Рабочая программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности для реализации на кружке «Квиллинг»


Рассмотрено на заседании
МО школы
Протокол №____
от____________
Руководитель МО
________________
«Согласовано»
Зам директора по УВР
_____________
«Утверждаю»
Директор школы
____________
Приказ №____
от__________
Рабочая программа
дополнительного образования
художественно – эстетической направленности
для реализации на кружке «Квиллинг»
Составил:
учитель химии
Луговенко А.Н.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Квиллинга» уделяется духовно-нравственному воспитанию. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
· патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиции своего и других народов;
· трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда);
· ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения);
· ценностного отношения к природе, окружающей среде (бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с материалом и др.);
· ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических, эстетических знаний, трудовых умений и навыков в программе «Художественное творчество» выделены приоритетные направления:
· интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
· формирование информационной грамотности современного школьника;
· развитие коммуникативной компетентности;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Данная программа позволяет решить ряд дидактических и развивающих задач:
Развивающие:
· Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд.
· Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
· Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
· Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающие:
· Формирование умения следовать устным инструкциям.
· Обучение различным приемам работы с бумагой.
· Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других.
· Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, клея.
· Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности школьников.
Воспитательные:
· Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
· Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
· Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
· Расширение коммуникативных способностей детей.
· Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используют различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно – иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый ( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Знать:
- историю возникновения квиллинга;
- основные понятия и термины;
- виды и свойства бумаги;
- правила безопасной работы с материалами и инструментами.
- технологию изготовления изделий по каркасу и основе;
- приемы работы с разными материалами (бумага, картон, клей) и свойства этих материалов.
Уметь:
- пользоваться инструментами, соблюдая правила ТБ;
- самостоятельно планировать предстоящую работу;
- организовывать свое рабочее место;
- работать в коллективе;
- оценивать результаты своего труда.
- вносить изменения в конструкцию изделия с целью ее усовершенствования;
- применять изученные приемы работы с различными материалами;
- сочетать разные виды декоративно-прикладного искусства для создания собственных оригинальных изделий.
Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)
Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
План работы кружка «Квиллинг»
№ Тема Кол-во часов Дата
1 Знакомство с одним из видов Корейской бумажной пластики – бумагокручением. Примеры 1 2 Волшебные свойства бумаги. Примеры работ, необходимые инструменты и материалы 1 3 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. 1 4 Вырезание полосок для квиллинга. 1 5 Вырезание полосок для квиллинга. 1 6 Вырезание полосок для квиллинга. 1 7 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга1 8 Композиция из основных форм. 1 9 Изготовление цветов в технике квиллинга1 10 Коллективная работа: изготовление парусника а) подготовка основных форм; б) сборка композиции. Индивидуальная работа: изготовление цветочная композиция а) подготовка основных форм; б) сборка композиции 1 11 Подготовка основных форм - капля, липесток, треугольник квадрат, круг, спираль. 1 12 Подготовка основных форм - капля, липесток, треугольник квадрат, круг, спираль. 1 13 Подготовка основных форм - капля, липесток, треугольник квадрат, круг, спираль. 1 14 Подготовка основных форм - капля, липесток, треугольник квадрат, круг, спираль. 1 15 Подготовка основных форм - капля, липесток, треугольник квадрат, круг, спираль. 1 16 Сборка композиции парусник, цветочная поляна. 1 17 Сборка композиции парусник, цветочная поляна. 1 18 Сборка композиции парусник, цветочная поляна. 1 19 Сборка композиции парусник, цветочная поляна. 1 20 Сборка композиции парусник, цветочная поляна. 1 21 Сборка композиции парусник, цветочная поляна. 1 22Техника изготовления ромашек, бабочек. Нарезание, скручивание. 1 23 Изготовление ромашек и бабочек 1 24 Изготовление ромашек и бабочек. 1 25 Изготовление ромашек и бабочек. Изготовление мелких цветов и листьев. 1 26 Изготовление мелких цветов и листьев. 1 27 Составление композиции «Цветы и бабочки 1 28 Составление композиции «Цветы и бабочки 1 29 Изготовление объёмных композиций 1 30 Изготовление цветов сложной формы для композиции « Весенний букет» 1 31 Изготовление цветов сложной формы для композиции « Весенний букет» 1 32 Изготовление цветов сложной формы для композиции « Весенний букет» 1 33Изготовление цветов сложной формы для композиции « Весенний букет» 1 34 Изготовление корзинки 1 35 Изготовление корзинки 1 36 Изготовление корзинки 1 37 Сборка работы «Букет цветов в корзинке» 1 38 Сборка работы «Букет цветов в корзинке» 1 39 Подготовка композиций к выставке. 1 40 Подготовка композиций к выставке. 1