Урок математики в 3 классе на тему Письменное сложение и вычитание в пределах 1000

Тема: Повторение. Письменное сложение и вычитание в пределах 1000.
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки, способы сложения и вычитания в пределах 1000, решать задачи, находить долю от числа, сравнивать доли;
- развивать наблюдательность, логическое мышление и память, грамотную математическую речь;
- воспитывать аккуратность, познавательную активность. 
Методы преподавания: информационно – сообщающий, объяснительный, инструктивный, стимулирующий.
Методы учения: репродуктивный, практический, поисковый, частично-поисковый.
Оборудование: учебник, дид. материал, демонстрационный материал.



Ход урока.

I. Орг. момент.
- Ребята! В народе говорят: «Добрый гость – дому радость». Надеюсь, что вы, как и я, рады нашим гостям.  - А теперь сядьте, возьмитесь за руки.  Тепло своих ладошек!  Я всем друзьям дарю.  Урок интересный, новый,  Я с радостью начну.  2. Прочитайте девиз сегодняшнего урока: 
«Ученье везде найдёт примененье.» 
- Как вы понимаете эти слова? (Что изучаем, нам пригодится в жизни).  - Скажите, какой большой и важной теме посвящены все последние уроки? (Сложение и вычитание в пределах 1000).  II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим работать над этой темой.  III. ВПЗ учащихся.
1. Минутка чистописания:
123 321
- Назовите числа.
- В чем их различия?
- Назовите наибольшее число?
- Сколько сотен? десятков? единиц? 
- Сколько всего единиц в числе?
- Сколько всего десятков?
- Используя данные числа, запишем сумму и найдем её значение.
- Запишем разность и найдём её значение.
- Сколько разностей записали? Почему?
2. Устный счет.
(Тренинг вычислительного навыка.)  Думать – коллективно!  Действовать – оперативно!  Спорить – доказательно!  Это для всех обязательно! 
- Начнём с повторения.
Перед нами рассыпались числа: 16, 14, 24, 8, 27, 32, 39, 45.
- Назовите числа кратные 8 и докажите.
(Дети называют, например, число 24 и говорят, что 24 кратно 8, т.к. 24 разделить на 8 равно 3). 
Упражнение «Ожидание». 
-Что каждый из вас ожидает на сегодняшнем уроке?  ( Я ожидаю, что на уроке будет интересно.)  ( Я хочу узнать что-то полезное и важное.)  - А я в свою очередь надеюсь, что вы будете правильно, точно, грамотно высказывать свои мысли, делать выводы, учиться дружеским отношениям. 
(групповая работа)
- Вставь пропущенные числа.
*3* *7 *3* ** *5* *9
+ + + + + +
2*8 3* 4*6 57 3*9 2*
385 59 411 84 694 96
- Ответы расположите в порядке возрастания.
- Переверните карточки, какое слово получилось? (СТРАНА)
- В какой стране мы живём?
- Кто управляет нашей страной?
- Назовите имя нашего президента. - Назовите главный город нашей страны?
I V. Закрепление пройденного.
(Путешествие по Астане)
1. Стр 110 № 1(б) (цепочка)
(Каждые два примера:
- Мы побывали у Байтерека, поднялись на высоту 97м, посмотрели на столицу с высоты птичьего полёта.
- Отдохнули в развлекательном центре «Думан». Побывали в океанариуме. Посмотрели на акул и морских черепах.
- В парке «Атамекен» побывали за 15 минут сразу во всех городах Казахстана.
- Побывали в Пирамиде Дружбы Мира и Согласия.
- Живя в нашей стране, как мы себя называем?
- Хорошо быть казахстанцем? Почему?
2. Стр. 110 № 2(в)
3(шк) – 60(б) и 30(б)
1(шк) - ?
1) 60 + 30 = 90(б) всего для трёх школ
2) 90 : 3 = 30(б) для 1 школы
Ответ: 30 билетов.
- Да, мы с вами казахстанцы, мы – молодое поколение страны, мы её будущее.
- Чтобы наша страна процветала и дальше, какой вклад мы должны внести? (Хорошо учиться в школе, получить хорошее образование, стать хорошими людьми)
V. Физминутка.
(Физминутка для глаз.  (маятник, круг, зигзаг, вверх, вниз) 
- Вы надежда нашего президента.
- Давайте покажем свои знания и поработаем с дробями.
3. Стр.111 № 5 (а)
- А теперь нам предстоит сделать открытие. Посветим мы его нашей стране и нашему президенту.
- У вас на партах лежат два прямоугольника. Возьмите один прямоугольник и разделите на две равных части. Заштрихуйте 1/2 прямоугольника. Второй прямоугольник разделите на 4 равных части. Заштрихуйте 1/4 часть. А теперь давайте сравним обе части 1/2 и 1/4.
- Что мы с вами видим?
- Какой вывод можем сделать?
Больше та дробь, знаменатель которой меньше.
- Сравним дроби.
Стр.111 № 5(б)
4. Самостоятельная работа (по вариантам)
Стр. 111 № 4
1 вариант – 1 столбик
2 вариант – 2 столбик
Ключ:
1 вариант – 55, 36, 101
2 вариант – 65, 60, 37
V. Подведение итога урока.
- Интересно путешествовать по столице, правда?
Но нам пора возвращаться домой.

