Рабочая программа по русскому языку для 8 класса ( УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на МО учителей
Гуманитарного цикла
Протокол №1 от 29.08. 2016 г.
Руководитель: ________ /Данилова О.Н./
Принято на Педагогическом совете
Протокол № 6 от 31.08.2016г.
Заместитель директора по УВР:
_____________/Коваленко Л.А./
Утверждаю
Директор школы: ________ /Жданкина С.А./
Приказ №57 от 31.08.2016г.
Рабочая программа
по предмету
«Русский язык»
8 класс
Учитель: Челяпина Н. И.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

Учебного плана МКОУ Алексеевской СОШ.
5. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (базовый уровень): М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Русский язык». 5-9 классы – М., «Просвещение», 2008.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2014.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В 8 классе есть два обучающихся с ОВЗ и по решению ПМПК им рекомендовано обучение по коррекционной программе VII вида.
Перед детьми с ОВЗ стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V- IX классов массовой общеобразовательной школы, так как уровень психофизического развития детей с ОВЗ соответствует или близок возрастной норме.
Основная цель изучения русского языка:
 Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, орфоэпии, лексики, морфемики,  морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
- формировать умение анализировать и составлять тексты различных жанров и стилей.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 105 учебных часов (включая резерв времени) (3 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, сочинение (по картине, по данному сюжету и др.), изложение (сжатое, подробное, выборочное).
СОДЕРЖАНИЕ предметА «РУССКИЙ ЯЗЫК» С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Элементы содержания Основные виды деятельности
Введение
Функции русского языка в современном мире
Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана. Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют письменное дифференцированное задание.
Повторение изученного в 5 – 7 классах
Повторение изученного в 5-7 классах.
Обобщение и систематизация знаний об основных языковых единицах. Восстановление и закрепление умений выполнять различные виды лингвистического разбора Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы.
Повторение изученного. Фонетика
Обобщение и систематизация знаний по фонетике, восстановление и закрепление умений правильного выполнения фонетического разбора Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи
Повторение изученного Морфемика и словообразование.
Обобщение и систематизация знаний по морфемике и словообразования, восстановление и закрепление умений выполнять морфемный и словообразовательный разбор. Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи.
Повторение изученного. Лексика и фразеология.
Обобщение и систематизация знаний по лексике и фразеологии, восстановление и закрепление основных понятий лексикологии Беседа по вопросам, сообщение учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями
Повторение изученного. Морфология.
Морфология.
Основные морфологические нормы русского литературного языка. Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст. Соотносят обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений.
Повторение изученного. Строение текста. Стили речи.
Текст. Тема, основная мысль, структура текста.
Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Средства связи предложений текста.
Смысловые части текста, средства связи между ними. Беседа по вопросам, элементы лингвистического анализа текста, словарная работа, письменная работа
Наблюдают соотнесённость содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности. Анализируют слова, словосочетания и предложения. Конструируют предложения.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание
Контрольный диктант с грамматическим заданием Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматическое задание.
Словосочетание.
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Определение грамматического строения словосочетаний. Повторение пройденного, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.
Связь слов в словосочетании.
Закрепление понятий о строении и значении словосочетаний, определение способов связи в словосочетаниях Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова. Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным
Рр. Подготовка к сочинению по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» (упр. 54)
Тема и идея текста. Норма построения текста. Работа по репродукции, выполнение упражнений учебника, словарная работа
Строение и грамматическое значение предложений.
Предложение.
Расширение знаний о строении и грамматическом значении предложения Распознают словосочетание в составе предложения.
Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют словосочетания по значению и структуре.
Интонация предложения.
Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске.
Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов. Исследуют языковой материал. Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов.
Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза.
Простое предложение
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Простое предложение.
Двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. Воссоздают ситуации, требующие разной интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Пишут интонационный диктант. Наблюдают за звучащей речью (по телевидению, радио) и корректируют её интонационные недочёты. Анализируют таблицу.
Рр. Описание памятника архитектуры.( упр. 114)
Признаки текста, нормы построения текста.
Понимание и оценка особенностей текстов разных типов, стилей. Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение – публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Главные члены предложения.
Подлежащее.
Грамматическая основа предложения.
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Активизируют знания о подлежащем и его роли в предложении.
Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят сказуемые и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Определяют простое глагольное сказуемое.
Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий
Составные сказуемые
Составное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения Определяют составное глагольное сказуемое.
Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Анализируют текст с точки зрения представленности в нём составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения.
Составное именное сказуемое.
Понятие о составном именном сказуемом, закрепление умения различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом. Определяют составное именное сказуемое.
Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемого, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых.
Выражение именной части составного сказуемого.
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения Анализируют тексты с точки зрения представленности в них разных типов сказуемых, определяют их функцию в текстах. Составляют план текста и выделяют в нём микротемы.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Правила пунктуации, регламентирующие постановку тире между подлежащим и сказуемым. Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым.
Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики.
Закрепление темы «Главные члены предложения».
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемого. Составляют высказывания о знаменитых людях.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения».
Проверка знаний, закрепление навыков лингвистического разбора. Пишут контрольный диктант.
Работа над ошибками контрольного диктанта. Повторение орфографии.
Активизация орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Выполняют работу над ошибками
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения.
Дополнение
Закрепление знаний о второстепенных членах предложения, расширение представлении о дополнение, способах его выражения Воспроизводят изученный ранее материал и предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях.
Способы выражения дополнений.
Второстепенные члены предложения, способы их выражения.
Работают с текстами, развивая способность адекватного понимания содержания. Усваивают роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах.
Определение
Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными. Создают устный и письменный текст на основе данного, производят самопроверку
Рр. Изложение. («Русский язык» упр.178)
Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Пишут сжатое изложение текста, воспринимаемого на слух.
Приложение.
Второстепенные члены предложения, способы их выражения.
Приложение. Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме.
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.
Второстепенные члены предложения, способы их выражения.
Обстоятельство. Опознают обстоятельство.
Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.
Второстепенные члены предложения, способы их выражения.
Сравнительный оборот.
Опознают обстоятельство.
Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств
Урок развития речи. Сочинение об истории родного края.
Создание текстов, различных по типу, стилю и жанру.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект. Читают, изучая, текст, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы. Пишут сочинение.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения”.
Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм.
Понимание устной речи, передача её в письменном виде. Пишут контрольный диктант.
Односоставные предложения
Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо – личные.
Односоставные предложения
с главным членом-сказуемым.
Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами.
Опознают определённо-личные предложения.
Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённо-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте. Пишут диктант.
Предложения неопределённо – личные.
Односоставные предложения с главным членом сказуемым Опознают неопределённо-личные предложения.
Определяют значение и морфологическую выраженность главного члена неопределённо-личных предложений. Аргументируют употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами.
Безличные предложения. Обобщенно-личные предложения.
Односоставные предложения с главным членом -сказуемым
Опознают безличные предложения.
Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные предложения. Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников
Описание картины. Сочинение по картине Юона «Мартовское солнце»
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.
Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения. Пишут сочинение по картине.
Назывные предложения.
Односоставные предложения
с главным членом – подлежащим Опознают назывные предложения.
Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определённого типа. Пишут диктант
Понятие о неполных предложениях
Разговорная речь.
Полные и неполные предложения. Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений.
Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Односоставные предложения
с главным членом – подлежащим Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Односоставное предложение
Понимание устной речи, передача её в письменной форме.
Понимание языка средств массовой информации. Пишут контрольный диктант.
Работа над ошибками контрольного диктанта. Выполняют работу над ошибками.
Предложения с однородными членами
Понятие об однородных членах.
Анализ контрольного диктанта.
Закрепление изученного об односоставных и неполных предложениях, углубление представлений об однородных членах. Осознают условия однородности членов предложения. Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания.
Рр Изложение « А вот был случай»
Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста. Пишут сжатое изложение.
Однородные и неоднородные определения
Углубление представлений об однородных членах, закрепление навыков узнавания их в тексте графического их изображения Распознают однородные и неоднородные определения.
Пишут изложение. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут диктант.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами.
Однородные члены. Углубление знаний об однородных членах, связанных сочинительными союзами Выделяют разделительные союзы в предложениях.
Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчёркивают однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам. Пишут диктант.
Рр Рассуждение . Упр.293.
Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста. Воспринимают на слух текст-рассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения, определяя коммуникативно-целесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на определённую тему на основе межпредметных связей с уроками литературы.
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
Понимание устной речи, передача её в письменной форме.
Пишут контрольный диктант.
Рр Подготовка и написание сочинения-описания по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг»
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект.
Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные социокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения. Пишут сочинение-описание по картине.
Предложения с обособленными членами
Обособленные определения и приложения. Анализ контрольного диктанта.
Обособленные члены предложения. Выполняют работу над ошибками.
Обособленные определения и приложения
Понятие об обособленных членах предложения, ознакомление с обособленными определениями и приложениями, развитие навыков выразительного чтения. Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями.
Обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
Понятие об обособленных членах предложения, ознакомление с обособленными определениями и приложениями, развитие навыков выразительного чтения. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения.
Особенности обособления приложений.
Обособленные члены предложения Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые предложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями.
Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второстепенными членами. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями.
Производят устные и письменные пунктуационные разборы простых предложений с однородными членами, входящими в состав сложного. Пишут предложения, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения.
Предложения с уточняющими обособленными членами
Понятие об обособленности уточняющих членов предложения
Обособленные члены предложения. Понимают сущность и общие условия обособления.
Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений.
Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания.
Обособленные члены предложения. Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями.
Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения.
Повторение по теме «Обособленные члены предложения»
Понимание устной речи, передача её в письменной форме.
Записывают текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». Пишут контрольный диктант.
Рр. Публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам». (М. Горький.) Создают публичное выступление.
Рр Изложение «Характеристика Суворова»
Создание письменных текстов разных стилей и жанров. Передача (подробно, сжато, выборочно) содержания прослушанного или прочитанного текста Пишут изложение.
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями
Обращение и знаки препинания при нём. Осознают основные функции обращения.
Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями.
Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова.
Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями. Узнают группы вводных слов и предложений по значению.
Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов.
Вставные конструкции. Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности употребления вставных конструкций. Моделируют публичное выступление. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи.
Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными текстами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания
Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». Пишут контрольный диктант.
Работа над ошибками диктанта. Повторение по теме «Осложненное простое предложение» Выполняют работу над ошибками.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью.
Изучают определения прямой и косвенной речи. Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста.
Диалог
Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложения с прямой речью и постановкой знаков препинания Определяют диалог.
Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Преобразуют предложение с косвенной речью в предложения с прямой речью. Определяют стилистическую выраженность диалога.
Предложения с косвенной речью.
Ознакомление с понятием косвенной речи, со структурой предложений с косвенной речью, объяснение отличий предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Работают с текстом официального стиля и над ролью в нём предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи.
Цитаты и знаки препинания при них.
Углубление знаний о сферах применения прямой и косвенной речи, обучение правилам правильного цитирования. Определяют понятие цитаты.
Находят цитаты и определяют роль цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат. Усваивают требования к устному выступлению. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу.
Способы передачи чужой речи в художественном произведении.
Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков. Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений.
Анализируют смысловые параметры комментирующей части.
Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях
Закрепление темы «Способы передачи чужого речи».
Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков. Отвечают на вопросы по разделу
Рр. Изложение «А. Ахматова»
Совершенствование навыков лингвистического анализа, письменного изложения текста, развитие творческих способностей Пишут изложение
Рр. Сравнительная характеристика героев. Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых»
Совершенствование навыков лингвистического анализа, письменного изложения текста, развитие творческих способностей. Пишут сочинение по картине.
Повторение изученного в VIII классе
Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения»
Повторение и закрепление пройденного по темам. отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.
Повторение тем «Односоставные предложения», «Однородные члены предложения
Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.
Повторение тем «Предложения с обособленными членами»,
. Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание
Повторение тем «Предложения с уточняющими обособленными членами».
Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.
Повторение тем «Предложения с уточняющими обособленными членами».
Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.
Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи».
Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание.
Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи».
. Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание
Контрольный итоговый диктант за курс 8 класса.
Понимание устной речи, передача её в письменной форме Пишут контрольный диктант.
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Выполняют работу над ошибками.
Подведение итогов года. Резерв времени ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема урока Кол-во часов Дата Примечание
план факт Функции русского языка в современном мире 1
Повторение изученного в 5-7 классах. 1 Повторение изученного. Фонетика 1 Повторение изученного Морфемика и словообразование. 1 Повторение изученного. Лексика и фразеология. 1 Повторение изученного. Морфология. 1 Повторение изученного. Строение текста. Стили речи. 1 Контрольный диктант(входной срез) 1 Словосочетание.
