Методика организации исследовательской деятельности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин




Методика организации исследовательской деятельности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
Учитель русского языка и литературы
О.Д.Рышкина













Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.


Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал,- научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной»,- писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, если вопросы по осмыслению себя, людей, мира возникли при изучении предмета, вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях.
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой выбор. 
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды: 1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: «Значение цвета в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Цветовая и числовая символика в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева».
2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, «Образ "маленького человека" в русской литературе», «Мотив сна в русской литературе ХІХ века».
3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Конфликт поколений в произведениях русских писателей ХІХ-ХХ веков», «"Говорящие фамилии" героев комедии Н.В. Гоголя "Мёртвые души"», «Современные комментарии к роману Л.Н. Толстого "Война и мир"».
4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. Например, «Мой Толстой», «Мой Достоевский».
 Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: «Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например,  «Дети и детство в творчестве Достоевского», «Рождественский рассказ как жанр». Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например,  «Образы животного мира в лирике С. Есенина», «Зоологические сравнения в «Мертвых душах» Гоголя», «Говорящие фамилии в произведениях русской литературы». Ученики 11 класса провели исследование текстов С.Есенина «Цветовая палитра в поэзии Есенина». В результате лингвистического анализа были сделаны выводы, какие цвета и в какое время года любил использовать поэт. Также был выполнен мини-проект, представленный в форме слайдовой презентации (показ презентации).
Элементы исследовательской деятельности возможны и на уроках русского языка:
самостоятельный вывод правила по примерам;
сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);
групповая работа  составление тезисов к определенной теме .
Интересными м огут быть исследования на основе современного материала. Например: «Употребление диалектных и просторечных слов в прозе М.А. Шолохова»; «Жаргонная лексика в сфере информационных технологий»; «Языковая игра в заголовках современных газет»; «Употребление жаргонизмов в речи учащихся 35 школы». В ходе исследования «модного словаря» ученица выявила, что в последнее время в языке вместо привычных понятий употребляются слова-пришельцы, лишенные эмоциональной окраски. Пример: киллер вместо убийца. После замены на киллер слово приобретает романтический ореол, и общество к такому понятию не относится негативно. Ученица делает после анализа подобных примеров вывод о том, что язык  показатель духовного здоровья общества.
На уроках используются различные стратегии критического мышления; задания, способствующие повышению функциональной грамотности учащихся.
Цели исследовательской деятельности:
1. привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
2. развитие творческих способностей и познавательных интересов;
3. углубление общеобразовательной подготовки;
4. развитие личностных качеств учащихся





Тренинг
1.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок»  Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.  Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.  Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?». Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».


2. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов (тренинг)
Тонкие вопросы
?
Толстые вопросы
?

кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если.


3. Биопоэма План биопоэмы. 1)Имя 2)2-3 прилагательных 3)самая отлич. черта 4)2-3вещи,которые любит 5)2-3 чувства,которые испытал 6)2-3 вещи,которые боится 7)1-2достижения 8)2-3 вещи,которые хотел бы испытать 9)место жительства 10)фамилия
(Евгений Базаров, Григорий Печорин, Александр Чацкий)




4. Формула личности по Л.Толстому (тренинг)

Изображение духовного роста человека, «диалектики души», нравственные качества, богатство душевного мира – самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого.
Повышенные требования к личности человека. Самопожертвование, благо других – высшая нравственная ценность.
Личность, по Толстому, предстает в виде дроби:
нравственные качества
самооценка
В соответствии с этой формулой дайте характеристику литературных героев : Илья Ильич Обломов, Ноздрев
















Объект и предмет исследования (тренинг)
Подготовить тезисы к проектной работе
Объектом исследовательской работы является творчество поэтов Предметом исследования являются монографии, посвящённые творчеству поэтов-земляков, биографические сведения и стихотворения авторов.
Задачи исследования:
изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэтов родного ;
познакомить с жизнью и творчеством лириков;
представить стихи поэтов;
вызвать интерес к личности и творчеству поэтов;
сформировать чувство любви к родному краю.
Актуальность
Знание истории и литературного наследия родного края необходимо каждому человеку.
Метод исследования
Анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации.







Оценка работы в группах (тренинг)
Коуч предлагает оценить проекты по методу «карусель» по критериям:
1) Эстетический вид проекта (1 балл)
2) Раскрытие темы (1 балл)
3) Защита проекта (1 балл)
4) Ответы на вопросы (1 балл) 
Группы меняются проектами, передавая по кругу и оценивают работу своих коллег



















Рисунок 2Описание: http://ksaa.zaural.ru/images/stories/photo/2011/10/zasedanie_krujka-6.jpgРомашка БлумаРисунок 1Описание: Ромашка Блума15