План занятия по дисциплине «Документационное обеспечение управления» Тема урока: «История делопроизводства»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края
«КАНЕВСКОЙ аГРАРНО технологический КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ КККАТК)
План занятия по дисциплине
«Документационное обеспечение управления»
Тема урока:
«История делопроизводства»
План урока подготовилпреподаватель
А.В. Куприян

2015 г.Характеристики урока:
Специальность/профессия: __________________________
Группа № _________________________________________
Дисциплина: _______________________________________
№ урока в перспективно-тематическом плане: № _______
Тип урока: комбинированный
Количество аудиторных часов, отведенных на изучение темы в соответствии с рабочей программой: 2 ауд.ч. (по 45 мин)
План урока одного аудиторного часа:
Вводная часть.
Орг. момент. (2 мин)
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. (7 мин)
II. Основная часть.
Изучение нового материала. (27 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег.
Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. (3 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам.
Объяснение домашнего задания (3 мин)
Итог
Итог урока. Комментарий по оценкам. (5 мин)
*При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д/з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.
Цели учебного занятия:
1) образовательные:
- изучение и усвоение теоритического материала по теме
2) практические:
- применение терминов при изучении материала. Применение педагогических технологий адаптивного обучения через разнообразные виды контроля (студент - студент, преподаватель – студент, группа – группа).
3) воспитательные:
- воспитание профессиональной этики;
- воспитание профессионально важных качеств: профессионального долга, исполнительности и т.д.;
Средства обучения:
1) специальное оборудование:
- интерактивная доска;
- рабочие тетради;
Методы обучения:
1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом
2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами
3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий
4) творческо-репродуктивные: подготовить реферат по теме урока.
В ходе урока применяются современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:
- Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.
- Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации.
- Здоровье сберегающие технологии - предполагается физ. пауза (тренинг глаз-смотрим далеко в окно, и смена мест студентами)
Критерии к уровню освоения содержания занятия по теме:
В результате изучения данного материала студент должен
1) иметь представление:
- о будущей сфере деятельности;
- о нравственно-духовных аспектах деятельности.
2) знать:
- основные понятия по данной теме
3) уметь:
- работать в группе;
- формулировать и излагать свои мысли по вопросу происхождения денежных средств, используя проф. лексику;
- анализировать и обобщать полученную информацию.
4) владеть:
- навыками совместной работы в команде;
- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения
Межпредметные связи: Финансы и валютно-обменные операции, экономика, культурология, социология, этикет.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: ____________________________________________________________________
Опорный конспект преподавателя:
Первые документы появились практически одновременно с возникновением письменности. Со временем работа с документами, включая их создание, контроль и хранение, вылилась в определенный вид деятельности - так называемое делопроизводство. История документов и делопроизводства тесно связана с эволюцией материалов, на которых записывались документы, с развитием технологии их передачи, а также с изменением правил их создания и оформления.
В качестве носителей, на которых вырезались, высекались и писались документы, использовались самые разные материалы. Например, как утверждал Геродот, на пирамиде Хеопса был высечен документ, в котором было зафиксировано, сколько продуктов было выдано людям, занятым на строительстве пирамиды.
Клинописные таблички, берестяные грамоты, папирус, пергамент, бумага, магнитная лента, накопитель на магнитных дисках, лазерные диски - вот далеко не полный перечень носителей, применявшихся когда-то и используемых сегодня для хранения документов.
Эволюция делопроизводства
На Руси деловые документы появились в Х веке. Первыми документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров с греками 907, 911, 944 и 971 годов.
Первый свод законов Киевской Руси "Русская правда", датированный XI веком, позволяет судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии того времени.
В "Русской правде" уже употребляются термины, свидетельствующие о развитии правовых отношений в Древней Руси: послух (свидетель), вира (штраф), куна (деньги).В XI-XV веках формируется круг людей, занимающихся делопроизводством, устанавливаются правила засвидетельствования документов подписями, печатями князей, городов и отдельных чиновников. Появляются первые формулярники - пособия по делопроизводству с образцами распространенных документов.
