УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


XXIX Международная научно-практическая конференция
«Теоретические и методологические проблемы
современного образования»
29 ноября 2016г.
Маматаджиева Н.Г.
Преподаватель,
Краснодарский техникум
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Ключевые слова: задача, учебно-практические задачи, среднее профессиональное образование, учебный процесс.
В настоящее время актуальна проблема повышения эффективности учебной деятельности обучающихся и управления их деятельностью на занятиях. Перед современной образовательной организацией ставится главная задача - обеспечить развитие обучающегося как личности и будущего специалиста, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению. В условиях учреждения среднего профессионального образования процесс развития в большинстве своем происходит во время учебных занятий. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы эффективно управлять им, обеспечить включение обучающихся в разные виды деятельности, изменить их позицию таким образом, чтобы они превратились из пассивных объектов обучения в активных участников познавательной деятельности.
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно - ориентированное задание. Решение задач практического содержания способно привить интерес обучающегося к изучению технических дисциплин. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Понятие «задача» в научной литературе определяется по-разному. Академик А.Н. Леонтьев писал: «...осуществляющееся действие отвечает задаче, задача – это и есть цель, данная в определенных условиях» [4, 10]. Профессор О.К. Тихомиров определяет задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения» [5, 6].
 Г.А. Балл определяет задачу как "систему, обязательными компонентами которой являются: а) предмет задачи, находящийся в исходном состоянии, б) модель требуемого состояния предмета задачи" [1, 30].
Значит, проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели при отсутствии определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствии определенных средств для достижения цели.
Понятие «задача» широко используется в различных видах человеческой деятельности. Поэтому многозначность данного термина неизбежна. Не случайно до настоящего времени в литературе нет общепринятого определения «задачи».
Согласно точке зрения Ю.М. Колягина, задача включает следующие компоненты [2, 16]:
1. Начальное состояние (условие задачи - данные элементы, свойства, связи);
2. Конечное состояние (цель - неизвестные элементы и связи между ними);
3. Решение задачи (способ преобразования условия задачи для нахождения неизвестного);
4. Базис решения задачи (обоснование решения);
В соответствии с выделенной структурой задачи, Ю.М. Колягин предлагает деление задач на четыре типа:
1. Тренировочные (обучающие - неизвестен третий компонент).
2. Поисковые (третий и четвертый компоненты).
3. Проблемные (определена только цель).
4. Задачи, решаемые учеными-исследователями (неизвестны четыре компонента).
По целям мыслительной деятельности задачи можно подразделить на задачи распознавания, конструирования, объяснения, доказательства. Задачи могут быть на получение как научного знания, так и конструктивно-технического. Получение научного знания является открытием, а получение конструктивно-технического знания - изобретением. При работе со студентами технических специальностей предполагается применение на занятиях учебно-практических задач.
Учебно-практическая задача – это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной обучающимся ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета [2, 2].
Можно применить следующую классификацию практических задач по их типу:
Репродуктивный: задачи на наблюдение единичных
предметов или явлений; задачи на выделение признаков явления; задачи на распознавание веществ.
Алгоритмический: задачи - подстановки; типовые задачи.
Эвристический: задачи - выявления, задачи - проверки, задачи - измерения, задачи – сравнения.
4. Творческие задания: задачи - проблемы, задачи - конструирование, задачи – исследования.
Практико-ориентированные задачи можно применять на следующих этапах занятия: актуализация знаний, закрепление изученного материала, обобщение знаний, организация самостоятельной работы студента, подведение итогов занятия.  
Применяются учебно-практические задачи для следующих целей: развитие мотивации и интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Учебно-практические задачи формируют навык разрешения проблем и проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, для создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок».
Пример (Профессиональный модуль «Ремонт теплоэнергетического оборудования»): Заполнить таблицу:
Причины и способы устранения неисправностей тягодутьевых машин
№ Неисправность Причина неисправности Способ устранения
1 Перегрев подшипника 2 Шум в подшипнике, сопровождаемый вибрацией и высокой температурой 3 Повышенная вибрация 4 Снижение напора и производительности Оттачивают навык  коммуникации, требующий создания письменного или устного текста. Например, сообщения, пояснения, инструкции, технологической карты, описания, устного или письменного заключения, отчёта, технического задания и т.д.). Пример: написание дневника и отчета по производственной или преддипломной практике, выполнение курсового проекта, выпускной квалификационной работы.
Обучают навыку сотрудничества, требующемуся при совместной работе в парах или небольших группах с распределением функций и разделением ответственности за конечный результат.
Пример (Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»): провести сборочно-разборочные работы предложенной детали в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц. Работа проводится в группах по 2-3 человека.
Вариант задания: разобрать и собрать карбюратор автомобиля.
Выполняя разборочно-сборочные работы, необходимо соблюдать строгую последовательность операций, иначе работа будет усложнена, качество ее выполнения будет невысоким, а время увеличится. Чтобы избежать этого, нужно пользоваться технологической картой, в которой указывают последовательность операций разборки или сборки, необходимые инструмент, приспособления и оборудование для выполнения той или иной операции, а также разряд работ. Ниже приведена форма технологической карты. 

Оценивается скорость разборки и сборки, правильность и точность выполнения задания в соответствии с технологической картой.
Можно сделать вывод, что одним из важнейших направлений развития учебного процесса в формировании специалистов, освоения общих и  профессиональных компетенций является практико - ориентированное обучение. Развитие становится важнейшей составляющей образовательного процесса, меняется сам подход к процессу обучения и отношение к студенту. Приоритетным становится не преподавание, а самостоятельное приобретение знаний и, особенно, применение полученных знаний на практике.
Литература
1. Балл Г.А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.
2.Виноградова Е.П. Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы (Диссертация), РГБ, 2003.
3. Колягин Ю.М.Задачи в обучении математике: математические задачи как средство развития учащихся. М, Просвещение, 1977.
4. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Педагогика, 1974.
5. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Педагогика, 1969.