Программа по художественно-эстетическому направлению Волшебная бумага


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
в 3 классе
«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
разработана:
педагогом дополнительного образования Романько Е.В ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Волшебная бумага» разработана для занятий с учащимися 3 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Цели программы:
1.Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую художественную культуру
2. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3.Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
4. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и не забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
5.Творческая самореализация обучающихся.
Задачи:
Развивающие:
-Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд
-Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающие:
-Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-Обучение различным приемам работы с бумагой.
-Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций .-Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
-Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Воспитательные:
-формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
-Привитие навыков работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.
-Расширение коммуникативных способностей детей.
-Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
-Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Общая характеристика курса
Актуальность программы обусловлена тем, что занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты в реализации программы.– знать различные приемы и виды работы с бумагой, основные геометрические понятия; – уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, работать в коллективе, создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами, композиции из бумаги;– развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;– овладеть навыками культуры труда;– правильно понимать свои коммуникативные способности.
Место учебного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Волшебная бумага» предназначена для обучающихся 3 класса. Данная программа рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю, всего 32 часа.
Содержание программы «Волшебная бумага »
К концу учебного года дети научатся:
- изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
- выполнять работу коллективно;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- пользоваться инструкционными картами и схемами.
К концу учебного года дети получат возможность:
- развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют навыками культуры труда.
Вводная беседа(1 час)
Рассказ «Из истории бумаги»
Беседа по охране труда
Соблюдение правил по технике безопасности
Чудесные превращения бумажного листа(11 часов)
Знакомство с разными видами техник работы с бумагой. Использование квиллинга в аппликации. Что такое «кусудама»? История появления. Изготовление волшебного шара Коллективная работа.
Работа с бумагой и картоном (9 часов)
Изучение свойств бумаги и картона
Художественное моделирование из бумаги путем складывания
Мозаика по желанию детей
Изготовление более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Знакомство с профессией дизайнера.(8 часов)
Проектная деятельность
Изготовление поделок с помощью аппликации
Изготовление игрушек-сувениров
Календарно-тематическое планирование курса «Волшебная бумага»
№п/п Тема занятия Кол-во часов дата оборудование
1 История различных техник работы с бумагой
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
1 Аппликация и моделирование
11 ч
виды бумаги
2 Аппликация из цветной бумаги.
1 3-4 Конструирование объёмных фигур из бумаги. 2 5-6 Мозаика из бумаги (торцевание). 2 7
8
9 Коллективная работа Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей ( основы квиллинга). 3 цветная бумага
10
11
12 Работа с папье-маше 3 бумага, клей, ножницы
Работа с бумагой и картоном 9ч цветная бумага
16
17
18 Игрушки - сувениры из бумаги и картона.
3 цветная бумага
цветной картон
ножницы
клей
19
20
21 Конструирование из бумаги ( основы оригами). 3 цветная бумага А-4
22
23
Лепка из пластилина на картоне. 2 цветная бумага
24 Конструирование из бумаги и картона (основы киригами)
1 бумага, клей, ножницы
Оформление выставочных работ 8ч 25 Подарок маме (открытка) 1 26 Коллективная работа. Мир природы 1 бумага, клей, ножницы, ватман
26 Аппликация из квадратов. Космонавт 1 Цветная бумага, клей
28
29 Аппликация из деталей квиллинга , коллективная работа. Мир похож на цветной луг. 2 бумага, клей, ножницы, ватман, детали
30 Экскурсия в библиотеку, беседа: «Умелые руки» 1 31
32 Моделирование из картона. Рамочка для фотографии 2 картон, рамка
Ресурсное обеспечение
№ п/п Наименование учебного оборудования
1 Учебно-методическое обеспечение:
Программа
Книги
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009.
Энциклопедии
Методическое пособие для учителя
2 Наглядные пособия
Образцы поделок
Плакаты по технике безопасности
3 Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц с схемами..
Магнитная доска.
4 Технические средства
Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Список используемых источников
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Беляков Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок "Умелые руки" в школе. - М., 1995 г.
Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1960 г.
В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, 1998г
Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки: учебник, Издательский дом Федоров г. Самара, 2009 г
Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от " 6 " октября 2009 г. № 373
Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008.