Данная рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Рысево
«Согласовано»
Руководитель МО
МКОУ СОШ с. Рысево
Л.С Ходячих________
Протокол № _____от
«____»_______2016г. «Утверждаю»
Директор МКУ СОШ с.
Рысево
Н.А Черных_________
На педагогическом совете
Протокол № ____ от «_____»_________2016 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
«Корригирующая гимнастика»

для детей 7 – 9 лет
2016-2017 уч.год
Срок реализации программы: 1 год.
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Гриздак Е.М.
с. Рысево

2016 год


Содержание
Целевой раздел……………………………………………………………………..............2
Пояснительная записка…………………………………………………………………5
Прогнозируемый результат…………………………………………………………….7
Содержательный раздел…………………………………………………………………....8
Режим организации занятий…………………………...……………………………….8
Календарно-тематическое планирование……………………………………………..9
Учебно-материальный комплекс………………………………………………………10
Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов, М.: Просвещение, 2011, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка — интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьезным заболеваниям.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность данной программы.
Рабочая программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т. п.).
Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приёмы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это в свою очередь , влияет на чистоту помыслов и поступков , формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.
Таким образом, целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) являются:
Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
3. Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.
4.Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
5.Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.
6.Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
7.Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объём 102 ч.
Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, — 15 человек.
Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы предметные, метапредметные, личностные.
Выпускники начальной школы, занимающиеся корригирующей гимнастикой должны знать/понимать:
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики, простейших комплексов для развития физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхательной гимнастики;
гигиенические правила и правила безопасности при выполнении физических упражнений, правила закаливания и его значение;
уметь:
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
выполнять упражнения на формирование правильной осанки
осуществлять индивидуальные и групповые действия в оздоровительно-профилактических подвижных играх;
наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т. д.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Содержание изучаемого курса.
Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности) (1 ч)
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (6 ч)
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (2 ч). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
Влияние питания на здоровье (2 ч). Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы (2 ч). Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (21 ч)
Упражнения в ходьбе и беге (4 ч). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
Упражнения для плечевого пояса и рук (4 ч). На месте в различных исходных положениях (и. п.); в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.
Упражнения для ног (4 ч). На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
3.4.Упражнения для туловища (5 н). На месте в различныхи. и. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры;В движении; с предметами; с партнёром.
3.5.Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ)(4 ч). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; уопоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формиро-вание эстетического вкуса и проявление творческих способ-ностей школьников посредством самостоятельного составле-ния комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (54 ч)
4.1.Формирование навыка правильной осанки. Осанка иимидж (14 ч). Упражнения в различных и. п.; у стены; у зерка-ла; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем;с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней.Осанка, походка и имидж.
4.2.Укрепление мышечного корсета (12 ч). Упражненияна месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на жи-воте, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками,резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнас-тики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.
4.3.Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голе-ни (10 ч). Упражнения у опоры; в движении; с предметами ху-дожественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4.Упражнения на равновесие (6 ч). На месте в различ-ных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; споворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками,мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия фи-зического и психического.
4.5.Упражнения на гибкость (7 ч). Воспитание гибкостипозвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выво-ротности в плечевых суставах с помощью статических и дина-мических упражнений на растягивание: на месте в различныхи. п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами;с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие11 с и хоэмоционального напряжения).
4.6.Акробатические упражнения (5 ч). Стойка на лопатках,МОСТ, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатическихупражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (4 ч) Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание — акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление (3 ч) Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (4 ч) Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (3 ч) Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (6 ч)
9.1. Физкультурный праздник (3 ч)
Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для незанимающихся.
Соревнования по физической подготовке и простейшимэлементам гимнастики (с предметами и без). Можно предло-жить выступающим следующие тесты на физическую подго-товленность:
- гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;
гибкость (выворотность) — силовая выносливость мышц туловища: в положении лёжа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45°;
-сила мышц ног: прыжок в длину с места;
-силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лёжа на спине удержание ног, согнутых под углом 45° в тазобедренных суставах;
-проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
-комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (3 ч)
Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни (ЗОЖ), на которых выполняются задания, связанные как с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т. д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.
