Урок по обучению грамоте на тему: Парные согласные ж- ш ( 1 класс)


Сычевская ООШ
Урок по обучению грамоте для 1 класса
«Парные согласные ж – ш »
Учитель начальных классов: Рудь Ирина Васильевна
2016
Предмет: грамота
Класс: 1
Тема: Парные согласные [ж] и [ш].
Цель: Содействовать формированию умения способа проверки парных согласных [ж] и [ш] на конце слова
Задачи:
- продолжить наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков: знакомство учащихся со словами, которые нужно проверить;
- развивать  речь, обогащать словарный запас, память, орфографическую зоркость;
- воспитывать активность, аккуратность, познавательный интерес, любовь к животным и птицам.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый
Тип урока: изучение новых знаний
Оборудование: запись волшебной музыки, изображение Золушки, Буратино, карточки с заданиями, оценочный лист
Технология: здоровьесберегающая, игровая, проблемное изложение
Ход урока
I .Орг.момент. Психологический настрой.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Ребята, а давайте посмотрим, с каким настроением пришли на урок. Если у вас хорошее настроение поднимите изображение солнца, а если грустное, то поднимите изображение тучи.
- Молодцы, у большинства хорошее настроение, а если кто-то и загрустил, то обязательно всё изменится.
- Ребята, слышите звук?
    Звучит музыка 
– Какая музыка прозвучала? (Волшебная) – Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? (В сказках) – Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну. Страну сказок и сами попробуем стать волшебниками.
«Сказки мудростью богаты  Сказке скажем: «Приходи!»  Это присказка ребята.  Сказка будет впереди».
-Сегодня на уроке вы будете сами себя оценивать, а поможет вам в этом оценочный лист.
II Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания ( с. 121 упр.6)
- К нам в гости пришла Золушка с прекрасными воздушными шарами. Эти шары не простые, а волшебные они помогут нам сегодня на уроке.
А чтобы взять нас с собой в путешествие Золушка хочет посмотреть, как вы справились с домашним заданием.
- Открываем учебники на с. 121 упр. 6. Работать будем устно. Читаем предложение, затем говорим, какая буква пропущена и подбираем проверочное слово.
-Ребята, а как мы проверяем парный согласный?
- Чтобы проверить парный согласный нужно изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
- Молодцы, справились.
Оценивание.
2. Чистописание.
Золушка принесла нам ещё задание.
– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.
б – ?            т – д                   г – ?            ? – ф
– Что это за буквы? (Парные согласные) (Работа в парах) – Запишите парные согласные в тетрадь.( Самостоятельно)
Оценивание по оценочному листу.
3. Постановка проблемы урока.
Золушка принесла нам загадки, которые вы должны разгадать.
1) Эта буква широка
   и похожа на жука
И при этом, точно жук
издаёт жужжащий звук    (Ж)
2)Для шипенья хорошаВ алфавите буква ... (Ш)
- Правильно отгадали – это буквы ж, ш.
Характеристика звуков ж и ш.
- Звук ж какой?
- Согласный, всегда твёрдый, парный
- А что вы скажите о звуке ш?
- Согласный, всегда твердый, парный.
Золушка приготовила для вас следующее задание. Вы должны записать слово, которое дано на доске и правильно вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово. Но…(ж) (работа в парах)
III Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
- Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Закрепление знаний о парных согласных ж – ш, правописание слов с этими согласными).
А у нас в гостях ещё один сказочный герой. Кто это ребята?
- Правильно, это Буратино. Он пришёл к нам с заданиями.
Проводится работа в парах по карточкам.
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово.
Мор(ш,ж)
У(ш,ж)
Гара(ш,ж)
Оценивание.
Физминутка «Фиксики».
IV.Закрепление.
А у Буратино есть ещё задание для вас.
На парте у вас лежат слоги, ваша цель: составить из слогов слова.
У ши Е жи
Мы ши Но жи
Ло ши Лы жи
На ши Мор жи
Оценивание.
Дидактическая игра «Отгадай букву».
А сейчас немного поиграем.
Если в слове вы услышите ж – хлопните, ш – топните. Приготовились?
- Начали.
Малыш, кружка, мышь, сторож, гараж, ёж.
- Молодцы ребята.
V. Итог урока. Домашнее задание.
Работа по карточке с заданием  «Продолжить фразу»:
Я узнал…..
Мне понравилось……
Было трудно……
Домашнее задание у нас будет по карточкам. Первому уровню нужно вставить пропущенные буквы, а второму уровню вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова.
- Ребята, а с каким настроением вы заканчиваете урок? (Хорошее настроение – солнце, плохое – туча). Поднимите соответствующую карточку.
Выставление оценок по оценочному листу.
Спасибо за урок.