Введение в экономику. Экономические функции государства в рыночной системе хозяйствования (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)


Экономические функции государства в рыночной системе хозяйствования
Мировым опытом доказано, что нет, и не может быть эффективной рыночная экономика без активной регулирующей роли государства. Способность нерегулируемого рынка спонтанно обеспечивать равновесие, и высокую эффективность экономики ограничена. Суть несовершенства рыночной системы вытекает из следующих обстоятельств:
сам по себе рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не имеет механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;
рыночная система подвержена нестабильному развитию (инфляция, безработица).
За решение этих и других проблем и берется государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Необходимость государственного вмешательства в экономику обосновывали меркантилисты еще в восемнадцатом веке. Однако общее признание экономической мысли о неспособности рынка к саморегулированию окончательно утвердилось только в двадцатом веке.
Регулирующая роль государства проявляется в его функциях. Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности.
Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Сегодня принято выделять следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций (рис. 8.1.).
Основные экономические функции государства
АллокационнаяСоциальная
Стабилизационная
Рис. 8.1. Основные экономические функции государства

1) Аллокационная (распределительная) функция имеет целью более эффективное распределение ресурсов в рыночной экономике;
2) Социальная функция заключается в обеспечении справедливого распределения доходов в обществе;
3) Стабилизационная функция состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также в стимулировании экономического роста.
Рассмотрим эти функции.
Исследования в области первой функции – аллокационной принадлежат экономистам неоклассического направления. Объектом исследования в неоклассической модели является рыночная экономика, которая рассматривается на уровне взаимодействия отдельных потребителей и фирм.
В данных исследованиях выясняется, что свободная рыночная экономика без какого бы то ни было вмешательства достигает эффективной аллокации ресурсов. Возможность свободно вступать в обменные отношения обеспечивает достижение на рынке состояния равновесия, т.е. такой ситуации, когда при существующих в настоящий момент ценах величина спроса на каждый из производимых в экономике товаров равна величине его предложения. Иными словами, в рыночной системе цены эффективно выполняют роль индикатора ценности ресурсов. Ценовой механизм посылает верные сигналы, и размещение ресурсов оказывается оптимальным.
Дальнейший анализ этой модели выявил, что хотя в большинстве случаев ценовой механизм рынка обеспечивает использование ресурсов оптимальным образом, в ряде ситуаций рынок не обеспечивает эффективной аллокации ресурсов.
К типичным формам проявления неэффективности распределения ресурсов рыночным механизмом можно отнести:
рыночная система производит большее или меньшее количество продукции вследствие действия побочных (экстернальных) эффектов экономической деятельности;
рынок недопроизводит или вообще не производит блага, относимые к категории общественных;
оптимальное распределение ресурсов нарушается в связи с ассимитричной информацией у участников экономических сделок (случай интерналий);
эффективность размещения ресурсов снижается вследствии существования высоких отраслевых барьеров для свободного перелива капитала.
Наличие этих несовершенств рынка создает предпосылки для государственного вмешательства в работу рыночного механизма. Именно государство может сыграть положительную роль, улучшив аллокацию и использование экономических ресурсов.
Как же осуществляется корректировка рыночного механизма государством?
Одна из основных задач государства – это нейтрализация внешних эффектов (экстерналий).
Экстерналии (побочные эффекты или внешние эффекты) – это выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, которые получает третья сторона, и которые не фиксируются в рыночной цене.
Отрицательные экстерналии (издержки перелива) – это издержки, которые несет третья сторона, и которые не компенсируются в рыночной цене.
Например, выбросы вредных веществ в атмосферу при производстве цинка создают отрицательный внешний эффект, если производитель продукта не включает сумму ущерба, наносимому обществу, в себестоимость продукта. На рисунке 8.2 представлен график отрицательных внешних эффектов при производстве цинка.
Рис. 8.2. Издержки перелива
Q
P
S
S1
D
Q
Q1

Кривая предложения S отражает лишь индивидуальные издержки, которые финансирует фирма-производитель. Издержки же отражаемые кривой S включают как индивидуальные издержки, так и внешние. Следовательно, индивидуальные издержки меньше общественных затрат. Производители принимают решение о объеме производства на основе заниженных затрат. Соответственно, равновесная величина продукта Q больше оптимальной величины Q1.
