэтому не могут самостоятельно осуществлять основные функции коллектива – учебную и воспитательную деятельность. Эта необходимость обусловлена и самой природой обучения и воспитания, они не сводимы к самообучению и самовоспитанию, обучение и воспитание невозможны вне системы «педагог – обучающийся».
Основной вид деятельности учебно-воспитательного коллектива – учение. Совместная учеба, организованная на принципах коллективизма, при значительном развитии взаимопомощи и требовательности служит мощным фактором сближения членов коллектива.
Слияние обучения и воспитания в единый процесс. Воспитательная функция коллектива так же важна, как и учебная.
Однородный возрастной состав, что обуславливает сходство и общность интересов и целей обучающихся, высокую степень взаимопонимания, большую психологическую совместимость.
Задачи СПО распадаются на две: учебно-воспитательная и профессиональная, т.к. одновременно с овладением какой-либо точной профессией студент обязан пройти программу общей полной средней школы. Цели учебных коллективов многоплановые. Наряду с освоением профессии и завершением среднего общего образования студент в период обучения участвует в других видах деятельности: общественно-полезной, производственной, спортивной и т.д. в совместной деятельности по достижению всех этих целей коллектив рождается, развивается и сплачивается. В ходе учебного и производственного труда студенты осознают свою связь с обществом, усваивают идеалы и ценности не только своего учебного коллектива и базового предприятия, на котором они работают, но и общества в целом. С воспитанием гражданственности, ответственности, мировоззрения, профессиональных интересов происходит процесс социализации, формирования и развития личности студента.
Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки работы, установлением деловых контактов обучающихся с производственными коллективами. Все это способствует всестороннему развитию личности в коллективе студентов.
Взаимоотношение личности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:
Во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).
Во-вторых, влияние коллектива на личность оказывается в воспитательной и корректирующей функции. Коллективное влияние, мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Именно поэтому так эффективны коллективные обсуждения насущных проблем, организуемые активом группы.
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Классный руководитель несет ответственность за учебу, общественную работу и моральный климат в коллективе. Классный руководитель не несет прямой ответственности за взаимные симпатии или антипатии учеников. Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения – очень важный момент жизни коллектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношения членов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, регулируется мною как в общих интересах, так и в интересах каждого ученика. (Приложение №1) Более полное представление о коллективе можно получить с помощью социометрических исследований.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика помогает сделать срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для повышения ее сплоченности и эффективности деятельности.
Обследованию может подвергаться любая группа лиц любого возраста, имеющая некоторый опыт общения и взаимодействия.
При проведении исследования перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы: объяснить цель исследования, важность результатов, показать, как нужно выполнять задания. (Приложение №.2)
Результаты исследования: проведя сравнительный анализ начальной и конечной диагностики можно увидеть значительные изменения, произошедшие в группе в течение первого и второго годов обучения.
Педагог центральная фигура в обучении и воспитании студентов. На учебных занятиях я сообщаю студентам технические сведения, формирую у них производственные умения, навыки культуры труда.Одновременно я забочусь о формировании нравственных качеств, оказываю влияние на воспитанников посредством личного примера, индивидуальных и групповых бесед, проведением классных часов, экскурсий на предприятия, организацией общения с рабочими.
Труд классного руководителя является самой ответственной областью человеческой деятельности. Поэтому к себе, как преподавателю предъявляю целый ряд требований:
глубокое знание своего дела и любовь к профессии;
владение и постоянное совершенствование методики обучения, применение разнообразных и наиболее эффективных методов обучения, умение интересно не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.
Я систематически изучаю успеваемость студентов и их отношение к учебным занятиям (выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность в выполнении домашних заданий); слежу за общим развитием обучающихся, за выполнением ими правил поведения; воспитываю у студентов интерес к общественным событиям, чувства долга и ответственности, правдивость, честность, скромность, волевые качества (решительность, смелость, активность, настойчивость и др.); изучаю материально-бытовые условия обучающихся. Эти наблюдения я записываю в педагогический дневник, отмечаю хорошие и плохие поступки обучающихся и их предполагаемые причины, а также принимаю меры по улучшению воспитания и обучения каждого обучающегося. (Приложение № 3) Ведение педагогического дневника на каждого подростка группы дает мне возможность анализировать происходящие изменения, сдвиги в обучении и воспитании, способствовать развитию положительных качеств обучающихся.
