Урок русского языка на тему Парные звонкие и глухие согласные.


МОУ «Оредежская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по русскому языку в 1 классе
Тема: Способы проверки парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова.
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Воробьёва Лариса Григорьевна
Образование среднее специальное
Педагогический стаж 44 года
I квалификационная категория
П.Оредеж
2016 г.
Урок русского языка
Класс—1
Тема: Способы проверки парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова.
УМК «Школа России».
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык . Издательство «Просвещение» 2015г.
Педагогические цели:
создать условия для определения способов проверки парных согласных в конце слова;
формировать умение подбирать проверочные слова;
развивать фонематический слух у учащихся.
Планируемые результаты:
личностные:
проявлять интерес к изучению русского языка;
уметь анализировать свои действия;
приобретать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
предметные:
различать на слух парные по звонкости и глухости на конце слов;
соотносить произношение и написание парных согласных звуков в конце слов;
различать проверочное и проверяемое слово путём изменения формы слова;
метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
планировать деятельность под руководством учителя;
задавать вопросы с целью получения информации;
делать выводы из наблюдений;
обобщать сведения по изучаемой теме;
оценивать результаты своей работы;
Задачи по формированию УУД:
коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний, согласованность действий с партнёрами ,планирование учебного сотрудничества);
личностные (знать основные моральные нормы и уметь их выполнять, оценивать свои поступки и дела);
регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание ,планирование ,прогнозирование, умение формулировать тему, коррекция);
познавательные (умение анализировать учебную задачу, работать с информацией, классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Оборудование:
Учебник русского языка. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Издательство «Просвещение»2015г.
Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России». Автор О.И. Дмитриева. Изд. Москва «Вако»2013г.
Сборник диктантов и самостоятельных работ(1-4кл.). Авторы В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. Москва,
Изд. Просвещение2015г.
Рабочая тетрадь на печатной основе. Автор В. П. Канакина. Москва «Просвещение»2015г.
ПК, мультимедийный проектор, презентация.
Электронное приложение к учебнику русского языка.
Карточки с буквами парных согласных для обратной связи.
Этапы урока Содержание урока Формируемые УУД
Организационный момент
Побудительная мотивация.
Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Личностные УУД
(осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)
Регулятивные УУД
(самоорганизация и организация своего рабочего места)
Актуализация опорных знаний
Минутка чистописания.
У.—Ребята, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
Лиза: Мы начали изучать согласные звуки.
Оля: Повторили, что согласные могут быть звонкие и глухие.
Антон: Учились слушать звуки и различать их в таких словах как : горка-корка, жил-шил.
Денис: Я понял, что эти звуки важно различать на слух.
У.—А кто из вас прочитал «Страничку для любознательных»? Что показалось интересным?
Руслана: Когда я произносил звонкий согласный сначала громко, а потом всё тише и тише, то он превратился в глухой.
Милана: А я поняла,, что такие звуки произносятся почти одинаково— только одни с голосом, а другие без голоса.
У. – А как мы называем такие согласные?
Оля: Мы называем их парными звуками по глухости-звонкости.
(Слайд: объединить согласные парами по звонкости и глухости.)
– Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте пары звонких и глухих согласных.

–Напишите строчными буквами пары согласных букв, соблюдая правила каллиграфии: ширину, высоту, наклон.

У.– Оцените свою работу.( Ученики поднимают «смайлики»)

Я доволен своей работой

Я не очень доволен своей работой
Я совсем не доволен своей работой
У. – Молодцы! Вы все старались!
У.— Посмотрите на слайд. Что изображено на картинках?

Дети произносят пары слов: зу[п]-су[п]
ёр[ш]-ё[ш]
мё[т]-ро[т]