Положительные экстерналии (выгоды перелива) – это дополнительный эффект, полученный от производства или потребления продукта третьей стороной, и который не фиксируется в рыночной цене.
На рисунке 8.3 представлен график положительных внешних эффектов.
Выгоды перелива, отраженные кривой D, ниже реальных выгод общества. В результате равновесная величина продукта Q оказывается меньше оптимальной его величины Q1.
Наличие выгод перелива можно проиллюстрировать на примере инновационной деятельности предприятия. Осуществляя какое-либо нововведение, предприятие ориентируется на будущий спрос, представляющий кривую тех максимальных цен, которые готовы заплатить потребителям за новшество.
Рис. 8.3 Выгоды перелива
Q
P
S
D1
D
Q
Q1

Однако, в этих ценах отражены далеко не все выгоды общества от нововведения. Инновации как вклад в общую сумму накопленных знаний способствует дальнейшим нововведениям.
Между тем, определение степени влияния соответствующего нововведения на последующие инновации, а следовательно и размер палаты, которую предприятие может потребовать с последующих инноваций, связано с очень большими издержками и поэтому невыгодно для предприятий.
В результате в большинстве случаев общественные выгоды от инновационной деятельности значительно превышают частные, на которые ориентируются предприятия, и поэтому ранок будет обеспечивать недовложение ресурсов в нововведение.
Корректировка индивидуальной и общественной оценки результатов экономической деятельности осуществляется с помощью:
налогов и субсидий;
административных мер воздействия.
Так, на государство возлагается осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами и применением директивных мер, гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды. Помимо установления норм и применения запретов, с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует косвенные средства воздействия – налоги. Товаропроизводители, виновники отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что стимулирует изменение их поведения.
В свою очередь, государство поощряет возникновение положительных экстерналий. Для этого проводится субсидирование. Предоставляется ли субсидия потребителю или производителю, в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как степень реакции после субсидии на потребление блага будет выше. Государство субсидирует социальную сферу, инновационную деятельность, поскольку от реализации мероприятий в этих областях выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.
Другой задачей государства по корректировке процесса распределения ресурсов рынком является организация производства общественных благ.
Общественные блага – это товары, которые не производятся на основе рыночной системы, а если производятся, то в силу наличия больших выгод перелива их производство дефицитно.
К общественным благам относят товары, которые обладают следующими двумя свойствами: 1) неделимостью – единица общественного блага может потребляться многими людьми одновременно. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями. Например, любой горожанин может в любое время суток свободно перемещаться по тротуару. Гости города никоим образом не снижают количество и качество выгод, получаемых ныне гуляющими горожанами от пешеходных дорожек.
2) неисключаемостью из потребления – благо может быть получено безвозмездно. То есть потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Когда право потребления блага не является исключительным, затраты на исключение того или иного лица из числа потребителей крайне высоки. Фактически невозможно взимать плату за право потребления такого блага с индивидуальных его потребителей. Например, те, кто не платит за выгоды, получаемые от тротуаров, не могут быть лишены этих выгод.
Итак, когда общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Так как положительные внешние эффекты не принимаются во внимание, когда благо производится субъектом, объем предложения будет меньше эффективного.
Следовательно, если благом можно пользоваться бесплатно, то стимул производить данный товар у частных лиц не возникает, и в рыночной системе будет иметь место недопроизводства таких благ.
Государство определяет объем производства с помощью политического механизма, то есть процесса голосования за правительственные программы.
Готовность избирателя голосовать за предложение зависит от того, какую долю расходов несет этот человек. Избиратели сравнивают полезность дополнительного предложения общественного блага для себя со своими дополнительными затратами. В силу того, что субъекты склонны занижать реальную полезность от потребления блага, стремясь тем самым уменьшить свой вклад в финансирование блага, количество произведенных общественных благ может оказаться ниже эффективного их объема. Именно поэтому источником средств для производства общественных благ являются налоговые поступления государства.