Особенности проведения занятий и распределения содержания программы
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует стремиться к разнообразию решаемых оздоровительных задач. Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом занятии прорабатывать каждый из разделов. Иначе, при однобокой направленности, существует опасность одностороннего развития того или иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может нанести вред здоровью школьника.
Например, если на занятии выполнялись в большом объёме упражнения для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то в разделе СФП (специальная физическая подготовка) целесообразно исключить упражнения с предметами и акробатические упражнения с относительно высокой травмоопасностью. Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция , самомассаж и взаимомассаж, то их педагог применяет, исходя из ситуации. Упражнения данных разделов нежелательно выполнять в большом объёме. Также нежелательно выполнять несколько упражнений из данных разделов подряд. Лучше разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни упражнения, а на другом — другие.
То же самое касается и теоретических сведений: их сообщение целесообразно осуществлять, распределяя информацию по нескольким занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на приём пищи или воды.
К разделу 2.3 «Гигиенические и этические нормы» Помимо традиционных сведений о правилах чистоты, школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов как основе благородных поступков (гигиена тела и души). Важно:
демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная походка, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);
проводить тренинги на закрепление норм;
моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения.
К разделу 3 «Общая физическая подготовка» ОФП не только ставит целью повышение уровня физической подготовленности, но и решает более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т. д.). Важно:
не допускать монотонности;
не допускать утомления;
относиться к упражнениям не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания.
К разделу 3.5 «Комплексы общеразвивающих упражнений» Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.
При самостоятельном составлении комплексов ученик следует определённой логике:
-элементы плавно переходят от одного к другому;
-элементы сложные и простые чередуются;
-набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями);
-музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы;
-чувство меры должно быть во всём.
Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения, но и к презентабельности: выступление должно легко и с удовольствием восприниматься зрителем.
Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у школьников формируется эстетический вкус.
К разделу 4.1 «Формирование навыка правильной осанки» Нарушения осанки и плоскостопие ведут не только к неблагоприятным изменениям в организме. Человек, не отличающийся стройностью, сутулый, с заплетающимися ногами выглядит некрасивым и неуспешным. Такого человека будут избегать, никто не захочет с ним подружиться. Как правило, эти люди выглядят неуверенными, замкнутыми, а привычка втягивать голову в плечи вообще связана с желанием спрятаться, отгородиться от всего неизвестного (как страус прячет голову под крыло от страха). Необходимо дать понять школьникам, что нужно смело идти навстречу новому, неизвестному, расправить плечи, взглянуть уверенно и сказать миру: «Да!» Ведь не зря говорят: «Дорогу осилит идущий».
К разделу 4.4 «Упражнения на равновесие» Способность поддержания тела в положении равновесия не только характеризует уровень развития вестибулярного аппарата, но и напрямую связана с психическими качествами человека, с саморегуляцией — умением уравновесить психическое состояние, успокоиться, отвлечься от сбивающих факторов. Предлагаем выполнять упражнения под воздействием различных сбивающих факторов: от визуальных или шумовых помех до моделирования негативных проявлений окружающих, попыток вывести из психического равновесия (создание психологических помех). Последнее является также тренировкой бесконфликтного поведения, способом ухода от навязываемого конфликта. Важно:
-не допускать монотонности;
-поддерживать положительный эмоциональный фон, дозирован но применять игровой метод.
К разделу 4.5 «Упражнения на гибкость»
Поскольку гибкость связана не только со способностью структур опорно-двигательного аппарата к растягиванию, но и с психическим состоянием ученика, данный раздел работы даёт хорошую возможность для использования психотренинга, упражнений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Упражнения на растягивание не должны сопровождаться болевыми ощущениями. Напротив, необходимо состояние комфорта и приятного вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна.