Мы с Президентом в помыслах едины
И нас с Дороги Мира не свернуть!
Мы не прощаемся с тобою Астана!
Мы говорим тебе лишь «До свидания»!
Пусть над тобой всегда горит звезда
Звезда надежды, мира, созидания!
VI. Домашнее задание.
Стр 110 № 1(а), № 2 (а)
VIII . Итоги (рефлексия).















Открытый урок
по математике
в 3 «Г» классе



Тема: «Письменное сложение и вычитание в пределах 1000»
(урок-путешествие по Астане)








Учитель: Власова Лариса Леонидовна






2014 год













Познавательная
конкурсно-игровая
программа
в 3 «В» и 3 «Г» классах



«Весёлый интеллектуал»








Учителя: Власова Лариса Леонидовна
Инкина Людмила Алексеевна






2014 год





Предварительная работа:
Данный нетрадиционный урок (утренник) можно провести с учителем параллельного класса. Тогда из обоих классов формируются две команды «знатоков», а остальные учащиеся будут болельщиками.
Заранее подготовить помещение – необходимы условия, чтобы команды сидели друг против друга; подготовить два стола, два скотча и двое ножниц; конверты с заданием для команд, отдельно отпечатать вопросы ведущему для каждого гейма.
Необходимо пригласить школьного библиотекаря и в ходе игры предоставить ему слово.
Музыкальное сопровождение.



Описание

Учитель: Наша сегодняшняя встреча необычная. Вам, ребята, сегодня понадобятся дружба и смекалка, логическое мышление и ваши знания, сообразительность и находчивость.
Начинаем нашу познавательную конкурсно-игровую программу. Во-первых, нам необходимо определиться с капитанами команд.
Каждой команде дается по вопросу. Ученик, ответивший первым на вопрос, становится капитаном команды.
1. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (Буква «р»)
2. Представь, что ты кондуктор поезда. Поезд везёт 1200 ящиков. В каждом ящике 100 коробок. В каждой коробке – пара ботинок. Сколько лет кондуктору? (любого возраста)

Итак, капитаны есть. Продолжаем игру.

1-й тур «Разминка»
За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает одно очко.
Вопросы для 1-й команды
1. Катался мячом, пока не стал носком. (Клубок)
2. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? ( «12 месяцев»)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет)
4. Шевельнул бородкой гном, и вошёл хозяин в дом. (Ключ)
5. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько всего времени сыграл каждый игрок? (4часа)
6. Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
7. Много – люди, один – это (Человек)
8. Птичий домик. (Гнездо)
9. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса)
10. Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания)
Вопросы для 2-й команды
1.Когда мальчика называют женским именем? (Соня)
2. Не лает, не поёт, а клюёт. (Рыба)
3. Маленькие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
4. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
5. Человек, который живёт рядом. (Сосед)
6. Насекомое, дающее мёд. (Пчела)
7. Малина, черника, крыжовник – это (Ягода)
8. На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
9. Их у человека двадцать. (Пальцы)
10. Овца, заяц, слон – это (Животные)

