РУКОВОДСТВО, ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)



РУКОВОДСТВО, ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ1.Формы влияния и власти.
2.Основные подходы к теории лидерства.
3.Основные стили управления.
1. Формы влияния и власти
Большое значение в теории управления имеет эффективное исполнение статуса лидера, влияния и власти. Знаменитая работа Никола Маккиавели «Принц», появившаяся в самом начале XV в., написана о том, что власть и манипулирование ею являются рычагом управления государством. Невозможно эффективно выполнять функции управления, если нет эффективного руководства. Руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его целью является влияние на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. Эффективные же лидеры не всегда является одновременно и эффективными управляющими. От их эффективности можно судить по тому, в какой степени они влияют на других, т.е. лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение, отношение, ощущение и т.п. другого индивида. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.
Власть – это возможность влиять на поведение других людей.
Обладание властью не подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение зарплаты, рабочее задание, продвижение по службе, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Но в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как руководитель зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, и способность подчиненных выполнять задания. Власть может принимать разнообразные формы. Исследователи в области власти и лидерства Френч и Рейвен разработали удобную классификацию основ власти, в соответствии с которой определили 5 основных форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении или влияние через страх, т.е. исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, помешать удовлетворению какой-то насущной потребности или вообще сделать какие-то другие неприятности.
2. Власть, основанная на вознаграждении, т.е. исполнитель верит, что влияющий может удовлетворить насущную потребность и доставить удовольствие.
3. Экспертная власть (влияние через разумную веру), т.е. исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют ему удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть (власть примера) – влияние с помощью харизмы, т.е. характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
Харизма – это власть, построенная на стиле личных качеств или способностей лидера. Характеристиками харизматических личностей являются:
излучение энергии, заряжающей окружающих;
внушительная внешность, независимость характера;
хорошие риторические способности;
достойная манера держаться и т.д.
5. Законная власть (традиционная власть). Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчинятся им. По мере того, как способность исполнителя и руководителя подошли вплотную друг к другу (т.е. повысился уровень образованности), стала возрастать необходимость искать сотрудничества со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять. Современные управляющие могут эффективно руководить, если будут совершенствоваться в таких формах влияния, как убеждение и участие (т.е. привлечение учащихся к управлению).
2.Основные подходы к теории лидерства
Эффективное лидерство предполагает всесторонний анализ. Известно, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или организациях, помогающих развить эти навыки и умения. При этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умения, а качество характера.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Комбинация двух переменных – динамики поведения и уровня ситуационности – приводит в конечном счете к выделению следующих подходов к изучению лидерства в организации:
1. с позиции личных качеств;
2. поведенческий подход;
3. ситуационный подход.
Согласно личностной теории лидерства, которая также известна под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств, при использовании которых люди могли бы научиться воспитывать в себе их и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторыми такими качествами являются уровень интеллекта и знаний, впечатляющая внешность, честность, здоровый смысл, инициативность, социальные и экономические образование, а также высокая степень уверенности в себе. При дальнейшем изучении личных качеств исследования давали противоречивые результаты, и было отмечено, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личностные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что в зависимости от характера конкретной ситуации должны выбираться различные способы руководства. Это означает, что руководитель–лидер должен уметь вести себя по–разному в различных ситуациях.
Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Дуглас Мак-Грегор сформулировал два различных подхода, которые он назвал теорией «х» и теорией «y».
Теория «х» – руководитель сосредоточен на работе. Он прежде всего заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда. Теория «y» – руководитель сосредоточен на человеке и прежде всего заботится о людях, делает упор на взаимопомощь, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений. Американский профессор Уильям Оучи, дополняя идеи Мак-Грегора, высказанные в виде теории «х» и «у», предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившее название теории «z» и теории «а», чему соответствовали отличия в управлении соответственно в японских и американских экономиках. На основе изучения японского опыта управления Оучи пришел к выводу, что этот подход к управлению более эффективен. Он сформулировал принципы, положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться высокой результативности в их деятельности. Сравнивая предложенные и рекомендованные теории «z» и «а», можно увидеть то, что управление развивалось большей частью в сторону идей, положенных в теорию «y».Теорию «z» можно назвать развитой и усовершенствованной.
Продолжая исследования Ренсис Ланкерт выявил 4 стиля управления, названных системами 1,2,3,4.
Система 1 – ориентированный на выполнения задания, сильно структурированный авторитарный стиль.
Системы 2 и 3 являются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкие к основам положения теории «х» и «y» Дугласа Мак Грегора.
Система 4 – это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними.
3.Основные стили управления
Немецкий психолог Курт Левин провел серию экспериментов, на основе которых выделил 3 стилями управления, ставшими классическими:
1. авторитарный (автократичный, директивный или диктаторский);
2. демократический (коллегиальный);
3. попустительский (либерально-анархический или нейтральный).
Для авторитарного стиля управления характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Данный стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.
При демократическом стиле управления решения принимаются на основе обсуждения проблемы учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности и особенности. Этот стиль наиболее эффективен, т.к. обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений инициативу, активность сотрудников, благоприятный климат. Но реализация этого стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологических, коммуникативных способностях руководителя.
Попустительский стиль характеризуется безынициативностью, невнимательностью в процесс тех или иных работ, вследствие чего:
результаты работы обычно низкие;
люди неудовлетворенны своей работой;
психологический климат неблагоприятен;
нет никакого сотрудничества;
нет стимула добросовестно трудиться и т.д.
Кроме этих стилей управления выделяют также и непоследовательный (алогичный) стиль, который проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому, что приводит к крайне низким результатам работы и максимальному количеству конфликтов и проблем.
Стиль эффективного лидера отличается гибкостью, индивидуальным ситуативным подходом.
Руководитель должен владеть разными стилями управления и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей как своих сотрудников, так и своих личных качеств.