На студентов оказывает большое влияние личный пример классного руководителя, уровень его общей культуры. Он может успешно решать педагогические задачи только в том случае, если он сам является культурным, образованным, передовым человеком общества. Кроме знаний по своей специальности, я стремлюсь овладеть сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуется молодежь независимо от профессии (чтение художественной литературы, просмотр интересующих подростков фильмов с целью организации дальнейшего коллективного обсуждения).
А.С. Макаренко писал, что педагог должен быть эстетически выразителен. Очень важно, чтобы мастер был примером подтянутости и аккуратности. Хороший мастер с большой требовательностью относится как к профессиональным занятиям, так и к своему внешнему виду. Я никогда не забываю, что на уроке на меня смотрят десятки глаз.
Я стремлюсь к тому, чтобы моя речь была убедительной, выразительной и доходчивой. Витиеватая, напыщенная речь, как правило, не убеждает. Более того, учащиеся не понимают ее. Не лучше и другой недостаток сухость и невыразительность объяснений. Важным фактором культуры речи является тон. Спокойный, ровный тон, несомненно, помогает доказать любую мысль, а раздражительность, нервозность вызывают ответную реакцию.
Педагогический такт важнейшее средство воздействия педагога на обучающихся при решении самых различных вопросов. От такта зависит не только качество учебно-воспитательного процесса, но и взаимоотношения педагога с учащимися, его авторитет. Педагогический такт это, во-первых, уважение к личности обучающихся и требовательность к ним; во-вторых, чуткость, внимательность к учащимся; в-третьих, доверие к учащимся и одновременно систематический контроль за их деятельностью. Педагогический такт несовместим с торопливостью в оценочных суждениях педагога и его выводах и решениях по поводу успеваемости и поведения воспитанников.
Формирование хороших манер у студентов одно из условий формирования коллектива. В манерах проявляется нравственный облик, внутренняя культура и, прежде всего, отношение к окружающим. Хотя манеры относятся к так называемой внешней культуре мастера, ими нельзя пренебрегать, так как они являются важным фактором личного примера в воспитании студентов.
Для личности студента студенческий коллектив – это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью «поместить» в ученике «государство», то самое государство, которому свойственны определенные принципы, социальные нормы, в котором мастера готовят своих воспитанников.
Кроме того, студенческий коллектив для личности студента является социальной микросредой: студент не может полностью развиваться вне общения со сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в коллективе учебного заведения.
Среда, в которой вращается подросток, может быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося, он тратит значительные силы либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности обучающегося.
Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим, активизирующим деятельность студента.
Игровая, трудовая, учебная и другие виды деятельности организуются мною так, чтобы всегда и во всем формировать коллективистические принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умения, когда это необходимо, свое личное подчинять коллективу. (Приложение № 4)
Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. И как бы не был низок нравственный уровень современного общества, техникум должен быть проникнут идеею, что только он и может поднять этот уровень
Педагогические принципы, которых придерживаюсь я в своей деятельности:
1. Если ты любишь то, чему учишь, и любишь тех, кого учишь, то трудностей в твоей педагогической деятельности, будет гораздо меньше.
2. Научить слышать и слушать, помогать друг другу и взаимодействовать с обучающимися - вот основа деятельности педагога.
3. Через коллективное дело учить работать в команде, уважать труд других, сопереживать и быть активным участникам событий.
Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. (Приложением № 5) Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность обучающихся, способствуют формированию коллектива, сближают между собой обучающихся, учат их чувствовать боль и радость другого.
Студенческий коллектив является мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных обучающихся, помогает в проведении мероприятий воспитательного характера, в организации общественной работы, помощи отстающим учащимся и т.п.
Учебные группы комплектуются из выпускников средних школ. Для создания коллектива учебной группы в короткий срок работоспособным, мною проводится работа по изучению состава группы, индивидуальных особенностей обучающихся.
Я изучаю индивидуальные особенности своих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».
Изучая личные дела, я имею возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа обучающихся наиболее способных и активных.
Важная ступень для классного руководителя – первая беседа с группой, первое родительское собрание. В этот день я стараюсь познакомить обучающихся и родителей с историей колледжа, его лучших выпускниках, традициях коллектива, стараюсь поставить перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию «Повар, кондитер» (отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива).
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415
Рисунок 1. Отношение обучающихся к проблеме формирования коллективов