Упражнения с партнёром (в и. п. растягиваемого сидя, лёжа, стоя у стены и т. д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен, растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности между партнёрами, тем комфортнее будет психологическая атмосфера и соответственно выше результат. Действия растягивающего (ассистента) должны вызывать у растягиваемого доверие: ведь при неосторожных действиях есть опасность причинить боль и даже травмировать. Тем самым можно вызвать страх перед упражнениями и перед партнёром. Поэтому к данным упражнениям партнёры должны подходить с максимальной ответственностью. Таким образом, возникают предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к товарищам.
Важно:
-контролировать состояние занимающихся, не допуская болевых ощущений;
-сочетать упражнения на растягивание с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.
К разделу 4.6 «Акробатические упражнения» Во время выполнения данных упражнений, а также перед ними может возникнуть такое психическое состояние, как страх. К сожалению, традиционный подход к чувству страха характеризуется однобокостью и направлен на преодоление данного чувства, вытеснение (подавление) его путём формирования противоположного состояния — уверенности, бесстрашия. В этом случае страх как бы загоняется внутрь, а во главу угла ставится эффективность технических действий, т. е. результат обучения. Однако в свете задач воспитания личности и самореализации ребёнка такой подход, отвергающий всякую рефлексию, неуместен: страх должен выступать как союзник, индикатор уровня допускаемой опасности. В этой связи акробатические упражнения подбираются индивидуально, с учётом психической реакции учащегося на них: ученику предлагаются максимально простые и безопасные задания и создаются максимально комфортные условия для их выполнения, при которых уровень боязни будет минимальным. Лёгкое чувство страха пробуждает ответственность за своё благополучие и способствует мобилизации сил. Как следствие, уровень тревожности снижается, улучшается психологическая атмосфера в группе, повышается мотивация к акробатическим упражнениям и занятиям в целом, создаются условия формирования доверительного отношения между педагогом и учащимся. Всё это является важным условием эффективности личностного роста. Важно:
-контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения;
-использовать акробатические упражнения для развития не только вестибулярной устойчивости, но и гибкости позвоночника;
-учитывать психологические факторы освоения акробатических упражнений: формировать отношение к чувству страха как к союзнику.
К разделу 5 «Дыхательные упражнения» Важно:
•контролировать состояние учащихся, не допуская головокружения;
-выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении;
-учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо воздействия на физиологические процессы), основанный на тесной связи процесса дыхания с психическими состояниями;
-формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание — акт единения с природой, а не просто одна из жизненно важных функций.
К разделу 6 «Упражнения на расслабление» Важно:
-своевременно выполнять упражнения на расслабление (после упражнений со значительным напряжением);
-следить за дозировкой упражнений и состоянием учащихся, не допуская появления вялости и снижения работоспособности;
-выполнять укрепление упражнения на расслабление в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с удлинённым выдохом способствует релаксации);
-использовать для снятия как мышечного, так и эмоционального напряжения;
-использовать образные сравнения при разучивании и выполнении упражнений.
К разделу 7 «Самоконтроль и психорегуляция» Важно:
-обеспечивать индивидуальный подход к подбору приёмов для разучивания;
-способствовать поддержанию интереса школьников к освоению данного раздела;
-следить за дозировкой упражнений психорегуляции и состоянием учащихся;
-поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении;
-выполнять упражнения психорегуляции в сочетании с дыхательными.
К разделу 8 «Самомассаж и взаимомассаж» Требования аналогичны требованиям к разделу 4.5 «Упражнения на гибкость»: принцип «массируемый пассивен, массирующий активен», взаимопонимание и доверительность между партнёрами, ответственность за здоровье товарища. Важно:
-своевременно выполнять упражнения (в соответствии с предшествующей и предстоящей работой);
-строго соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных приёмов;
-контролировать состояние массируемого, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью товарища, формировать чувство ответственности за выполняемые действия;
-способствовать формированию здорового образа жизни.
Содержание программы по корригирующей гимнастике
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
"Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни" (4ч.)