Централизация государства приводит к развитию государственного делопроизводства: создаются приказные избы - приказы. Высшим правительственным учреждением становится Боярская дума. Документы того времени составлялись в виде узких столбцов, которые скатывались в свитки. Важные государственные акты могли иметь особенно большие размеры. Например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю на земли имеет длину более метра.
Существовало ограниченное число видов документов приказного делопроизводства: грамоты (царские указы), наказы (указания царя воеводам), приговоры, челобитные (обращения граждан), отписки (доклады, поступающие в приказы с мест).Приказное делопроизводство касалось в основном государственных и гражданских дел.
При Петре I от свитков перешли к тетрадям - свернутым вдвое листам, которые сшивались в книги. С середины XVII века принимаются меры по унификации делопроизводства и постановке его на законодательную основу.
Петр I уделял много времени реформам в области управления государством. При нем появляются новые учреждения и регламенты для них.
В 1720 году был утвержден "Генеральный регламент", ставший основой для работы всех коллегий, а система делопроизводства стала называться "коллежской". Делопроизводство получило законодательную основу. В "Генеральном регламенте" была определена законченная система норм документирования. "Генеральные формуляры", т.е. формы документов, предусматривали нормы оформления, этикетные нормы обращения к адресату с указанием чина, титула, звания, единые нормы наименования.
В этот период лексика делового языка все больше отдаляется от разговорной речи, в нее проникает большое количество иностранных слов и терминов (акт, баллотировать, апелляция и т.п.).
Уже с петровских времен в российской системе делопроизводства (в отличие от западной) более пристальное внимание уделялось исполнительской дисциплине. Основной задачей делопроизводства становится учет и контроль. Среди участников процесса делопроизводства выделяются непосредственно субъекты делопроизводства (руководители и исполнители) и делопроизводственный персонал, который осуществляет контроль делопроизводственной дисциплины.
В 1773 году Екатерина II издает "Общее учреждение для управления губерний" согласно которому документы делились на внутренние и внешние, предназначенные для других учреждений.
В начале XIX века появились министерства.
В 1811 году было издано "Общее учреждение министерств", с появлением которого оформление документов стало более единообразным.
С этого времени начинают формироваться черты канцелярского стиля: неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, лексическое однообразие. С середины XIX века сложился новый порядок изложения дела в виде краткой записки по существу вопроса с целью ускорения прохождения дел. По очередности исполнения все поступающие в министерство дела делились на чрезвычайные, срочные (принимались к производству незамедлительно) и текущие.
Веками документы оформлялись вручную, и качество документа определялось исключительно почерком исполнителя. Лишь в конце XIX века появились первые механические пишущие машинки. Большая скорость подготовки и компактность документа, возможность получения сразу нескольких копий ускорила процесс делопроизводства, но тем не менее процесс создания документа оставался весьма трудоемким - даже для внесения незначительных изменений текст приходилось перепечатывать заново.
К этому времени начали издаваться сборники, содержащие образцы разнообразных документов.
В XX веке унификация (единообразие) документов принимает необратимый характер, разрабатываются особые правила ведения служебной документации.
Совершенствованию делопроизводства уделяла внимание и советская власть: в 1918 году вышло постановление "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты". В 1918 году была введена единая форма бланков делового письма.
В 1931 г. вышли "Общие правила документации и документооборота", в 1963 году - "Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций, предприятий СССР". В 1973 году появились "Основные положения ЕГСД" (Единой Государственной Системы Делопроизводства) - комплекс правил и рекомендаций по ведению документационного обеспечения управления от момента создания документа до сдачи его в архив. В 70-80-х годах сложился блок ГОСТов (государственных стандартов) на управленческие документы. В конце 70-х появились персональные компьютеры, снабженные текстовыми редакторами. С тех пор идет процесс перехода на компьютерные технологии работы с документами. Для того чтобы понять, как развивался компьютерный документооборот, мы кратко рассмотрим этапы изменения используемых в бизнесе информационных технологий (ИТ) и эволюцию офисного программного обеспечения.