Студентам предлагается заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных есть такие вопросы, как любимое занятие, фамилии товарищей, которые учатся в училище и живут рядом.
В результате проведения перечисленных мероприятий у меня складывается определенное предварительное впечатление о студенте. После этого намечается план индивидуальной работы с каждым студентом, группой в целом, начинается формирование ученического коллектива и актива группы. (Приложение № 3)
Одним из лучших средств формирования ученического коллектива является внеурочная работа. Занимаясь внеурочной работой, я, несомненно, привлекаю ребят к себе, завоевываю их уважение, а это влияет на отношение обучающихся к будущей профессии.
Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеет поручение. Я убеждаю студентов в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса. Общественное поручение подбирается в зависимости от характера и организаторских способностей. Только после согласия обучающегося предлагается группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача педагога и актива группы – создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами обучающиеся могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не решается без участия актива. Это поднимает авторитет активистов и ставит меня как педагога в выгодные условия в отношениях с учащимися.


Рисунок 2. Динамика показателя уровня групповой сплоченности

Процесс нравственного воспитания планируется с учетом специфики профессиональной морали рабочих. Создание здорового ученического коллектива группы – сложная и важная задача классного руководителя. При его формировании я опираюсь на наследие достижений передовиков педагогического труда в области развития коллектива и практически его становления. Богатейшим источником для выработки умений мастера создать ученический коллектив может послужить педагогическое наследие Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Формирование коллектива студентов в учебной группе техникума имеет свою специфику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путем организации совместного производственного труда, приближенного к формам производственного обучения.
Опытные педагоги дают студентам не только знания. Они, прежде всего, учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают сознательное, творческое отношение к работе, которое в будущем станет основой их деятельности на производстве.

2.2. Результаты управленческой деятельности классного руководителя в формировании коллектива учебной группы

Анализируя проведенную работу по формированию коллектива учебной группы 13-п по профессии «Повар, кондитер» Ульяновского технического колледжа и управленческой деятельности классного руководителя в этом процессе, можно выделить несколько факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование ученического коллектива. Первый, с моей точки зрения самый весомый фактор, это профессионализм классного руководителя, его навыки общения с учащимися и их воспитания. Мною как педагогом, обучающимся не только прививаются навыки профессиональной деятельности, но и воспитываются в них общественно полезные качества.
С этой целью я изучаю каждого учащегося, его отношения в семье, способность взаимодействия с коллективом. Практика показывает, что многое зависит от стиля управления педагога. В группе встречаются обучающиеся с самыми разнообразными характерами, личности с индивидуальными качествами, я как педагог стремлюсь сочетать типы управления, в зависимости от того, с кем именно работаю.
Я стараюсь быть, безусловно объективной при работе с группой. И в то же время не могу не пристрастно относится к студентам, близко к сердцу принимаю все их волнующее, сочувствую и переживаю, т.е. бываю в какой-то мере субъективной.
Уверена, что классный руководитель должен уметь сочетать профессионализм педагога, воспитателя, с положительными общечеловеческими качествами. Поэтому постоянно изучаю педагогическую и психологическую литературу по вопросам формирования и развития коллектива и одновременно занимаюсь самосовершенствованием.
Второй, немаловажный фактор, влияющий на формирование ученического коллектива, является взаимоотношение в самой группе. Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание в ходе проведения олимпиад, спортивных состязаний и т.д., где обучающиеся поддерживают своих товарищей, «болеют за них». Все виды совместной деятельности студентов носят коллективный характер, т.к. это позволяет формировать коллективистские принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи.
Мною ведется систематическая работа по выявлению, формированию актива группы как направляющей части коллектива, определяющей общественное мнение в группе.
Результатами систематической работы по формированию студенческого коллектива является повышение качества успеваемости по общеобразовательным и специальным предметам, по производственному обучению.