2-й тур «Найди правильное слово»
Каждой команде я буду читать по два слова, а вы с помощью одного слова должны обобщить их.
Для первой команды
1 Чашка и нож – это (посуда)
2. Зима и лето – это (времена года)
3. И и К – это (буквы)
4. Тюльпан и роза – это (цветы)
5. Метры и литры – это (единицы измерения)
6. Минута и год – это (время)
7. Четверг и пятница – это (дни недели)
8. Огурец и свёкла – это (овощи)
9. Север и запад – это (стороны света)
10. Карась и щука – это (рыба)
Для второй команды
1. Футбол и шашки – это (игра)
2. Валенки и тапки – это (обувь)
3. Сердце и почки – это (органы)
4. Шкаф и стул – это (мебель)
5. Волга и Ока – это (Реки)
6. Слива и яблоко – это (фрукты)
7. Пианино и скрипка – это (муз. инструменты)
8. Пила и топор – это (инструменты)
9. Зебра и медведь – это (животные)
10. Кастрюля и чашка – это (посуда)

3 – й тур « Сообразилка»
Командам задаются вопросы, побеждает та, которая ответила на большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает два бала.
1. У чего нельзя найти ни начала, ни конца? (у круга)
2. Как назвать пять дней недели подряд, не говоря их названий?
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
3. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (из пустой)
4. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (на мокрое)
5. Игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)

6. С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи, а можно даже убить самого страшного героя русских сказок. (игла)
7. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (лягушка)
8. Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)
9. Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (из железнодорожного)
10. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1, 2, 3)
11. По какому городу течет кровь? (по Вене)
12. Растёт дуб. У него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. Что это такое? (год, месяцы, недели, дни).
13. Назовите слова, в которых буква «т» встречается четыре раза. (стратостат, аттестат)
14. В каком глаголе сто отрицаний? ( в глаголе сто-нет)
15. Напишите слово «стога» тремя цифрами и двумя буквами. ( 100 га)
16. Название какой птицы состоит из четырёх десятков одной и той же гласной буквы? (сорок – а)
17. В каких лесах нет дичи? (в строительных)
18. Ты да я, да мы с тобой! Сколько нас всего? (двое)
19. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2кг)
20. Что было «завтра», а будет «вчера»? (сегодняшний день)

(Подводятся предварительные итоги)

4-й тур «Гонка за лидером»

Какая из команд за определённое время, например, за три минуты, успеет ответить на большее количество вопросов правильно, та и будет лидером.
Вопросы для 1-й команды.
У какого слона нет хобота? (у шахматного)
Какое крыло без перьев? (самолета)
Что случилось 31 февраля? (такого дня нет)
водитель машины. (шофер)
Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. (молоко)
Инструмент, которым рубят. (топор)
Густой лес. (чаща)
Сильный ветер со снегом. (метель)
Покрывало на столе. (скатерть)
Домашний сторож. (собака)
Фигура, не имеющая углов. (круг)
Плод дуба. (желудь)
Набор букв. (алфавит)
У какого дерева ствол белый? ( береза)
Кто спит под своими ушами? (заяц)
Вопросы для 2-й команды.
Умеют ли слоны падать? (да)
Кто написал стихотворение «Наша Таня громко плачет»? (А. Барто)
Какой страшный зверь любит малину? (медведь)
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Нос птицы. (клюв)
Детёныш кошки. ( котенок)
Шкаф, стол, стул – одним словом (мебель)
Спортивный инвентарь для катания на льду. (коньки)
Игра со снегом. (снежки)
Дом для лошади. (конюшня)
Подземная железная дорога. (метро)
Прибор для измерения температуры. (термометр)
Сколько ног у мухи? (6)
Курица мужского рода. (петух)
Дубовый лес. (дубрава)

(Подводятся итоги всех предыдущих геймов)

5-й тур «Задачки из конверта»