1.1. Основы знаний о физической культуре (краткие беседы на каждом занятии)
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовки и укреплением здоровья человека. Режим дня и личная гигиена. Закаливание воздухом, обтиранием. Знания и представления о правильной осанке. Правильное дыхание при выполнении физических упражнений. Здоровый образ жизни первоклассника. Влияние эмоций и настроения на состояние здоровья человека. Физические упражнения, их отличие от обыденных движений и связь с физическим развитием. Режим дня и личная гигиена. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Значение правильного дыхания при занятиях физическими упражнениями. Влияние физических упражнений на нормальное развитие организма. Влияние физических упражнений на осанку. Влияние занятий физическими упражнениями на эмоциональное состояние человека. Физические упражнения, их разновидности и правила выполнения. Режим дня и личная гигиена. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Закаливание организма, его значение в укреплении здорового человека. Влияние здорового образа жизни на красоту и здоровье человека. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями, организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием. Режим дня и личная гигиена. Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, умственную работоспособность. Представления об основных правилах здорового образа жизни. Влияние правильного дыхания при выполнении движений на самочувствие и работоспособность.
1.2. Способы самостоятельной двигательной деятельности.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок, правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Занятия по формированию правильной осанки. Занятия утренней гигиенической гимнастикой и музыкальной гимнастикой, закаливание, развитие быстроты и равновесия. Подвижные игры во время прогулок. Измерение длины и массы тела, осанки, уровня развития основных физических качеств. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств и подготовительные упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Регулирование нагрузки по показаниям частоты сердечных сокращений. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
"Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения" (на каждом занятии)
2.1. Оздоровительно-профилактические подвижные игры.
Пятнашки. Тише едешь - дальше будешь. Ходим в шляпах. Придумай сам. Слушай внимательно. Запрещенное движение. Собери. Сделай фигуру. Режим дня. Эхо. Слушай сигнал. Прыгни не задень. Дождь в лесу. Пятнашки. Игра с мячом. Горелки. Фигуры. Мы - веселые ребята. Совушка. Ходим в шляпах. Замороженные. Великаны и гномы. Исправь осанку. Будь ловким. Фигуры. Собери. Пятнашки. Фигуры. Собери. Выпрямление. Делай так - делай эдак. Держись всегда прямо. Будь устойчив. Ходим в шляпах. Пятнашки. Товарищ командир. Лыжник. Ходим в шляпах. Канатоходцы. Замри. Исправь осанку. Собери. Ножной мяч в кругу. Не урони мешочек.
2.2. Комплексы упражнений в равновесии, ходьба, бег, прыжки.
"Дифференцированная двигательная деятельность" (64ч.)
3.1. Общеразвивающие упражнения (на каждом занятии)
Комплексы упражнений на месте и в движении без предметов с речитативом: Шел король по лесу. Большие ноги. Гуляем в лесу. Тик-так. Раз, два, раз, два. На лугу. Космонавты. Выросли деревья.
Комплексы упражнений с предметами (с мешочком, со скакалкой, с гимнастической палкой). Комплексы упражнений на месте и в движении без предметов и с предметами (с мешочком, со скакалкой, гимнастической палкой, набивным мячом).
3.2. Элементы ритмической гимнастики
Комплексы упражнений с заданным музыкальным сопровождением, включающие упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы из положений стоя, сидя, лежа. Танцевальные упражнения (простейшие сочетания изученных танцевальных шагов). Имитационные и прыжковые упражнения. Упражнения на восстановление дыхания.
3.3. Имитационные упражнения, упражнения сопряженного и творческого характера.
Кошка просыпается. Тигр готовится к прыжку. Черепаха осторожно выглядывает из панциря. Обезьяна скачет кругами. Еж сворачивается клубком.
Балансировка. Наблюдение за полетом.
Пропеллер. Ворона. Рукопожатие. Ласточка. Медведь осматривается вокруг. Журавль шагает, взмахивая крыльями. Еж сворачивается клубком.
Балансировка по кругу. Совместный полет. Вьюга. Сова вглядывается в темноту. Орел испытывает крылья. Еж сворачивается клубком.
Волшебная палочка. Стрелки. Аист стоит на одной ноге. Слон принимает песочную ванну. Змея сбрасывает кожу. Еж сворачивается клубком.
Цапля.
Снежная баба. Жонглеры и эквилибристы.
