Программа для внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению Акварелька


Пояснительная записка.
Программа «Акварелька» имеет художественно - эстетическую направленность. Программа предназначена для внеурочной и кружковой деятельности с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс).
Актуальность программы.
В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоническое представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Младшего школьника нашего времени необходимо развить, как творческую личность, помочь выбрать путь в «большое искусство», являясь посредником между собой и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое и неизведанное, душой человека.
Новизна программы.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающий детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает им педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников. Использование в работе музыкальных и литературных образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Объясняя детям, что художник не глазами, а душой смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им. Необходимо подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний и разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
Содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры)
Создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
Формирование чувства цвета, формы;
Воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовывать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).
Структура программы.
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
Образно-семантическое:
раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимися художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения:
раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
Обращение к различным видам искусства, разными способами, интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.
Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
сбора информации из различных источников (книг, видео, аудио средств, интернета);
систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
Педагогу предлагается использовать методические приемы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой (например, на занятии учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.).
Сравнительно-оценочное:
развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;
формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
Целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.
4.Технологическое:
- обучение способам работы с различными художественными материалами в разных техниках исполнения;
- знакомство с различными нетрадиционными художественными приемами рисования, формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
- формирование умений работы в коллективе и малых группах.
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.
Объем часов и возрастная характеристика учащихся.
Программа охватывает 4 года обучения, по 32 (33 часа) в каждом классе.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей.
Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие – игра, урок – экскурсия, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую и аналитическую части.
Программа носит и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки и ладошки, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по мокрому листу, коллаж, мозаика и т.д.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей)
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и т.д.)
- принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных возможностей)
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущие)
- принцип динамичности (от самого простого к сложному)
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала)
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений)
- принцип сотрудничества (совместная работа с родителями)
Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции.
Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях дети также, научатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности, планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Занятия -экскурсии позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться.