Конспект урока по музыке в 3 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С. Шмагиной.

Конспект урока по музыке в 3 классе
по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С. Шмагиной.
Выполнила учитель музыки II категории Хохрякова Елена Александровна МОУ СОШ № 7 г. Ижевск
Тема урока: Образ матери в искусстве.

Планируемые результаты:
Предметные результаты - Рассмотреть как музыка, литература и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
Метапредметные результаты - Сформировать целостное представление об образе матери через произведения искусства и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Личностные результаты - Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребёнка в мировой культуре. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария»,  С. В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»,  П.И. Чайковский «Мама» из «Детского альбома», песня « Мама» Петряшева.
Дополнительный материал: репродукции картин - С. Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», иконы - Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская.

Методы:
1.метод музыкального обобщения и систематизации.
2.сравнительно-аналитический.
3.звуковой и зрительной наглядности.
4. поисково-репродуктивный.






ХОД УРОКА

Время
Этапы
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика

2 мин
I.Организационный момент.

Организовать рабочие места. Настроить на урок.
Приготовились к уроку музыки. Проверьте свои рабочие места.
Музыкальное приветствие: «Добрый день»
Встало солнце рано-рано,
Плещут волны океана,
Поднимается пшеница,
Эй, ребята-малышата
Вход под музыку Ф. Шуберта «Аве Мария»;
Музыкальное приветствие: «Добрый день»
- Добрый день!
- Добрый день!
- И звенят задорно птицы
- Добрый день!

8 мин
II.Стадия вызова
Актуализировать и обобщить имеющиеся знания, вызывать интерес, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

На ваших партах лежат карточки с вопросами. Предлагаю вам ответить на них в группах. Ответив, вы сможете узнать тему нашего урока.
Вопросы:
Кто такая Богородица?
Что означает слово "Мама"?
Какую цветовую палитру использует художник Рафаэль, написавший картину «Сикстинская мадонна»?
Какими чувствами пронизаны поэтические строки об Образе Богородицы?
Кто написал песню «Аве Мария»?
Созвучно ли произведение «Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинова интонациям и чувствам, увиденным на иконе «Богоматерь с младенцем» В. Васнецова?
- Как вы можете назвать тему нашего урока?
Ученики работают в группах (отвечают на вопросы), после чего формулируют тему урока.
Образ матери в искусстве.











12 мин







































III.Стадия осмысления
(Содержания)
















Словарная работа:
Млечный путь


















Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти
Мотивировать и активизировать деятельность учащихся. Получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка, литература  и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, поэтов и писателей, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала  музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
- Образ матери в искусстве. Это и есть тема нашего урока.
- Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – “женщина – мать!”


Есть особые произведения в искусстве, дорогие, близкие каждому человеку.
 Цель нашего урока: Как создаётся образ матери различными средствами искусства.

Представим, что мы с вами находимся в музее изобразительного искусства, где представлены прекрасные произведения живописи. Перед нами – одно из них. Это картина кисти итальянского живописца XVII века Рафаэля Санти. Назвал он ее «Сикстинская мадонна»















Записывают в тетрадях тему урока: Образ матери в искусстве.


Словарная работа:
Млечный путь это одна из многочисленных галактик Вселенной, Млечный путь ("молочная" полоса), который мы видим в небе, это кусочек нашей галактики.















































Словарная работа:
Мадонна























Работа с табличками

Кто изображён на картине?


Что хотел выразить художник своей работой?











Обратите внимание на взгляд матери. Какими чувствами полны её глаза?

Как вы думаете, каков ее внутренний мир?
Какую цветовую палитру использует художник?



Обратите внимание на другие картины созданные Рафаэлем. Что их объединяет?
Вглядитесь внимательно в их лица. Похожи ли они?

Это не случайно, потому что образы всех Мадонн Рафаэль писал с одного лица. Его моделью была прекрасная Маргарита – возлюбленная художника. Она была простой крестьянкой, дочерью пекаря. Изящные, правильные черты её лица стали символом материнства. Поэтому в её взгляде мы видим трогательную простоту, женскую миловидность и тепло человеческих чувств. Художник хотел, чтобы образ матери, изображённый на картинах, стал близким и понятным всем.
А теперь обратимся к музыке.
Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве Мария», что значит «Славься, Мария». Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. Я предлагаю вам послушать музыку, которую написал профессиональный композитор Франц Шуберт «Аве, Мария»

Выявляют кто такая мадонна?
Словарная работа:
Изображение богоматери в произведениях западно- европейских скульпторов и художников
В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна»).
Любовь матери к ребёнку, её тревоги, переживания. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги.

В её взгляде мы видим нежность и любовь к своему сыну, и в то же время предчувствие страданий и горестную судьбу Иисуса.

Она добрая, мягкая, нежная.


Небо освещено солнечным светом, что и придаёт картине нежное звучание. Одежда выполнена в более ярких, насыщенных тонах, что подчёркивает особую торжественность и величие.


На всех картинах изображены Мадонны с ребёнком.


Да. На картинах изображена как будто одна и та же женщина.











3 мин



















































































































3 мин



























































5 мин






Слушание: Франц Шуберт «Аве Мария»














Работа с табличками







































Словарная работа:
Хвала, лампада, благодать









Работа с табличками
























Словарная работа:
Молитва




Слушание:
С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» из всенощного бдения.












Работа с табличками

















Работа по карточкам






















Кульминация урока
Вывешиваются портреты мам, нарисованные детьми. Звучит музыка
П. И. Чайковского из «Детского альбома» - «Мама»

























































































































Развитие творческого воображения.
Продолжить работу по развитию умения использовать ранее полученные знания, умение рассуждать.


















































Углубление музыкального опыта учащихся через освоение языка музыки как “искусства интонируемого смысла” 
Попробуйте сравнить произведение живописи, вашу «словесную» музыку и ту, которая сейчас прозвучит. (Слушание «Аве Мария» Ф. Шуберта).

Вслушайтесь в её звучание. Какими чувствами будет наполнена эта музыка?

Беседа о произведении:
Красивая музыка? Приятно ли вам было слушать? Что это за музыка?

Знакомо ли вам это произведение?

Какие чувства вы услышали в музыке?

Созвучны ли музыкальные чувства, внутреннему состоянию картины?


Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств – это исполнители музыки.
Исполнил песню итальянский мальчик Робертино Лоретти, который родился в Риме в 1948 году.
Благодаря уникальному голосу исполнителя, интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной.

Художники воспевают материнскую любовь в картинах, композиторы – музыкой, а поэты?

А теперь обратимся к поэзии. При помощи чего авторы поэтических произведений создают образ матери?

Аве, Мария – лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева, скорбящего мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей – В тихом предстань сновидении ей! Аве, Мария – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет









Какими чувствами пронизаны эти поэтические строки?

Совсем другой образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские
мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие
Богоматерь, а что?







Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси  с Богородицей.
- В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – «Богородице Дево, радуйся».
Что такое молитва?


Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.
- Давайте послушаем эту молитву «Богородице Дево, радуйся».
Будет ли она созвучна интонациям и чувствам, увиденным на иконе? -
(На фоне музыки идут слайды)
Слайд № В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
Слайд № Богоматерь Казанская и Тихвинская
Слайд № Богоматерь Владимирская
Созвучна ли молитва с музыкой? В чём? Ребята, вам понравилась музыка? Опишите музыку  по характеру. Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при слушании этой музыки?

По каким признакам можно почувствовать, что эта музыка русская?
Как она звучала, и кто её исполнял?
Такая манера пения тоже является особенностью русской музыкальной культуры.
Добавим к этим произведениям искусства еще и литературное слово.
Задание: из предложенных лирических стихов выбрать всего одну фразу, созвучную данной музыке и живописному полотну. Какая прекрасная и своеобразная «поэма» получилась у нас, насколько оказывается поэтична и живопись, и музыка, воспевающие природу, женские образы.
Как интересно получается! Ведь эти произведения созданы не друг для друга, в разные эпохи, разными авторами, но какая удивительная схожесть! Насколько живописна музыка и музыкальна живопись и поэзия, воспевающие женские образы. Разные виды искусства используют одинаковые средства выразительности: спокойные, мягкие тона, краски, умеренный темп, плавность линий и звука.
В нашем светском календаре также есть много праздников, но один из них посвящён именно Матери.
Как он называется? «День Матери». Когда его отмечают?
Для каждой мамы приятны не только подарки, но самое главное – это любовь её детей и добрые слова.
Знаете ли вы стихи о маме?