Профилактические и коррекционные упражнения.
3.4.1. Для формирования правильной осанки.
Комплексы для укрепления мышц спины, брюшного пресса.
Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с речитативом. Комплексы упражнений при нарушении осанки. Упражнения для укрепления мышц спины и живота. Упражнения для растягивания мышц спины. Упражнения для укрепления боковых мышц туловища. Упражнения для укрепления задней и передней поверхности бедер. Упражнения для живота и таза. Упражнения для "активного пояса" на суставы конечностей. Упражнения при круглой спине, сутуловатости и крыловидных лопатках.
3.4.2. Для укрепления свода стопы.
Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы. Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола. Захватывание стопами предметов и приподнимание их. Максимальное сгибание и разгибание стоп. Катание гимнастической палки ступнями. Ходьба по гимнастической палке и ребристыми поверхностями.
Комплексы упражнений для уплощенной и плоской стопы.
3.4.3. Профилактические и специальные дыхательные упражнения.
Упражнения на отработку длительного и полного выдоха, имитирующие задувание свечи, с произнесением звуков на выдохе. Диафрагменное дыхание. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
3.5. Упражнения (асаны) с элементами йоги.
Кролик. Веник. Алмаз. Полулотос. Плуг. Дерево. Змея. Кошка. Верблюд. Черепаха. Палка. Озеро. Угол. Кошка. Треугольник. Плуг. Дерево. Змея. Лотос. Лотос. Дерево. Змея. Плуг. Кошка. Озеро. Угол. Треугольник. Мостик. Перекладина. Угол. Плуг. Змея. Лотос. Мостик. Полусвечка. Дерево. Лодка. Звезда. Озеро. Упражнения для боковых мышц живота.
3.6. Суставная гимнастика (стретчинг).
    Комплекс упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности в суставах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п Дата Тема занятия
по плану по факту Вводное занятие (1ч)
1
-1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Раздел II. Теоретические сведения (основы знаний) (4 ч)
21 Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
43 Влияние питания на здоровье.
64 Гигиенические и этические нормы.
Раздел III. Общая физическая подготовка (21ч)
11 Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения.
22 Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки.
13 Сочетание ходьбы с дыханием.
14 Упражнения в беге.
15 Упражнения для плечевого пояса и рук на месте.
16 Упражнения для плечевого пояса и рук в движении.
17 Упражнения для плечевого пояса и рук с предметами.
18 Упражнения для плечевого пояса и рук с партнером.
19 Упражнения для ног на месте, у опоры.
110 Упражнения для ног в движении.
111 Упражнения для ног с предметами.
112 Упражнения для ног с партнерами.
213 Упражнения для туловища на месте.
214 Упражнения для туловища у опоры.
215 Упражнения для туловища в движении.
216 Упражнения для туловища с предметами.
217 Упражнения для туловища с партнером.
218 Комплексы общеразвивающих упражнений на месте, у опоры.
219 Комплексы общеразвивающих упражнений в движении.
220-21 Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами.
2 IV. 1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. (7 часов)
21-2 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения в различных исходных положениях.
33-4 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения у стены.
-5-8 Резервное время. Закрепление изученных упражнений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п Дата Тема занятия
ппо плану ппо факту Раздел I. Вводное занятие (1ч) -1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
IV. 1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (8)
21 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения у зеркала.
22 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения с закрытыми глазами.
53 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения с самоконтролем и взаимным контролем.
74 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения с предметами.
35 Формирование навыка правильной осанки. Упражнения с предметами.
58 Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка, походка и имидж.
IV. 2. Укрепление мышечного корсета (11ч)
-1 Упражнения на месте в различных исходных положениях: стоя, сидя.
12 Упражнения на месте в различных исходных положениях: лёжа на спине, на животе, на боку.
13 Упражнения на месте в различных исходных положениях: у опоры.
14 Упражнения на месте в различных исходных положениях: в движении.
15 Упражнения на месте в различных исходных положениях: с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
26 Упражнения на месте в различных исходных положениях: с партнером.
27 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры.