Таблица 1
Результаты мониторинга качества профессионального образования по профессии «Повар, кондитер»

№ группы
Средний
балл по
итогам 1-го
полугодия
Средний балл
по итогам учебного года
Динамика показателей
(сравниваются средний балл
по итогам 1-го полугодия и
средний балл по итогам
учебного года)

1 курс

13-п
3,4
3,5
0,2

2 курс

13-п
3,6
4,1
0,3

3 курс

13-п
4,2
4,8
0,5 |


Повышается ответственность студентов за порученные дела.
Важным результатом считаю улучшение психологического климата в коллективе, что сказывается на отсутствии пропусков занятий без уважительных причин. (Приложение № 4) В группе нет «изгоев», а есть уважение и поддержка, здоровое лидерство. Студенты бесконфликтно вживаются в рабочий коллектив во время прохождения производственной практики на предприятии.



Рисунок 3. Динамика показателя психологического климата в группе




































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный опыт работы по формированию студенческого коллектива обобщался, на заседаниях классных руководителей. Опыт рекомендован для внедрения в деятельность классных руководителей колледжа.
Формирование коллектива студентов стало неотъемлемой частью работы классного руководителя в процессе его педагогической деятельности.
Проведенный формирующий эксперимент подтвердил гипотезу о том, что формирование коллектива студентов на этапе обучения в колледже будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у обучающихся таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.
Дальнейшее изучение поставленной проблемы видится мне через разработку методических и учебных пособий по совершенствованию системы воспитательной работы в системе СПО.
Таким образом, можно констатировать, что поставленные задачи решены, выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение. Намечены основные пути развития представленного исследования, направленного на формирование коллектива обучающихся в процессе их профессиональной подготовки.
Процесс формирования коллектива студентов опирается на изученную теоретическую основу, на практический личный опыт классного руководителя. Разработанные и апробированные технологии формирования коллектива студентов подтверждают эффективность выбранного направления работы, создают условия для повышения качества образовательного и воспитательного процесса в группе.
В настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога, чтобы объективно оценить управленческую деятельность в формировании и укреплении студенческого коллектива, выявить степень готовности студентов к приобщению к рабочему коллективу во время прохождения производственной практики на предприятии и будущей профессиональной деятельности по окончании колледжа.
Это осмысление на основе интеграции философских, социологических и психолого-педагогических методов изучения коллектива как специфической социально-профессиональной группы позволило повысить профессиональный интерес обучающихся, выявить заинтересованность социума в адаптации и развитии молодого специалиста, повышении профессионализма педагога.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. / Ю.К. Бабанский. - М.: Высшая школа, 1982.
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -904с.
3. Ларин А.Е. Обучение, воспитание, творчество./ А.Е. Ларин - М.: Высшая школа, 2007.-28с.
4. Михайловский В.А. Педагогика высшей школы: Учебное пособие./ В.А. Михайловский. - Харьков: ХГУ,2011.-156с.
5. Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания./ Г.А. Победоносцев.-М.: Высшая школа, 1989.-216с.
6.Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
7. Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В. «Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося»./ И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко.- Педагогика, №5, 2002.- С.16-18.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРИЛОЖЕНИЯ

Список
обучающихся группы 13-п

Ф.И.

1.
Ашаева Крестина

2.
Баранов Николай

3.
Баринова Полина

4.
Бакиров Михаил

5.
Власов Иван

6.
Горбунова Елена

7.
Долгишева Надежда

8.
Дедова Татьяна

9.
Иванова Екатерина

10.
Карпов Дмитрий

11.
Мартынов Станислав

12.
Недорезова Елизавета

13.
Седанов Андрей

14.
Сидоровнин Юрий

15.
Тарасова Ольга

16.
Тимофеев Алексей

17.
Усмендеева Татьяна

18.
Фёдоров Семён

19.
Шутов Дмитрий

20.


