РП ПМ.01 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ



















Анадырь 2016 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 23.01.01 Специалист по администрированию сети укрупненной группы специальностей 23.00.00 Компьютерные сети.

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»).

Разработчик:
Чаплин В. В., преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»



Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
педагогики, психологии и культуры
Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель ________/Е.А. Глухарева/


Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Протокол Методического совета № ___ от «___» _________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ



страница

1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4

2.
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7

3.
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8

4.
условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
20

5.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида деятельности)
23


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.02 Компьютерные сети укрупненной группы специальностей 23.00.00 Компьютерные сети в части освоения основного вида деятельности (ВД): Участие в проектировании сетевой инфраструктуры и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети.
ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.
ПК 1.4. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области информатики и вычислительной техники при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
Цель:
Научиться проектированию локальных сетей в соответствии с поставленной задачей.
Задачи:
Выбрать технологии, инструментальные средства и сетевое оборудование при организации процесса исследования объектов сетевой инфраструктуры;
использовать специальное программное обеспечение для моделирования, проектирования и тестирования компьютерных сетей.
С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) для обеспечения образовательного процесса;
проектирования архитектуры локальной сети в соответствии с поставленной задачей;
установки и настройки сетевых протоколов и сетевого оборудования в соответствии с конкретной задачей;
выбора технологии, инструментальных средств при организации процесса исследования объектов сетевой инфраструктуры;
обеспечения целостности резервирования информации, использования VPN;
установки и обновления сетевого программного обеспечения;
мониторинга производительности сервера и протоколирования системных и сетевых событий;
оформления технической документации;
использования специального программного обеспечения для моделирования, проектирования и тестирования компьютерных сетей;
уметь:
проектировать локальную сеть;
выбирать сетевые топологии;
рассчитывать основные параметры локальной сети;
читать техническую и проектную документацию по организации сегментов сети;
применять алгоритмы поиска кратчайшего пути;
планировать структуру сети с помощью графа с оптимальным расположением узлов;
использовать математический аппарат теории графов;
контролировать соответствие разрабатываемого проекта нормативно- технической документации;
использовать многофункциональные приборы и программные средства мониторинга;
использовать программно-аппаратные средства технического контроля;
использовать техническую литературу и информационно-справочные системы для замены (поиска аналогов) устаревшего оборудования;
настраивать протокол TCP/IP и использовать встроенные утилиты операционной системы для диагностики работоспособности сети.
знать:
общие принципы построения сетей;
сетевые топологии;
многослойную модель OSI;
требования к компьютерным сетям;
архитектуру протоколов;
стандартизацию сетей;
этапы проектирования сетевой инфраструктуры;
требования к сетевой безопасности;
организацию работ по вводу в эксплуатацию объектов и сегментов компьютерных сетей;
вероятностные и стохастические процессы, элементы теории массового обслуживания, основные соотношения теории очередей, основные понятия теории графов;
алгоритмы поиска кратчайшего пути;
основные проблемы синтеза графов атак;
построение адекватной модели;
системы топологического анализа защищённости компьютерной сети;
архитектуру сканера безопасности;
экспертные системы;
базовые протоколы и технологии локальных сетей;
принципы построения высокоскоростных локальных сетей;
основы проектирования локальных сетей, беспроводные локальные сети;
стандарты кабелей, основные виды коммуникационных устройств, термины, понятия, стандарты и типовые элементы структурированной кабельной системы: монтаж, тестирование;
средства тестирования и анализа;
программно-аппаратные средства технического контроля;
диагностику жёстких дисков;
резервное копирование информации, RAID-технологии, хранилища данных.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 315 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 243 часа, включая:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 162 часов;
внеаудиторной учебной нагрузки обучающегося (самостоятельная работа) – 81 час;
учебной практики – 72 часа;
производственной практики – 0 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности Участие в проектирование сетевой инфраструктуры, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1.
Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети.

ПК 1.2.
Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3.
Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.

ПК 1.4.
Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии.

