Выступление логопеда по преемственности между детским садом и школой

Выступление учителя-логопеда на малом педагогическом совете по преемственности МДОБУ и МОБУ СОШ № 11
Тема: Адаптация обучающихся первых классов к школе.
В 2010-2011 учебном году в МОБУ СОШ №11 обучается 127 первоклассников. С 1 по 15 сентября 2010г. было проведено первичное обследование устной речи детей.
Прежде чем перейти к результатам обследования, хотелось бы вкратце охарактеризовать речь первоклассников. К моменту поступления в школу дошкольники достигают определенного уровня речевого развития:
- звукопроизношение полностью соответствует норме;
- ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи, адекватно использует предлоги;
- сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем;
- практически не осталось ошибок в словообразовании;
- словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи;
- ребенок имеет представление и понятие об окружающем мире, о явлениях природы, о о животных и растениях, предметах быта, позволяет ему построить связное высказывание , поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном;
- ребенок умеет обобщать в пределах родо-видовых отношений;
- умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукового анализа.
Но у первоклассников испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы правда, каждая не в одинаковой степени.
Постановка звуков у детей группы риска по дисграфии не вызывает особых трудностей, но автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы. Это связано с недостаточностью в развитии фонематических процессов. Словарный запас бедный, мало используют в речи прилагательные. Грамматический строй и связная речь- мало прилагательных, безударные окончания произносятся неотчетливо, а самое главное, речь ограничивается бытовой тематикой, знакомой ребенку. При попытке пересказа текста, составлении рассказа по картинке количество ошибок в грамматическом оформлении фразы резко возрастает.
Появляются ошибки не только в управлении, т.е. использовании падежных форм, но и в согласовании. Характерной ошибкой является опускание предлогов, особенно предлога в: «Живу Москве». Смешание предлогов в-на, с-из, над-под, под – из-под.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с дисграфией свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них могут возникнуть трудности в учебе.