К неэффективной аллокации ресурсов могут приводить не только экстерналии, но и интерналии. Поэтому важным направление деятельности государства является устранение интерналий или ассиметричной информации.
Интерналии – это издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при ее заключении.
Если потребитель или производитель не располагает необходимой информацией, чтобы сделать истинное заключение о ценности товара, то индивидуальная оценка оказывается выше или ниже общественной и, следовательно ресурсы в системе будут распределятся не рационально. Примерами интерналий могут быть: ущерб, который несет покупатель от потребления товара, оказавшегося некачественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сторон сделки; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его самообучения.
Из-за ассиметричности информации низкокачественные товары (товары «лимоны») могут вытеснять с рынка высококачественные. Это происходит в связи с тем, что информация о качестве товара ассиметрична, то есть продавец товара знает о нем значительно больше, чем потенциальный покупатель. Поэтому у покупателя возникает стремление застраховать себя от покупки товара низкого качества, но с высокой ценой. Инструментом снижения потерь от приобретения некачественного товара служит готовность покупателя заплатить меньшую цену за любой товар данного вида. В результате таких действий цена на рынке снижается, и высококачественные товары исчезают с рынка. Таким образом, складывается неэффективное состояние экономики, вызванное дезинформацией покупателя о качестве товара.
Сегодня к основным формам устранения интерналий относятся: 1) введение стандартных форм договоров, регламентация процедуры заключения сделок, введение санкций за нарушение условий контракта; 2) государственное установление стандартов качества продукта, выдача лицензий на производство определенных видов товаров, законодательная защита прав потребителей.
Государство призвано активно содействовать устранению барьеров для свободного перелива капиталов.
Современная монополистическая структура рынка ограничивает гибкость реакции потоков капитала на ценовые сигналы рынка, снижает адаптивность производства к потребностям общества.
Но именно конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуру, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Конкуренция служит средством регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль. Преимуществом свободной конкуренции является и то, что каждый необходимый обществу товар производится наименее дорогостоящим способом. Это значит, что не только максимизируется прибыль товаропроизводителей, но и создается такая структура распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей.
Наличие монопольной власти создает различные барьеры, то есть технические, финансовые, организационные трудности с которыми сталкивается фирма при вступлении в новую отрасль. В целях создания благоприятных условий для перелива капитала государство проводит антимонопольную политику. Данная политика реализуется по двум основным направлениям:1) предоставление различных видов помощи фирмам, вступающим в отрасль; 2) ограничение монополистической деятельности фирм.
Существуют различные виды монополистической деятельности, которые запрещают антитрестовские законы. В частности, в сфере управления ценами фирмы-монополисты могут фиксировать цены, проводить ценовую дискриминацию, осуществлять демпинговое ценообразование. Фиксация цен – это любая попытка объединения двух или более фирм, предпринятая с целью установления определенной цены на товар. Конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую ценовую политику, а попытки ценовой кооперации ограничивают свободную конкуренцию. Практика демпинга состоит в установлении заниженных цен для вытеснения конкурирующих фирм из бизнеса. При этом фирма- монополист сама может понести убытки. Если она идет на это, она считает, что текущие убытки стоят будущего возможного увеличения прибылей, если фирме удастся добиться монопольной власти, устранив из бизнеса соперников.
Активно контролируется государством процесс слияний фирм. Объединения фирм могут создавать искусственные барьеры для входа на рынок, препятствия для новых фирм с целью ограничения конкуренции с их стороны, возможности для раздела рынка.
Усиление монопольной власти отдельных фирм в рыночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям. Во-вторых, в сокращении производства отдельных видов товаров и услуг, сто приводит к неэффективному распределению ресурсов между различными отраслями. В-третьих, монополия может замедлять инновационное развитие, ухудшать условия и качество продукции.
Рассмотрим социальную функцию государства. Важную роль играет государство в процессе регулирования распределения доходов между экономическими агентами. Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну справедливость: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, также предельной производительности факторов. С этой точки зрения совершенно справедливым будет низкий доход работников тех сфер производства, спрос на продукты которых будет незначительным.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения способствует росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества.