Строение и грамматическое значение словосочетаний. 1 Связь слов в словосочетании. 1 Рр. Подготовка к сочинению по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» (упр. 54) 1 Рр. Написание сочинения по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» (упр. 54) 1 Строение и грамматическое значение предложений. 1 Интонация предложения. 1 Порядок слов в предложении. Логическое ударение. 1 Рр. Описание памятника архитектуры.( упр. 114) 1 Главные члены предложения.
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. 1 Составное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое. 1 Составное именное сказуемое. 1 Выражение именной части составного сказуемого. 1 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Закрепление темы «Главные члены предложения». 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения». 1 Работа над ошибками контрольного диктанта. Повторение орфографии. 1 Второстепенные члены предложения.
Дополнение 1 Способы выражения дополнений. 1 Определение 1 Рр. Изложение. («Русский язык» упр.178) 1 Рр. Изложение. («Русский язык» упр.178) 1 Приложение. 1 Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. 1 Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. 1 Урок развития речи. Сочинение об истории родного края. 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения”. 1 Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо – личные. 1 Предложения неопределённо – личные. 1 Предложения неопределённо – личные. 1 Безличные предложения. Обобщенно-личные предложения. 1 Безличные предложения. Обобщенно-личные предложения. 1 Описание картины. Сочинение по картине Юона «Мартовское солнце» 1 Описание картины. Сочинение по картине Юона «Мартовское солнце» 1 Назывные предложения. 1 Понятие о неполных предложениях 1 Обобщение по теме «Односоставные предложения». 1 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Односоставное предложение 1 Работа над ошибками контрольного диктанта. 1 Понятие об однородных членах.
Анализ контрольного диктанта.
1 Рр Изложение « А вот был случай» 1 Однородные и неоднородные определения 1 Однородные члены, связанные сочинительными союзами. 1 Однородные члены, связанные сочинительными союзами. 1 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. 1 Рр Рассуждение . Упр.293. 1 Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» 1 Рр Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг» 1 Рр Написание сочинения- описания по картине Ф.А. Васильева «Мокрый луг» 1 Обособленные определения и приложения. Анализ контрольного диктанта. 1 Обособленные определения и приложения 1 Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. 1 Особенности обособления приложений. Особенности обособления приложений. 1 Обособленные обстоятельства. 1 Обособленные обстоятельства. 1 Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. 1 Понятие об обособленности уточняющих членов предложения 1 Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. 1 Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. 1 Повторение по теме «Обособленные члены предложения» 1 Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». 1 Рр. Публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигам». (М. Горький.) 1 Рр Изложение «Характеристика Суворова» 1 Обращение и знаки препинания при нём. 1 Обращение и знаки препинания при нём. 1 Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. 1 Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями. 1 Вставные конструкции. 1 Вставные конструкции. 1 Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями». 1 Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 1 Работа над ошибками диктанта. Повторение по теме «Осложненное простое предложение» 1 Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. 1 Диалог 1 Предложения с косвенной речью. 1 Предложения с косвенной речью. 1 Цитаты и знаки препинания при них. 1 Способы передачи чужой речи в художественном произведении. 1 Закрепление темы «Способы передачи чужого речи». 1 Рр. Изложение «А. Ахматова» 1 Рр. Сравнительная характеристика героев. Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых» 1 Рр. Сравнительная характеристика героев. Сочинение по картине К. Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых» 1 Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения» 1 Повторение тем «Односоставные предложения», «Однородные члены предложения 1 Повторение тем «Предложения с обособленными членами», 1 Повторение тем «Предложения с уточняющими обособленными членами». 1 Повторение тем «Предложения с уточняющими обособленными членами». 1 Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи». 1 Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи». 1 Контрольный итоговый диктант за курс 8 класса. 1 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками 1 Подведение итогов года. 1 102-105 Резерв времени 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Русский язык. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений /С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011
Тесты по русскому языку к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ Е. М. Сергеева. –М: изд. «Экзамен», 2013
Зачетные работы по русскому языку к учебнику С. Г. Бархударова и др. . –М: изд. «Экзамен», 2013
Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 8 класс/Е. В. Петрова. -М.: Издательство «Экзамен», 2015
Русский язык. 8 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] / С. В. Драбкина, Д. И. Субботин.- Москва: Интеллект-ценр,2016
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс /Сост. Н. В. Егорова. – 2-е изд. перераб. – М.: ВАКО, 2016