Рабочая программа по музыке для 9 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта
администрации Далматовского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Уксянская средняя общеобразовательная школа»





«Рассмотрено»
на заседании методического совета
Протокол № ________
от «__» _______ 20__ года
«Утверждаю»
Директор школы________
Н.А.Бендюжик
Приказ № ____
от «____» ______ 20___ г













Рабочая программа
по музыке
для 9 класса

по 0,5 часа в неделю (всего 17 часов)








Автор-составитель:
учитель Брюханова Наталья Аркадьевна











2013 год



Пояснительная записка

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ 2004 года;
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель курса «Искусство. Музыка» в 9 классе - развить опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством на примере музыки;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства и музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Программа состоит из четырех разделов. Содержание раскрывается в следующих учебных темах:
«Воздействующая сила искусства»;
«Искусство предвосхищает будущее»;
«Дар созидания. Практическая функция искусства»;
«Искусство и открытие мира для себя».
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство. Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской для 8-9 классов. Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, изучается в объеме 1 часа в 1 полугодии 9 класса. В связи с тем, что образовательное учреждение ведет преподавание интегрированного курса «Искусство» с разделением на 2 отдельных модуля: «Искусство. Музыка» и «Искусство. Изобразительное искусство», в данном курсе изучается только музыкальное искусство. Все темы курса соответствуют авторскому планированию, учебный материал по данной программе изучается в уплотненном варианте, в соответствии с авторским планированием по предложенным автором темам изучается только музыкальное искусство.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства длоя формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и т.д.);
ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся:
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Учебно-тематический план

п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Из них




Контрольные работы

I.
Тема №1. Воздействующая сила искусства
4 ч.


II.
Тема №2. Искусство предвосхищает будущее
3 ч.


III.
Тема №3. Дар созидания. Практическая функция искусства
5 ч.
1ч.

IV.
Тема № 4. Искусство и открытие мира для себя
5 ч.
1ч.


Итого
17 ч.
2 ч

Содержание программы
Тема №1. Воздействующая сила искусства. 4 часа.
Искусство и власть. Родство художественных образов разных искусств. Искусство как способ воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, светской и религиозной.
Какими средствами воздействует искусство? Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Мелодия, ритм, лад, фактура, форма как средства эмоциональной выразительности музыки. Ритмические особенности колокольных звонов как средство эмоционального воздействия на людей. Фактура как основа музыкального образа.
Храмовый синтез искусств. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Духовная музыка как средство эмоционального воздействия на человека. Характерные особенности духовной музыки. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.
Перечень музыкального материала
Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).
Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.).
Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни).
Песни военных лет и песни на военную тему.
Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.).
Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка.
Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы).
Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
А.Вивальди. Времена года. Весна
В. Моцарт. Рондо в турецком стиле
М. Глинка. Руслан и Людмила. Увертюра
М.Равель. Болеро
С.Прокофьев. Александр. Невский
М. Глинка. Иван Сусанин
Б.Тищенко. Ярославна
А.Бородин. Князь Игорь
А.Рыбников. Юнона и Авось
Перечень произведений литературы
Произведения поэтов и писателей XIX XXI вв.
Поэзия В. Маяковского.
Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр.
Рекламные видеоклипы.
Кинофильмы 4050-х гг. XX в.
Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Требования к уровню усвоения темы
Учащиеся должны знать/ понимать:
значение повтора и контраста в произведениях музыкального искусства.
роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.
Учащиеся должны уметь:
Высказывать свое отношение к различным художественным образам.
Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.
Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.
Выявлять ритмическую организацию музыки разных эпох.
Выявлять особенности построения (формы) музыки.
Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.
Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.
Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Тема №2. Искусство предвосхищает будущее. 3 часа.
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений. Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.
Предсказание в искусстве. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Художественное мышление в авангарде науки. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.
Перечень музыкального материала
Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.
Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.).
Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.).
Рок-музыка.
И.С.Бах. Фуга
Ч.Айвз. Вопрос, оставшийся без ответа (Космический пейзаж)
А.Скрябин. Прометей
Перечень произведений литературы.
Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Требования к уровню усвоения темы
Учащиеся должны знать/ понимать:
Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.
Учащиеся должны уметь:
Размышлять о соотношении науки и искусства.
Выявлять жизненные ассоциации музыки.
Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.
Размышлять о соотношении науки и искусства.
Тема №3. Дар созидания. Практическая функция искусства. 5 часов.
Музыка в быту. Музыка как вид искусства. Эстетизация быта. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека.
Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.
Перечень музыкального материала
Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений по выбору учителя).
Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.).
Г.Свиридов. Пастораль. Романс
К.Караев. Дон Кихот. Симфоническая гравюра
В.Агапкин. Прощание славянки
П.Чайковский. Времена года. Осенняя песнь (Октябрь). На тройке (Ноябрь)
Т.Альбинони – Р.Джацотто. Адажио
Перечень произведений литературы.
Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии».
Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю.
оставление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Требования к уровню усвоения темы
Учащиеся должны знать/ понимать:
жанры киноискусства.
лучшие фильмы отечественного кинематографа
Учащиеся должны уметь:
Определять принадлежность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументировать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразительности.
Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.
Тема № 4. Искусство и открытие мира для себя. 5 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Представления о музыкальной жизни России и других стран. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы.
Литературные страницы. Представления о музыкальной жизни России и других стран. Музыка в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.П. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, Д.В. Ойстрах, Г. фон Караян, Е.А. Мравинский, Э. Карузо, М. Калласс, Э. Горовиц, И. Менухин и др.).
Музыка в формировании духовной культуры личности
Перечень музыкального материала
Миниатюры, произведения крупной формы.
Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).
Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.). Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Перечень произведений литературы.
Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин наше все» воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства.
Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Требования к уровню усвоения темы
Учащиеся должны знать/ понимать:
какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др.
Учащиеся должны уметь:
Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).
Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.
Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Методические пособия для учителя.
Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить»: (музыка на уроках развития речи): Пособие для учителя, - М.: Новая школа, 1996.
Домрина У.Н. Беседы о музыке. Пособие для учащихся. –Л.: Просвещение, 1982.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э.Кашекова]. – М: “Просвещение”, 2011 год
2. Дополнительная литература для учителя.
Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.
Никитина, Л. Д. История русской музыки/ Л. Д. Никитина. М.: Академия, 1999.
Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки / Е. Л. Гурсвич. - М.: Академия, 1999.
Веселые уроки музыки/ авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.
3. Дополнительная литература для учащихся.
Булучевский, Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 1988.
Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Средства обучения
1. Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
2. Интернет-ресурсы.
«Радость моя». Сайт телеканала: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Все о музыке и немного уроков по музыке: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детские электронные книги и презентации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Классическая музыка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Музыкальный словарь: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Музыкальный энциклопедический словарь: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ресурс для учителей и для других творческих людей: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Сайт в помощь учителю музыки: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Свободная энциклопедия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронные образовательные ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, DVD, музыкальный центр, телевизор, аудиосистема.
4. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.










Рабочая программа. Музыка. 9 класс Брюханова Наталья Аркадьевна


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 1 Заголовок 215