Какие же причины вызывают необходимость снижения дифференциации доходов? Во-первых, неравенство в распределении доходов не соответствует этическим принципам общества. Во-вторых, резкая дифференциация в доходах и наличие низкой покупательной способности оказывает сдерживающее воздействие на рост ВНП.
Поэтому социальная политика государства заключается в обеспечении определенных стандартов благосостояния, создания социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Формой достижения этой цели служит перераспределение доходов путем: 1) прямого воздействия на цены и 2) посредством трансфертных выплат. Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.
Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизовано. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях.
Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности.
Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью.
Третья - стабилизационная функция государства, сводится к следующему.
Макроэкономическая дестабилизация проявляется в форме безработицы и инфляции, и вызывается нарушением равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
Снижение совокупного спроса по отношению к совокупному предложению вызывает рост безработицы; превышение спроса над совокупным предложением стимулирует инфляцию.
Государство оказывает регулирующее воздействие на движение совокупного спроса. В период спада и роста безработицы государство увеличивает государственные расходы и снижает налоги; в период роста инфляции государство снижает государственные расходы и повышает налоги.
Основная заслуга в теоретической разработке данной функции государства принадлежит экономистам кейнсианского направления. Именно Дж. М. Кейнс предложил использовать возможности государственного регулирования для стабилизации и стимулирования экономического роста. Тем самым были заложены основы макроэкономической теории, в рамках которой разрабатываются пути воздействия на агрегатные экономические показатели – темпы экономического роста, общий уровень занятости и цен.
Государственная ценовая политика является важнейшим элементом экономической политики.
Экономическое равновесие может быть достигнуто в удовлетворительной степени только в случае, когда стоимость денег сохраняется в течение ряда лет без значительных колебаний. Необходимость в стабильных ценах возникает не только в силу экономических, но и социальных причин.
От динамики цен в значительной мере зависит, как индивиды распоряжаются своими накоплениями и используют свои доходы. Необходима относительная стабильность денег, чтобы потребители имели возможность сопоставлять цены и не торопились делать покупки из-за боязни предстоящего повышения цен. Стабильность необходима, чтобы препятствовать вспышкам спекулятивных операций, которые мало способствуют развитию производительных сил.
Инвестиционный процесс, зависимый от частной инициативы, может быть нарушен обесценением денег. Он может стать черезмерным по сравнению с возможным увеличением прибылей в тех секторах экономики, в которых оснащение промышленных предприятий происходило в значительной мере с использование заемного капитала. Погашение долгов все более обесценивающимися деньгами деформирует величину себестоимости продукции и доходов. Напротив, в тех отраслях экономики, где финансирование обеспечивается за счет собственного капитала или прибылей, инвестиционный процесс может затормозиться.
Наконец, стабильность цен необходима для сохранения длительного равновесия внешнеэкономических связей. Обесценение денег может привести к истощению валютных резервов и тем самым положить конец развитию экономики в желаемом направлении.
Стабильность цен необходима также для свободного развития производительных сил. Обесценение денег порождает не только гонку заработной платы и цен, но и гонку зарплаты и нефиксированных доходов (например, прибыли). Действительно, в результате инфляции население делиться на две группы: с одной стороны, это те, чьи доходы немедленно повышаются вслед за повышением цен, с другой стороны - те, чьи доходы, более стабильные по своей природе, лишь с опозданием следуют за повышением цен, причем, часто только после решительной борьбы за свои права, которые дорого обходятся нации.Важной задачей государства является обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического ее развития. Экономика на протяжении длительных периодов испытывает то подъемы, то спады. Тем самым создается неблагоприятная экономическая среда для координации действий покупателя и продавцов отдельных товаров и факторов производства. В связи с этим государство вынуждено контролировать макроэкономическую динамику. Для этих целей государство использует инструментарий фискальной и денежно-кредитной политики.
Итак, рынок не может создать инфраструктуру, необходимую для деятельности самого рынка и воспроизводства в целом. Рыночных сил оказывается недостаточно для реализации программ общенационального масштаба, рынок самостоятельно не в состоянии осуществить в короткие сроки крупные структурные сдвиги.