Доклад на тему «Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
«Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа № 2»
ДОКЛАД
на тему:
«Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС»
Выполнила:
Азарова Надежда Михайловна
учитель начальных классов

р. п. Елань-Коленовский
2016 год
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования, к которым нужно адаптироваться и привыкнуть. Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.   Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Следует заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы: - совместная деятельность детей;
-совместная деятельность взрослого и детей:
-самостоятельная деятельность.
Детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам:
В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками;
Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным;
Был тревожным и имел низкую самооценку;
Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения;
Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, то есть развить три сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
    Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
  Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т. к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно - развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны опираться на три направления:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого - педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ Выпускник начальной школы
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками.
 Любознательный, активный
 Эмоционально отзывчивый
 Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением,  планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
 Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками Выполняющий  правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами  умения  учиться, способный к организации собственной деятельности
 
Метапредметные результаты
 
Предметные результаты
 
 
     Формы осуществления преемственности:
                          I.          Работа с детьми:
1)    экскурсии в школу;
2)    посещение школьного музея;
3)    знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
4)    участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
5)    выставки рисунков и поделок;
6)    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
7)    совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
8)    участие в театрализованной деятельности;
9)    посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
                       II.          Работа с педагогами:
1)    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2)    семинары, мастер- классы;
3)    круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
4)    проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5)    взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6)    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
7)    педагогические и психологические наблюдения.
                    III.          Работа с родителями:
1)    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2)    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3)    консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4)    дни открытых дверей;
5)    анкетирование, тестирование родителей;
6)    образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7)    визуальные средства общения;
8)    заседания родительских клубов
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить свой доклад хочу словами В.А. Сухомлинского«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"  В.А. Сухомлинский