У меня в руке два конверта, в которых лежат задания вашим командам. Задания немного необычные – для сообразительных ребят, ну и, конечно же, не лишенных чувства юмора.
Пусть капитаны подойдут ко мне и выберут для своей команды по одному конверту. После моего сигнала они должны вскрыть конверты и прочитать задания своим командам. На это вам даётся две минуты. За правильный или наиболее оригинальный ответ команда получает 5 очков а вторая команда – 3 очка.
Задание в конверте первой команде: электропоезд идёт с востока на запад со скоростью 60 километров в час. В этом же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50 километров в час. В какую сторону относит дым поезда? (электропоезд не даёт дыма)
Задание в конверте второй команде:
В знойный летний день, когда воздух звенит от насекомых, на зелёной лужайке площадью 3,5 га пасутся две лошади. Лошади совершенно одинаковые: одной масти, одного возраста. Различаются они только тем, что у первой хвост подвязан, а у второй нет. Лужайка имеет форму квадрата, и одна из лошадей щиплет траву, передвигаясь по лужайке по диагонали, другая ходит по сторонам. Какая из лошадей в течение часа съест больше травы , если аппетит у них одинаковый? Трава растет равномерно, без проплешин. (Больше травы съест та лошадь, у которой не подвязан хвост. Ей не приходится отвлекаться от травы, чтобы отогнать оводов и сплетней)

После данного тура проводится физкультурные упражнения или небольшая танцевальная пауза.

6-й тур «Буквальные числа»

Это последний тур нашего конкурса, игры-состязания. Если присвоить каждой букве её номер в алфавите, (т. е. А=1, Б = 2. Я=33), то каждому слову (или группе слов) можно поставить соответствующее число, равное сумме номеров букв, входящих в это слово (или группу слов). Назовем это число весом слова. Так, вес слова «два» равен 9 (Д=5, В=3, А=1; 5+3+1=9)
А теперь – задание. Кто быстрее определит вес математических терминов:
1-ая команда – арифметика
2-ая команда – математика
Команде, удачнее справившейся с заданием, присуждается 5 очков; второй команде – 3 очка.

Подведение итогов:
Члены жюри объявляют итоговый счет и провозглашают команду-победительницу. Все игроки поощряются, но команде-победительнице достается подарок-сюрприз (например – торт)
Учитель напоминает, что в любом деле необходима дружба, сплоченность коллектива, знания и сообразительность.

























ПОУРОЧНАЯ КАРТОЧКА

Дата _______________ класс _______


Математика 3-2-27


Тема: Обратные задачи. Зависимость между стороной и площадью квадрата .
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки; ознакомить с зависимостью между стороной и площадью квадрата; учить правильно называть геометрические фигуры по обозначениям; вычислять их Sи P; решать составленные задачи;
- развивать наблюдательность, логическое мышление и память, грамотную математическую речь;
- воспитывать аккуратность, познавательную активность. 
Методы преподавания: информационно – сообщающий, объяснительный, инструктивный, стимулирующий.
Методы учения: репродуктивный, практический, поисковый, частично-поисковый.
Оборудование: учебник, дид. материал, демонстрационный материал.



Ход урока.

I. Орг. момент.
Вы готовы начать урок?
 Всё  на месте?
 Всё  в порядке?
 Все ли правильно сидят?
 Все ли правильно глядят?
 Каждый хочет получать
 Лишь оценку только «5».        
- Какое у вас настроение. Надеюсь, начнём урок с хорошего настроения.
II. Сообщение темы и цели урока.
 Наш весёлый школьный звонок  Пригласил нас всех на урок.  Мы сегодня будем играть,  Загадки разгадывать, устно считать.  Площадь фигуры найдём,  Чуть – чуть отдохнём. 
III. ВПЗ учащихся.
1. Минутка чистописания:
100 1000
- Назовите числа.
- В чем их различия?
- На что указывает ноль в числе ?
- Сколько в нем сотен? десятков? единиц? 
- Сколько всего единиц в числе?
- Сколько всего десятков?
- Можем ли мы записать с этими числами частное? Какое?
2. Устный счет.
Что ж, друзья, скорей за работу. Начнём наш урок с устного счёта!
1. Давай поиграем!
«Магические квадраты».
Стр. 116
2.
Стр. 117 № 5. (первый столбик)
I V. Организация восприятия, осмысления новой информации (усвоения исходных знаний).
1. Стр. 117 № 5 (А) 1 и 2 столбики (цепочка с объяснением у доски)
3-ий столбик самостоятельно
2. Стр. 116 №1.
V. Закрепление пройденного.
1. Стр. 117 № 2 .
2. Стр. 117 № 7 Реши задачу.
VI. Домашнее задание.
Стр 117 № 7(б), № 6 (Повторять таблицу умножения)
VIII . Итоги (рефлексия).