А сейчас посмотрите на портреты ваших мам, которые мы нарисовали сами.
Каких мам вы изобразили?

Да, их лица такие же нежные, одухотворенные светом любви, как лики Мадонн Рафаэля.
Все, кто нарисовал портрет своей мамы, может поставить в дневник «5», а в конце урока я пройду по рядам и распишусь.
Ребята, а вы любите своих мам? Помогаете им?


















Нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость

Музыка созвучна картине Рафаэля своей неземной красотой, нежностью, взволнованностью и теплотой чувств.













В стихотворениях





Стихи:
Она идёт, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя
Данте
Одной картины я желал быть вечный зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах
А. Пушкин
Хвала – высокая похвала
Лампада - небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
Благодать - в религиозных представлениях: сила, ниспосланная человеку свыше [первоначально для исполнения воли Бога]

Нежностью, печалью, тревогой.









Иконы

Сообщение об иконе:
С греческого языка икона – это образ. Писали иконы на досках, так как это был самый дешёвый и доступный материал.
Икона стала самым священным изображением. Изображали на иконах Иисуса Христа, Богоматерь, апостолов и других святых. Вглядываясь в образ Святых, православный христианин творил молитву и вступал в духовное общение с небесным миром.













Моли
·тва  обращение верующего к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам























Музыка звучала скорбно, горестно, печально. Эти же чувства мы увидели и на иконе.








Музыка звучала протяжно как русская песня. Исполнил произведение
смешанный хор без сопровождения.







Ребята по очереди зачитывают выбранные строчки

















Последнее воскресенье ноября ( в этом году 30 ноября)






Кто может быть дороже мамы?!
Кто свет и радость нам несёт?!
Когда больны мы и упрямы
Кто пожалеет и спасёт?!
Нам мамы многое прощают,
Не обижаясь, не браня.
Лишь терпеливо объясняют,
Не осуждая, не виня




Добрых, улыбающихся, счастливых.


2 мин
Физминутка
Использовать на уроке Здоровьесберегающие технологии
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами,
1,2,3,4 – потянулись, наклонились – 2
Хорошо мы потрудились!


10 мин
Вокально-хоровая работа над песней «Мама» Петряшева
Формировать основы певческой культуры у детей через развитие музыкальных способностей, музыкальной грамотности и расширение творческого потенциала.
Образу матери посвящено много картин, икон, стихов и песен, но есть песня, которую мы начали разучивать на прошлом уроке.
И мне хотелось бы, чтобы мы продолжили работу над песней и разучили 2 куплет.
интонация
выразительность
артикуляция
фразировка


6 мин
IV Стадия рефлексии
Работа в группах
Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Сейчас я предлагаю вернуться к началу урока, и каждой группе ответить на свой вопрос, написанный на карточке:
Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей руке был привязан номерок из клеенки. На нем были написаны фамилия, число, год и время рождения, ваш вес. Вы были крошечными. Маме хотелось смотреть на вас долго-долго. И сейчас, и когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете.
Так устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.





Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.
- Ребята, давайте вспомним пословицы о матери.







А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.







Пословицы о матери:
«Птица рада весне, а младенец – матери.»
«Нет милее дружка, чем родима матушка.»
«При солнышке тепло, при матушке  добро.»
«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.»
«В материнском сердце для всех детей ласки хватит.»


Исполнение песни «Мама» Петряшева

2-3 мин
Заключительная часть урока
Оценить работу учащихся на уроке, поставить оценки в дневники и классный журнал,
Задать домашнее задание к следующему уроку.
Наш урок подходит к концу, и в заключении, я хочу пожелать вам, чтобы вы пронесли через всю жизнь этот свет материнской любви. Передали его своим детям, и они ответят вам взаимной любовью.

Домашнее задание:
Выучить песню наизусть для сдачи на оценку на следующий урок.













13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 215