Проектный подход в преподавании иностранных языков и специальных дисциплин


Проектный подход в преподавании иностранных языков и специальных дисциплин.
Копьёва О.И.
ГБПОУ ПО ПМПК «Отделение транспорта и дорожного хозяйства.» В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в процессе обучения. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Основная цель обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов , обучение практическому овладению иностранным языком. Задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Каждый учитель иностранного языка понимает, насколько важно поддерживать интерес к изучению иностранного языка. К сожалению, мы не всегда знаем, как этого добиться. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что учащиеся не видят необходимости в изучении этого предмета. Для решения всех этих проблем, задач и целей в процессе обучения иностранному языку используются современные педагогические технологии , и большой популярностью пользуется проектная методика,
Метод проектов — это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности И ещё один плюс данной методики это то что в ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности- чтение, говорение, письмо .Ведь речь учащегося на уроках иностранного языка- показатель не только его знания языка , но и также показатель его интеллектуального развития и культурного уровня.
На нашем отделении колледжа широко применяется связь иностранного языка с другими дисциплинами, и особенно взаимосвязь со спецдисциплинами: «Сервисное обслуживание дорожно-строительных машин», «Метрология, Стандартизация и Сертификация», «Нормативно-техническая документация при проведении ТО и ремонт автомобилей зарубежного производства». В связи с этим разработаны следующие принципы проектной деятельности:
1 Адаптация заданий.
Задания должны соответствовать уровню подготовки студентов, соблюдать дифференцированный подход. На первом курсе преподаватели иностранного языка начинают работу с мини-проектов. Проектная деятельность студентов специальности: «Автомеханики» предполагает обучение с основными видами профессиональной деятельности в ремонте автомобилей, функции специалистов, видами и формами обслуживания клиентов, платёжными средствами, распространёнными сегодня в мире. Используются базы освоения профессиональной терминологической лексики. Примером этому служит проект «Устройство автомобилей». Выполнение заданий к этому проекту и участие в нём позволяет студентам овладеть лексикой и фразеологическими единицами в теме.
2. Учение с увлечением.
Студенты хорошо усваивают материал, если им нравится процесс обучения, поэтому преподаватели иностранного языка нашего колледжа включают в обучение активные методы: деловые игры, работа малыми группами, разучивание стихов, проекты. Студенты охотно берут темы поисково-исследовательского характера, особенно по истории развития автотранспорта. Работая над такими проектами студенты выступают в роли исследователей: им нравится сравнивать автомашины современного мира с автомобилями прошлых лет, находить соответствующую информацию в исторической литературе. Тем самым они начинают воспринимать себя активными и способными на любую позитивную деятельность. Метод проектов в преподавании иностранных языков - это разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения, а также способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы.
3.Связь идеи проекта с реальной жизнью.
Идеи всякого проекта должна быть связана в той или иной форме с реальной жизнью. Темы проектов должны быть актуальны. Это главное требование метода проектной деятельности осуществляется при разработке проблемных тем. В нашем колледже большой популярностью пользуются такие темы, как: «Моя будущая профессия - автомеханик», «Устройство автомобилей», «История развития автотранспорта», «Зарубежные авто – плюсы и минусы», « Будь осторожен на дороге!» и т.д. В дальнейшем собранные материалы выполненных проектов применяются на уроках при объяснении нового материала.
4. Организация творческой работы студентов в рамках заданной темы . Совместно с преподавателем студенты решают, как организовать работу. Роль преподавателя здесь не является главной .Он выступает в качестве помощника-консультанта. Ребята сами составляют план работы над проектом, определяют свой режим работы. Таким образом, работая командой, студенты осваивают все этапы совместной деятельности.
В процессе работы над проектом выделяют следующие этапы:
Начальный этап (выбор темы и вида проекта предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, учащиеся осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепление материала» и «Повторение» цель, временные рамки, источники, ответственные за проект и форма презентации)Выполнение проекта. Это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом — это сбор информации — обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Так же многие дети раскрываются, начинают общаться , учатся говорить, не боясь казаться смешными, если ошибутся.
Презентация проекта (сочинение на иностранном языке, рисунок, аппликация, информационный лист, словарь, презентация на компьютере, плакат или буклет )Оценка проекта. Очень важен заключительный этап работы над проектом, важно, чтобы дети могли видеть результаты своей работы. Важно оценивать не только уровень владения учебным материалом , навыки устной речи, письма, аудирования учащимися, но и эстетичность проекта, и оценка для студента очень важна.
В системе профессионального образования при осуществлении профессионально- ориентированного обучения иностранному языку, целесообразна реализация проектов в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык», но с участием преподавателей специальных учебных дисциплин. Например, проект «Моя будущая профессия - автомеханик». Преподаватели спецдисциплин помогали студентам ориентироваться в большом количестве источников, чтобы студент смог отобрать наилучшим образом те факты и ту информацию, которые помогли ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и выйти за рамки символического «учебного исследования» в рамках реализуемого проекта и приблизиться к подлинно-научному исследованию.
Результаты проектной методики :1 Учащиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной теме, расширяя, таким образом , словарный запас и кругозор, закрепляют имеющиеся грамматические навыки.
2 Повышение уровня коммуникативных навыков, приобретение опыта работы в парах, группах.
3 Повышение уровня спонтанной речи.
Проектный подход в преподавании иностранных языков и специальных дисциплин широко используется в нашем колледже не только на занятиях, но и на методических и педагогических советах и семинарах, на которых преподаватели на себе испытывают все радости и трудности работы над проектом, что очень важно и ценно.