ПК 1.5.
Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников)

ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля

Код
профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности),
часов
(рассредоточенная по разделам практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 1.1 - ПК 1.5
МДК.01.01 Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей
162
108
24
18
54
0
36
0

ОК 1-9
МДК.01.02 Математический аппарат для построения компьютерных сетей
81
54
24
0
27
0
36
0

ПК 1.1 - ПК 1.5
Учебная практика (по профилю специальности), часов
72

0

Всего:
315
162
48
18
81
0
72
0


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Компьютерные сети

162


МДК 01.01.
Организация, принципы построения и функционирования компьютерных сетей

66


Тема 1.1.
Общие принципы построения сетей
Содержание
22



1.
Сетевые топологии

1


2.
Эталонная модель взаимодействия открытых систем OSI

1


3.
Стандарты кабелей

1


4.
Типы интерфейсов данных

1


5.
Сетевое передающее оборудование

1


6.
Типы интерфейсов данных




7.
Передающее оборудование локальных сетей




8.
Передающее оборудование глобальных сетей




9.
Протоколы локальных сетей




10.
Технология АТМ




11.
Дистанционное управление компьютером




Лабораторные работы
0



Практические занятия
10



1.
Резервное копирование информации




2.
Определение топологии и протоколов для указанной сети




3.
Поиск аналогов устаревшего оборудования




4.
Выбор оборудования для проекта сети




5.
Выбор оборудования для проекта сети



Тема 1.2.
Основы работы сетей
Содержание
46



1.
Протокол TCP/IP

1


2
Принцип работы снифферов

1


3.
Прикладные протоколы стека TCP/IP

1


4.
Диагностика локальных компьютерных сетей




5.
Сети X25I Методы передачи данных в X.25. Использование сетей X.25.




6.
Сети с ретрансляцией кадров (frame relay) Коммуникация и виртуальные каналы.




7.
Сети ISDNСетевые службы 1.200. Цифровые коммуникационные службы. Широкополосные сети ISDN.




8.
Принципы работы ISDN-сетей. ISDN и многоуровневые коммуникации OSI.




9.
Механизмы кондиционирования трафика




10.
Линии связи




11.
Беспроводная передача данных




12.
Линии DSL




13.
Сети SONET, региональные Ethernet-сети (Optical Ethernet). Уровни SONET и эталонная модель OSI.




14.
Дополнительные протоколы глобальных сетей Протокол Serial Line Internet Protocol (SLIP). Протокол Point-to-Point Protocol (PPP) и Point-to-Point Tunneling Protocol (PPTP).




15.
Требования СНиП к оборудованию компьютерных сетей.




16.
Требования СНиП к оборудованию компьютерных сетей.




17.
Проектирование аппаратной




18.
Программы контроля сетевого трафика




19.
Проектирование кроссовых




20.
Кабельные трассы подсистемы внутренних магистралей




21.
Телекоммуникационная фаза проектирования




22.
Утилиты диагностики жестких дисков. Резервное копирование информации




23.
Проектная документация




Лабораторные работы
0



Практические занятия
14



1.
Расчет основных параметров локальной сети




2.
Проектирование высокоскоростной локальной сети




3.
Прокладка сетевого кабеля

1


4.
Проектирование беспроводной локальной сети

1


5.
Настройка локальной сети

1


6.
Настройка протокола TCP/IP

1


7.
Диагностика работоспособности сети

1

Курсовая работа (проект)
18


Формулирование темы, составление предварительного плана работы.
Изучение литературы по теме.
Выявление и изучение источников по теме.
Подготовка обзора источников и литературы.
Проведение обследования (учреждения, организации, предприятия) или изучение проблемы.
Составление плана.
Обобщение и анализ полученных материалов.
Разработка рекомендаций и обоснование эффективности предлагаемых решений или определение значения разрабатываемой проблемы.
Представление черновика курсовой работы руководителю.
Корректирование текста по замечаниям руководителя.
Оформление курсовой работы, представление ее руководителю.
Прохождение предзащиты.
Подготовка вступительного слова о выполненной работе и ее защита на конференции.



Тематика курсовой работы (проекта)
Математический аппарат для построения компьютерных систем
Построение локальной вычислительной сети предприятия.
Построение локальной сети на примере "Учебный институт"
Проектирование локальной компьютерной сети организации
Выбор операционной системы для сервера
Топологии вычислительных сетей, виды кабелей и сравнительные характеристики сетевых проводников
Построение локальной сети
Особенности выбора сетевой операционной системы, виды топологии сети и методов доступа
Сущность технологии FastEthernet. Виды сетевого оборудования
Аппаратные и программные средства сети
Имитационное моделирование работы вычислительной системы из трех ЭВМ в среде GPSS
Построение концептуальной модели системы и ее формализация
Компьютерные сети. Построение сетей
Проект сети для бухгалтерии, отдела кадров и планового отдела университета
Проектирование локальной вычислительной сети
Устройство микропроцессорных систем
Теория графов
Операции над графами
Анализ полной стоимости ЛВС с использованием информационных технологий
Глобальные и локальные сети
Безопасность и Internet
Безопасность сетей на базе TCP/IP
Виды и классы памяти компьютера
Вирусы и их разновидности
Высокоскоростные сети.