28 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения в движении.
29 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения со скакалками.
910 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения с мячами.
311 Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения с обручами.
IV. 3.Упражнения на равновесие (7 ч).
31-2 Упражнения на равновесие на месте в различных исходных положениях туловища (вертикальных, наклонных).
33-4 Упражнения на равновесие на носках.
35-7 Упражнения на равновесие с поворотами в движении.
38-15 Резервное время. Закрепление изученных упражнений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п Дата Тема занятия
ппо плану ппо факту Раздел I. Вводное занятие (1ч)
11 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
IV. 4. Упражнения на равновесие (6ч)
21 Упражнения на равновесие с предметами.
12 Упражнения на равновесие с партнером.
53 Упражнения на развитие гибкости позвоночника.
74 Упражнения на развитие гибкости тазобедренных суставов.
95 Упражнения на развитие гибкости голеностопных суставов.
16 Упражнения на развитие выворотности в плечевых суставах.
IV. 6. Акробатические упражнения (5ч) 11 Стойка на лопатках.
12 Мост, перекаты.
13 Кувырки.
14 Стойка на руках у стены.
15 Соединение элементов.
V. Дыхательные упражнения (4ч) 11 Упражнения на согласование движений и дыхания.
12 Упражнения с задержкой и усилением дыхания.
13 Упражнения на развитие носового дыхания.
24 Упражнения на развитие носового дыхания..
V1. Упражнения на расслабление (6ч)
21-2 Упражнения на расслабление в различных исходных положениях.
44-5 Упражнения на расслабление активные и пассивные.
27-8 Упражнения на расслабление с партнером.
VII. Самоконтроль и психорегуляция (4ч)
21 Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию.
22 Самоконтроль по ЧСС, частоте и глубине дыхания.
23 Самоконтроль по голосу и речи, по особенностям поведения.
24 Психорегуляция. Способы психорегуляции.
VIII. Самомассаж и взаимомассаж.(3 часа)
21 Назначение массажа. Гигиенические требования.
22 Приемы массажа.
33 Массаж различных мышечных групп.
IX.1. Физкультурный праздник (3ч)
31 Соревнования по физической подготовке: тесты на гибкость позвоночника.
32 Соревнования по физической подготовке: тесты на силовую выносливость.
33 Соревнования по физической подготовке: тесты накоординацию и равновесие.
IX.2. Праздник здоровья (2ч)
31-2 Показательные выступления.

Литература
Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. [Текст] / Е.А. Бабенкова. – М.: Астрель, 2011.
Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов. [Текст]/ В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2011.
Примерная программа основного общего образования по физической культуре, М. Дрофа, 2013 г.
Руденко, А.А. Оздоровительная программа: «Рессорная функция стопы, буферная функция позвоночника» [Текст]/ А.А. Руденко. – Новосибирск, 2011.
Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов, Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. [Текст] / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
Шаталова, Н. Оздоровительная программа [Текст]/ Н.Шаталова. – Москва, 2010
Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/ Науч.ред. Г.А.Халемский. - СПб.: Детство-пресс, 2011.
Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекионно-развивающее обучение: Нач.классы/Сост. Л.А.Вохмянина. - М.: Дрофа, 2010.
Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс/ Н.А.Потапова, Л.М.Кротова, Р.Р.Гатиатулин. - М.: НЦ ЭНАС, 2011.
Физическая культура: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Авторы: В.И. Лях, А.А Зданевич. Допущено Министерством образования и науки РФ. Москва. Просвещение 2010.
В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.Л. Копылов и др. Под ред В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Москва. Просвещение. 2011
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: ФиС. 2012
Теория и методика физического воспитания и спорта. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: «Академия» 2012
Колесов Д.В., Марш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение. 2013
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. «Новая школа». М. 2
Халемский Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2011
Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М. Просвещение 2011
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М. ВЛАДОС – ПРЕСС 2015.
Лебедев А.К. Организация физкультурно – оздоровительной работы во внеурочное время. Воронеж 2012.
11. Пягай Л.П. Детская лечебная физическая культура. Тобольск- 2011.