Материалы для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для учащихся 10 класса

Пояснительная записка

1.
Автор (ФИО, должность)

Юхимец Оксана Викторовна, учитель истории и обществознания

2.
Название ресурса

Материалы для проведения промежуточной аттестациии по обществознанию для учащихся 10 класса

3.
Вид ресурса

Билеты , состоящие из 2 вопросов

4.

Предмет, УМК
Обществознание, УМК – любой

5.
Цель и задачи ресурса

Проверка и систематизация знаний за курс 10 класса

6.
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
10 класс

7.
Программа, в которой создан ресурс
Microsoft Word




Пояснительная записка
к материалу для проведения промежуточной аттестации по обществознанию учащихся 10 класса в 2015-2016 учебный год

Материалы для проведения промежуточной аттестации по обществознанию в 10 классе подготовлены с учётом федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089); составлены на основе рабочей программы по обществознанию.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы» под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. – М.: Просвещение, 2012.

Обучение ведется по учебнику «Обществознание. 10класс». Базовый уровень. Автор: Л.Н. Боголюбов, М.: Просвещение , 2014 г. В качестве лекционного материала используется учебник «Обществознание. 10 класс». Профильный уровень. Автор: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, 6-е издание, М.: Просвещение, 2012г.

Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Материал состоит из 15 билетов по два вопроса в каждом, содержание которых охватывает курс обществознания. Один вопрос носит теоретический характер, второй вопрос – практический. Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 10 класса в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Предлагаемые билеты содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с фрагментами документов, либо условными ситуациями.
Первые вопросы направлены на проверку теоретических знаний, а также знания моральных и правовых норм, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовленности учащихся.
Вторые вопросы даны в виде фрагментов документов с заданиями к ним или в форме познавательных задач. Они направлены на выявление умения применять для решения таких задач полученные знания. А также представляют условные ситуации, требующие от ученика адекватных практических решений и планирования собственных действий. Такие вопросы направлены на выявление и оценку не только уровня овладения предметным содержанием обществознания, но и сформированности предметной компетентности, то есть способности решать средствами обществознания проблемы, которые могут встретиться учащемуся в повседневной жизни и практической деятельности.
Рекомендации по подготовке к ответу
На подготовку учащихся к ответу отводится примерно 15-20 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.
Критерии оценивания ответов
Рекомендации к оцениванию ответа на первый вопрос билета
Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:
знание определений основных понятий курса, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;
понимание функциональных и причинно-следственных связей между общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и следствием;
понимание содержания социальных норм, умение назвать общее и различное между определенными социальными нормами, привести примеры социальных норм, раскрыть роль различных социальных норм в системе регуляции общественных отношений;
умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;
умение логически стройно излагать в соответствии с вопросом билета соответствующие факты, идеи, делать выводы.

При ответах по билетам за курс основной школы для оценивания знаний учащихся целесообразно исходить из ряда критериев, определяющих уровень овладения теоретическим материалом обществоведческого курса:
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

Рекомендации к оцениванию ответа на второй вопрос билета
Второй вопрос каждого билета направлен на выявление умений применять теоретические знания в познавательной деятельности. В зависимости от характера вопроса могут быть востребованы умения:
понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;
извлекать знания из предложенных текстов;
различать факты и субъективные мнения;
формулировать ответы на поставленные вопросы;
использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;
обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;
приводить примеры;
выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отношение к социальным явлениям;
давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.

Предлагаются фрагменты текстов, к которым сформулирован ряд вопросов и заданий, или познавательная задача. Для определения отметки применяются следующие примерные критерии.
Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний
и умений.
Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недостаточно полно. На заданные экзаменаторами вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.
Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов, предложенных экзаменаторами. При этом на поставленные экзаменаторами вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующиеся для выполнения заданий знания и умения.
Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смысла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность знаний и умений, требующихся для выполнения заданий.
Или. Учащийся понял отдельные детали текста, но не его основной смысл, задания выполнил неправильно, на заданные экзаменаторами вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность умений, требующихся для выполнения заданий.

Общая отметка по ответу ученика на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из двух вопросов билета.


Билеты по обществознанию для 10 класса
Билет №1.
Общество как система. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.
Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.
Билет №2.
Деятельность – способ существования людей. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Участвуете ли вы в каком-либо сетевом сообществе? Проанализируйте положительные и отрицательные стороны вашего участия.
Билет №3.
Понятие истины, её критерии.
Покажите на конкретных примерах, чем престижность профессий отличается от их социальной востребованности. Укажите факторы, которыми вы лично собираетесь руководствоваться при выборе будущей профессии.
Билет №4.
Современное общество. Глобализация. Постиндустриальное общество.
На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом – общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем – человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
Билет №5.
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Противоречат ли друг другу следующие утверждения?
А) Смысл жизни заключается в наслаждении всевозможными материальными и духовными благами, создании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей.
Б) Человека не может радовать счастье общества, если у него нет своего личного счастья.
Аргументируйте свой ответ.
Билет №6.
Глобальная угроза международного терроризма.
Из приведённых суждений выберите близкие по смыслу. В чём, по вашему мнению, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга?
А) «Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор)
Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я. Каменский)
В) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов)
Билет №7.
Культура и духовная жизнь.
На одной из дискотек подвыпивший 16-летний С. Ванеев приставал к девушкам, добивался, чтобы они с ним танцевали. Получая отказ, он обзывал всех нецензурной бранью. Можно ли считать, что С. Ванеев совершил правонарушение, и привлечь его к ответственности? Свой ответ обоснуйте.
Билет №8.
Виды человеческих знаний. Научное познание.
Немецкий психолог М. Вебер так описывал следующую ситуацию: «Крестьяне со своей продукцией (чаще всего это ткани) приезжают в город, продают её за установленную плату скупщику, у которого свой устоявшийся круг клиентов. Последние доставляю товар непосредственно покупателю. Скупщик имеет небольшой, но устойчивый доход, ведёт размеренную жизнь семейного человека». Какому типу общества соответствует данная ситуация? Опираясь на знания, полученные при изучении курса, назовите основные черты этого общества.
Билет №9.
Мораль. Моральные нормы. Мировоззрение.
Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?

Билет №10.

Религия и религиозные организации
Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил её от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Билет №11.

Право в системе социальных норм.
Немецкий философ Шеллинг писал: «Свобода не должна быть милостью или благом, которым можно пользоваться как запретным плодом. Свобода должна быть гарантирована порядком столь же явным и неизменным, как законы природы». Какой, по вашему мнению, порядок имел в виду Шеллинг?

Билет № 12.

Источники права. Правовые акты.
Бернард Шоу как-то написал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи». О каких правах идёт речь, если посмотреть на данную ситуацию с позиции гражданского права?

Билет №13.

Правоотношения и правонарушения.
Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ
Билет №14.

Семейное право. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Гражданка К. подала заявление, в котором просит освободить её от занимаемой должности. Что из перечисленного ниже может являться основанием для расторжения трудового договора:
а) её собственное желание, б) отказ директора выплачивать ей премии, в) её желание пойти на пенсию, т.к. ей исполнилось 50 лет и она устала работать, г) просьба начальника написать это заявление, т.к. гражданка К. беременна, д) переход на другую работу? Свой ответ обоснуйте.

Билет №15.

Экологическое право. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гоголевский герой Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где-нибудь памятник или просто забор, чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.)». Нет ли у вас впечатления, что подобные традиции живучи? Аргументируйте своё мнение. Почему подобное поведение граждан можно считать экологическим правонарушением?







15