21.


22.











Классный руководитель:________________Солуянова Л. П.





Приложение № 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
ФИО учащегося (ейся) ___________________________________________________________
Класс _______________
Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _________________________________
Семья ребенка:
Мать___________________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Отец ___________________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
Состав семьи, её структура:_______________________________________________________
Жилищно-бытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
Характер ребёнка _______________________________________________________________
Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________________
познавательный интерес __________________________________________________________
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы ________________________
Круг общения (ФИ друзей):
в техникуме _______________________________________________________________________
вне техникума _____________________________________________________________________
Относится ли к «группе риска» (с какого года)? _____________________________________
Состоит ли на внутритехникумском учете (дата постановки на учет, причина) _______________
Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ___________________________
Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) ______________________________________________________________________
Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) ______________________________________________________________________________
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_____________________
Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)____________________




______________________
(год оформления карты)
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)





Приложение № 2
Бланк социометрического исследования
ф, и, о.
Курс, группа
Ответьте на поставленные вопросы.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе? а), б), в)
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения? а),б), в)
3. С кем из своей группы ты бы пошел в многодневный туристический поход? а), б), в)
Обработка данных и интерпретация результатов.
1 . Составление социоматрицы.
Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).
Количество полученных выборов (79) - социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 * 9) = 99.
Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:
Сгр = сумма взаимных выборов 4,5
общее число возможных выборов в группе = 99
Показатель хорошей групповой сплоченности: 0,06 - 0,07
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
Второй круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
Четвертый круг - зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).






Приложение № 3
Анкета учащегося “Ты и твоя группа”

Цель: выявить представления учащихся о своей группе, их оценочные суждения о деятельности и отношениях в групповом сообществе.
Ход проведения:
Мастер П.О. предлагает учащимся ответить на следующие вопросы анкеты:

1) Нравится ли тебе самому твоя группа?
а) да;
б) больше да, чем нет;
в) трудно сказать;
г) больше нет, чем да;
д) нет.

2) Что больше всего тебе нравится в группе?

3) Что тебе не нравится в твоей группе?

4) Как ты относишься к занятиям производственного обучения?

4) Если бы ты стал мастером П.О., то какие изменения ты внес бы в жизнь группы.

5) Оцени, пожалуйста, отношения между учащимися в твоей группе.
а) наша группа дружная и сплоченная;
б) наша группа дружная;
в) в нашей группе нет ссор, но каждый существует сам по себе;
г) в нашей группе бывают ссоры, но конфликтным нашу группу назвать нельзя;
д) наша группа недружная, часто возникают ссоры;
е) наша группа очень недружная, трудно учиться в такой группе.

6) Кто умеет правильно оценивать твои поступки?

7) Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?

8) Ты хочешь принять какое-то важное для себя решение. С кем ты прежде всего посоветуешься?

9) Как ты думаешь, кто из твоих друзей мог бы стать другом нашей группы?

10) На кого тебе хотелось быть похожим в своей жизни?

11) Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время?

12) Охарактеризуй, пожалуйста, свои отношения с родителями:
а) очень хорошие;
б) хорошие;
в) когда как;
г) плохие;
д) очень плохие.

13) Считаешь ли ты, что твои родители до конца откровенны с тобой?
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать.

14) Назови самые большие твои желания:
первое желание_______________
второе желание_______________
третье желание_______________

Большое спасибо!

Полученные данные позволяют выяснить представления учащихся о своей группе, положительных и отрицательных сторонах жизнедеятельности группового сообщества. Полезную информацию получает мастер П.О. о родителях и друзьях учащихся, об интересах и увлечениях своих воспитанников. Анализ ответов на вопросы № 6, 7, 8 помогает определить круг наиболее авторитетных лиц, оказывающих решающее влияние на формирование личности учащихся.











Приложение № 4

Тест

«Психологическая атмосфера в коллективе»

(методика Л.Г. Жедуновой)

Цель: Изучить психологическую атмосферу в коллективе

Ход проведения

Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества.

9 8 7 6 5 4 3 2 1


Дружелюбие Враждебность
Согласие Несогласие
Удовлетворённость Неудовлетворённость
Увлечённость Равнодушие
Результативность Нерезультативность
Теплота взаимоотношений Холодность
Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка Недоброжелательность
Занимательность Скука
Успешность Неуспоешность



Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот.
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы







ПРИЛОЖЕНИЕ №5


Сводная ведомость обработки нравственной направленности



вопроса
Количество номеров ответа


а


б
в

1
8

5
7

2
6
10
4

3
3



8
9

4
5
4
11

5
5
7
8

6
12
6
2

7
7
3
10

8
10
4
6

9
6
12
2

10
3
11
6

11
5
4
10

12
12
7
1

13
8
5
7

14
16
4
-

15
9
6
5

16
6
7
7

17
5
9
6

18
6
5
9

19
4
4
12

20
5
6
9

21
12
5
3

22
5
-
15

23
1
2
17

24
3
15
2


25
1
18
1

26
18
2
-

27
5
8
7

28
2
2
16

29
17
-
3

30
1
4
15

31
1
3
16

ПРИЛОЖЕНИЕ №5
тест «Размышляем о жизненном пути»