У.—Какие согласные звуки мы слышим на конце слов? (Дети произносят каждую пару слов и приходят к выводу, что во всех словах на конце слова глухой звук.)
У.– А какой буквой вы обозначите эти звуки?
Василиса: Я напишу одинаковые буквы ,потому что в конце слов слышу одинаковые звуки.
Никита: А я думаю, что буквы надо писать разные, так как мы не всегда пишем так, как говорим.
У–Вот видите, ребята, наши мнения разделились ?Но на уроке мы должны прийти к единому верному решению.
Познавательные УУД
(осмысление информации, построение логических рассуждений, выводов)
Регулятивные УУД
(самоконтроль и коррекция в процессе достижения цели)
Познавательные УУД
(построение логической цепи рассуждений)
Целеполагание.
У.—Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Артём: Будем учиться доказывать, какую букву надо писать на месте парного согласного звука на конце слова.
Максим: Мы будем учиться писать грамотно слова с парными согласными на конце.
У.
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих!
Регулятивные УУД.
(прогнозирование)
Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
У.—Откройте учебник на с.96.
– Прочитайте ещё раз, на какой вопрос мы должны получить ответ сегодня на уроке?
(Дети читают тему урока: Как обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?.)– Найдите упр.№8. с.96. Прочитайте задание сначала про себя.
(Дети произносят пары слов, сравнивают звуки в конце слов, затем отвечают на вопрос.У.—Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный звук в конце слова? Найдите ответ на вопрос в учебнике.
(электронное приложение к учебнику «Анимация№3»)
Диктор:– Произнеси каждую пару слов и послушай звук на конце слова.
[п] [п]
хлеб – суп
[ш] [ш]
ё ж – ёрш
[к] [к]
рог – рак
[ф] [ф]
клюв – шкаф
[с] [с]
глаз – час
[т] [т]
мёд – кот
–Какой буквой обозначен каждый согласный на конце слова?
Антон (читает в учебнике):
Обрати внимание! Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами. Поэтому написание слов с парным согласным на конце надо проверять!
У.—А как это можно сделать?
Милана: Подобрать проверочное слово.
Оля: Можно слово изменить, чтобы предметов стало много.
У.—Чтобы получить грамотный ответ на этот вопрос, опять придётся обратиться к учебнику.
– Найдите на с.97 упр.9
грибы-гриб чижи-чиж
Глаза -глаз сады-сад
Рога -рог львы -лев
(дети читают слова парами, выясняют, когда расходится произношение с написанием: перед гласным или на конце слова.)
Например:
У.– Какие звуки обозначены буквой бэ в словах гриб-грибыД– Буквой бэ обозначены разные звуки: [б]и [п]
У. – В каком слове совпадают звук и буква?
Д. – В слове грибы перед гласной ы мы слышим [б] и пишем букву бэ.
(Аналогично разбираем остальные пары слов)
У—Какой вывод можно сделать?
Наташа: Парные согласные перед гласными пишутся и произносятся одинаково.
Дима: На конце слова звук и буква не совпадают.
У. –Прочитайте правило в учебнике с.97 и сравните с тем выводом, который вы сделали.
Оля: Мы пришли к правильному выводу.
– Теперь выполните это упражнение письменно в тетради.
1 вариант- выполняет 1 столбик по образцу данному в учебнике;
2 вариант- выполняет 2 столбик по образцу данному в учебнике;
У.— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. (Взаимопроверка)
Критерии:
Напротив правильного ответа на полях тетради ставьте «!», «+» или «-»«!»—всё правильно;
«+»—допущена 1 ошибка;
«-»—допущены 2 ошибки;
Познавательные УУД.
(Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств)
Коммуникативные УУД. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
У. – А теперь послушаем электронное приложение. ( Учащиеся обращают внимание на то, каким должно быть проверочное слово.)
У.—Вспомните, какое слово мы называем проверочным, а какое проверяемым?
Артём: Проверяемое слово то, в котором не совпадают звук и буква.
Антон: В проверочном слове какой звук слышим, такую букву и пишем.
Денис: В проверочном слове после парного согласного должна стоять гласная буква.
У.—Давайте прочитаем, что об этом говорит Мудрая сова.
(Чтение правила на с.98.)

У. –Итак, ребята, приведите свои примеры.
Оля: морозы-мороз. Слово мороз проверяемое, на конце парный согласный, а в слове морозы проверяемая буква находится перед гласной буквой ы.
Никита: глаз-глаза. В слове глаз на конце парный согласный, значит надо проверить. Подбираю проверочное слово: глаза. Перед гласным звуком [а] слышу звук [з], поэтому в слове глаз напишу букву зэПознавательные УУД.
(установление причинно-следственных понятий, построение логических рассуждений, доказательств)
Регулятивные УУД.
(самоконтроль,самооценка)
Физкультурная пауза – А сейчас немного отдохнём.
Личностные УУД.
(снятие напряжения)
Закрепление пройденного.
У.—Чтобы закрепить свои знания, предлагаю выполнить следующую работу.
Самостоятельная работа. (разноуровневая)
1гр.-упр.12 с.99 (Ученики читают задание и выполняют упражнение, подбирают проверочные слова.)
2гр.-упр .10
Казак Наталья работает индивидуально на доске, а остальные выполняют задание в тетради. (Ученики группируют слова: проверочное +проверяемое)
3гр.-с.50 упр.5 (1,2) (Ученики дописывают буквы в проверяемых и проверочных словах)
Проверка:
1группа— Образец выполнения на слайде.

2группа— Дети сверяют свою работу с работой ученицы на индивидуальной доске,
3группа — Работу проверяет учитель.
Заочная экскурсия в зоопарк.
У. – А сейчас мы с вами отправимся в зоопарк. Вам понадобятся карточки парных согласных.
Послушайте интересное стихотворение. Услышав слово с парным согласным звуком, поднимите карточку с соответствующей буквой.
У.– Итак, мы пришли в зоопарк.
Вот царь зверей - могучий лев
А тут жираф с длиннющей шеей.
Ушастый ёж, огромный морж.
Медведь-красавец смотрит вниз.
Там потянулся сладко лис.
Ревёт большущий бегемот.
И белый лебедь там плывёт.
И лось рогатый здесь лежит.
Верблюд идёт на водопой.
Вот зоопарк у нас какой!


У—-Молодцы! Вы были внимательны и активны..(Во время проведения устного диктанта учитель отмечает. допущенные ошибки. Затем к словам с ошибками подбираются проверочные слова).Познавательные УУД.
(рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности)
Регулятивные УУД
(самоконтроль и коррекция, оценка результатов собственной деятельности)
Итог урока.
У.—Чему учились сегодня на уроке?
—Почему эти знания очень важны?
—Как же убедиться в том , какую букву надо писать на конце слова на месте парного согласного звука? Рефлексия.
—Что интересного было на уроке?
—Что для вас показалось самым трудным?
—Какое задание было самым интересным?

Спасибо за урок!
Регулятивные УУД
Личностные УУД
(оценивание разного вида деятельности на уроке)
Урок русского языка в 1-а классе.