Самостоятельная работа при изучении Раздела 1.
54


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Эталонная модель OSI
Информационная безопасность.
Сетевое оборудование.
Программирование офисных АТС.
Прикладные протоколы.
Optical Ethernet.
Дополнительные протоколы глобальных сетей.
Правила монтажа телекоммуникационного оборудования.
Расчет вспомогательного оборудования.
Изучение технических условий на отдельные виды коммуникационного оборудования.



Учебная практика
Виды работ:
участие в проектировании сетевой инфраструктуры;
участие в организации сетевого администрирования;
эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры;
участие в управлении сетевыми сервисами;
участие в модернизации сетевой инфраструктуры;
сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей;
участие в разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности;
проведение профилактических работ на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях;
участие в инвентаризации технических средств сетевой инфраструктуры, осуществление контроля поступившего из ремонта оборудования;
замена расходных материалов и мелкий ремонт периферийного оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой инфраструктуры.
36


Раздел 2.
Математический аппарат

216


МДК 01.02.
Математический аппарат для построения компьютерных сетей

120


Тема 2.1.
Теория графов
Содержание
10



1.
Определения и примеры
Определение графа. Примеры графов. Укладки графов. Понятие пути. Сильно связные графы.




2.
Цепи и циклы
Эйлеровы графы. Гамильтоновы графы. Конечные и бесконечные графы. Теорема Эйлера. Алгоритм Краскаля.




3.
Деревья
Свойства деревьев. Перечисление деревьев.




4.
Планарность и двойственность
Планарные и двойственные графы. Двойственность по Уитни.




5.
Приложения теории графов
Алгоритмы поиска кратчайшего пути. Основные проблемы синтеза графов атак.




Лабораторные работы
0



Практические занятия
16



1.
Решение задач по теории графов. Построение матриц смежностей и инциденций.




2.
Решение задач по теории графов. Построение матрицы достижимостей.




3.
Решение задач по теории графов. Выделение связных компонентов.




4.
Решение задач по теории графов. Нахождение максимального потока и минимального разреза.




5.
Решение задач по теории графов. Нахождение путей в графе.




6.
Решение задач по теории графов. Нахождение минимально доминирующих множеств (МДМ).




7.
Решение задач по теории графов. Нахождение максимально независимых множеств (МНМ).




8.
Решение задач по теории графов. Нахождение кратчайшего пути.



Тема 2.2.
Элементы теории конечных автоматов
Содержание
14



1.
Алгебраическая теория конечных автоматов
Определение конечного автомата. Способы адания автомата. Некоторые примеры
автоматов. Лемма о разрастании. Автоматы Миля и Мура и их эквивалентность. Распознающие автоматы. Автоматы для распознавания языков. Недетерминированные автоматы. Приведение автоматов к детерминированному виду. Эквивалентные состояния. Минимизация конечных автоматов.




2.
Структурная теория конечных автоматов
Базис конечных автоматов. Декомпозиция конечных автоматов. Проблема полноты автоматного базиса. Синтез конечных автоматов. Дизъюнктивные нормальные формы. Минимизация дизъюнктивных нормальных форм. Алгоритм Квайна. Минимизация частично заданных булевых функций. Минимизация систем булевых функций.




3.
Основная модель.
Многополюсный чрный ящик. Конечность алфавита. Определение основной модели. Примеры конечных автоматов.




4.
Таблицы, графы и матрицы переходов.
Таблица переходов. Граф переходов. Элементарные пути. Определение минимальных путей и полных контуров.




Лабораторные работы




Практические занятия
8



1.
Решение задач по теории конечных автоматов. Алгебраическая теория конечных автоматов.




2.
Решение задач по теории конечных автоматов. Структурная теория конечных автоматов.




3.
Решение
·