предложенный Н.Е. Щурковой.
Проведение тестирования требует обязательных, строго исполняемых условий.
1. Оно проводится в абсолютной тишине, никто не высказывает своего отношения к вопросам, тем более исключается громкое произнесение ответов на вопросы.
2. Тестирование анонимно, школьники не подписывают своих имен и фамилий.
3. Предварительно приготавливаются листы бумаги, они могут разлинованы в целях удобства подсчета, но можно предложить школьникам самим под наблюдением педагога заготовить таблицу для обсчета результатов.
4. Важно, чтобы тональность организуемого с учащимися общения при тестировании содействовала искренности, откровенности и сосредоточенности школьника.
5. Лучше всего чтобы содержание тестов было представлено для каждого обучающегося, в том случае, если содержание тестов не может быть представлено для каждого школьника, вопросы поочередно зачитывают ровным монотонным голосом, так, чтобы интонационная насыщенность не повлияла на выбор ответа.
6. Ответы собираются немедленно после произведенного выбора.
Школьнику (респонденту) предлагается выбрать один из трех ответов и знаком «+» обозначить свой выбор в пронумерованной графе.
Тест «Размышляем о жизненном опыте»
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что вы сделаете? а) обойду, не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря какое будет настроение.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку, одиноко сидящую в стороне. Что вы сделаете? а) ничего, какое мне дело? б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) подойду, заговорю непременно.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что вы сделаете? а) пройду мимо: я тороплюсь в школу; б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду; в) позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.
4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что вы сделаете? а) предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, я помогу.
5. Вы, покупая клубнику, забираете последний килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Ваша реакция: а) сочувствую, конечно, но останусь при своей клубнике; б) предлагаю уступить половину; в) не знаю, все зависит от настроения.
6. Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что вы сделаете? а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) ничего: жизнь вообще несправедлива; в) вступаюсь за обиженного.
7. Вы дежурный. Убираясь в классе, находите деньги. Что вы сделаете? а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто потерял; в) может быть, возьму себе.
8. Сдаете экзамен. На что вы рассчитываете? а) на шпаргалки, конечно, экзамен это лотерея; б) на усталость экзаменатора; в) на свои знания.
9. Вам предстоит выбирать работу. Как вы будете это делать? а) найду что-нибудь рядом с домом; б) поищу высокооплачиваемую работу; в) хочу создавать ценное на земле.
10. Вам предлагают три вида путешествий. Что вы выберете? а) по нашей стране; б) по экзотическим странам; в) по одной из ведущих капиталистических стран.
11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы предпримете? а) поболтаюсь немного, потом видно будет; б) уйду немедленно домой, если отмечать присутствующих не будут; в) присоединяюсь к кому-нибудь, поработаю вместе с ним.
12. Некий волшебник предлагает устроить вам обеспеченную жизнь без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику? а) соглашусь с благодарностью; б) сначала узнаю, скольким он обеспечил такую жизнь; в) откажусь решительно.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше? а) забываю о нем, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно; в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.
14. Побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли вы кому-нибудь об этом? а) да, непременно расскажу товарищам и свожу их в музей; б) не знаю, как придется; в) зачем говорить, каждый знает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны ее сделать. Ваши действия: а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании; б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищем в солнечный теплый день собрались ехать на дачу. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради общего важного дела. Что вы сделаете? а) еду на дачу согласно плану; б) не еду, остаюсь, конечно; в) жду, что скажет мой товарищ.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит? а) бездомный щенок; б) взрослый пес с известными вам повадками; в) дорогой щенок редкой породы
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говоря. «Есть важное дело. Надо». Как вы реагируете? а) напоминаю о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут остальные.
19. С вами разговаривают в оскорбительном тоне. Как вы к этому отнесетесь? а) отвечаю тем же; б) не замечаю; в) разрываю связь с собеседником.
20. Вы плоховато играете на скрипке. Однако ваши родители непременно вас хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете? а) играю, конечно; б) разумеется, не играю; в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
21. Вы пригласили гостей. Как вы их примите? а) сам приготовлю все блюда; б) закуплю полуфабрикаты в «Кулинарии»; в) приглашу гостей только на кофе.
22. Вдруг вы узнаете, что школу закрыли по каким-то причинам. Как вы встречаете такое сообщение? а) бесконечно рад, гуляю и наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, строю планы самообразования; в) буду ожидать новых сообщений.
23. Когда хвалят кого-то из ваших товарищей, что вы чувствуете? а) ужасно завидую, мне неудобно; б) я рад, и у меня есть свои достоинства; в) я, как все, аплодирую.
24. Вам подарили дорогую авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что вы делаете? а) отдаю жизнь дороже; б) постараюсь убежать от них, говорю, что у меня ничего нет; в) не отдаю подарок.
25. Когда наступает Новый год, о чем вы чаще всего думаете? а) о новогодних подарках; б) о каникулах и свободе; в) о том, как жил и собираюсь жить в новом году.
26. Какова роль музыки в вашей жизни? а) она мне нужна для танцев; б) она доставляет мне духовное наслаждение; в) она мне просто не нужна.
27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствует вдали? а) снятся родные места; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не знаю, надолго не уезжал.
28. Портится ли у вас настроение, когда вы смотрите «Новости»? а) нет, если мои дела идут хорошо; б) да, довольно часто в настоящее время; в) не замечал.
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что вы сделаете? а) отберу интересные и принесу; б) у меня нет ненужных мне книг; в) если все принесут, то и я тоже.
30. Можете ли вы назвать 5 дорогих вам мест на земле, пять общественно-исторических событий, 5 значимых для вас имен великих людей? а) да, безусловно, могу; б) нет, на свете так много интересного; в) не задумывался, надо бы посчитать.
31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову? а) у него был, конечно, свой личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться; в) не перестаю удивляться поступку этого человека.
Анализ результатов производится таким образом.
1. Следует исключить из подсчета вопросы и ответы на них под номерами 10, 17, 21, 25, 26.
2. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30; потом количество знаков «+» во второй графе на вопросы под номерами 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28; затем количество знаков «+» в третьей графе на вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.
Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на другого человека. Затем подсчитывается число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам .
3. Подсчитать количество знаков «+» в первой графе на вопросы под номерами 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31; затем количество знаков «+» на вопросы под номерами 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30; затем количество знаков «+» под номерами 14, 15 в третьей графе.
Теперь следует выразить число обучающихся с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам .
Суждение о нравственной направленности учащихся всего класса можно вынести, если показатели выбора составляют 50% и выше.









13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 14315




Root Entry