Статья на тему Роль технического творчества в изучении специальных дисциплин


«Роль технического творчества в изучении спецдисциплин»
Руководитель кружка технического творчества: Ерохин Ю.Н.
КГУ «Петровский аграрно – технический колледж»
Я, Ерохин Юрий Николаевич являюсь преподавателем спецдисциплин в КГУ «ПАТК». Веду предметы: тракторы, сельхозмашины, материаловедение.
На своих уроках теоретического обучения использую все приемлемые методы активизации мыслительной деятельности учащихся. Немаловажное значение в учебно-воспитательной работе занимает внеурочное (внеклассная работа). Она является продолжением нашей работы, которая проводится с учащимися на уроках. В основе педагогического руководства техническим творчеством учащихся лежит постановка перед ними ряда постепенно усложняющихся технических задач. Поэтому основным содержанием работы в кружке является конструкторская разработка различных устройств, с последующим их изготовлением.
В нашем лицее я организовал технический кружок под простым названием - «Сельский мастер», которым руковожу,
Главную цель занятий в кружке можно сформулировать так: научить ребят целенаправленно применять полученные знания и навыки в разработке и изготовлении технических устройств, т.е. научить их решать практические, почти производственные задачи. А отсюда полезность деятельности кружка определяется не столько количеством поделок, сколько ростом активности учащихся в углубленном изучении спец предметов, осознанным приобретением трудовых навыков по избранной специальности.
Во время занятий кружка большое количество часов направлено на практические работы, во время которых ребята конструируют различные приборы, действующие модели, учебные пособия. Техническое творчество во внеурочное время нельзя рассматривать изолированно от основ наук и профессионального обучения. В своей работе по техническому творчеству занятия в кружке стараюсь органически соединить с учебными занятиями. Из других форм массовой работы по технике, реализую в виде предметной недели, олимпиады, конкурса, экскурсий, различных состязаний, и т. д. Каждое из этих мероприятий строится на основе широкой самодеятельности учащихся и органической связи теории с практикой.
Так же развитие творческого мышления учащихся очень важно вести с опорой на меж предметные связи. Наиболее эффективно здесь выполнение учащимися меж предметных заданий графического характера - заданий на конструирование, в процессе которого все полученные учащимися знания используются в комплексе.
Занятия в техническом кружке способствует развитию у ребят технической наблюдательности эвристического типа, которая включает в себя: оценку, критику, констатирование технических недостатков и поиск способов их устранения. Но все-таки главная цель работы кружка - пробудить у учащихся желание постоянного поиска всего нового, познания законов природы и техники и умелое применение этих законов в своей профессиональной деятельности.
Кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа по изготовлению моделей и технических устройств воспитывает у учащихся трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.
Дисциплина кружковцев определяется их заинтересованностью, общим желанием сделать занятия успешными.
Кружковцы, демонстрируя свои работы на линейных выставках, тем самым привлекают внимание к работе кружка, и, со временем, к нам приходят заниматься те ребята, которые в начале учебного года не проявляли должного интереса к техническому творчеству, да и вообще к своей выбранной профессии. Но теперь у них заметно улучшается успеваемость по спец предметам, расширяется их кругозор. Они нашли себе занятия по душе.
В работе кружка необходимо учитывать возрастные особенности детей. Теоретические сведения в кружке обычно даются в форме бесед перед практическими работами. Но они могут сообщаться и по ходу выполнения практических работ в процессе всего занятия. Кроме теоретических сведений, программа предусматривает и большой круг практических работ. Однако практическая работа не может быть самоцелью. Выполняя ее, юные техники должны приобрести общие трудовые навыки, умение обращаться с различными инструментами по обработке дерева и металлов, навыки в монтажных работах, учиться хорошо, читать чертежи, производить элементарный расчет, разбираться в конструкции модели или машины и управлять ею.
В технических кружках могут изготовляться самые разнообразные самоделки: действующие модели и макеты, приборы и наглядные пособия, лабораторное оборудование и утилитарные вещи.
Технический кружок предоставляет большой простор для практического применения черчения, знания и навыки по которому юные техники получают на теоретических занятиях по техническому черчению.
Очень важно, чтобы на занятиях кружка учащиеся научились правильно выполнять чертеж или эскиз, правильно проставлять размеры изделия. Составление чертежа связано с точными измерениями и расчетами. Поэтому руководитель кружка должен чаще применять на занятиях измерительный инструмент и различные измерительные приборы. Для успешной работы любого технического кружка юные техники должны овладеть основными приемами работ по дереву и металлу, научиться пользоваться станками и электричеством. А значит, уже должны актуализировать свои теоретические знания на практике при выполнении любой работы.
Поэтому заслуживает внимания инициатива таких руководителей, которые вводят в дополнение к программе кружка небольшой техминимум, необходимый для выполнения намеченных практических работ. Техминимум знакомит кружковцев со столярными и слесарными инструментами, способствует приобретению навыков работы с ними.
В изготовлении приборов, электрических устройств и моделей очень важно приучать кружковцев к таким видам и формам работы, которые помогли бы им понять производственные процессы, современные методы технологии и организации труда, но и основы спец дисциплин. Предоставить им так же, реализовывать знания таких предметов как электротехника, электрооборудование, сварочное дело на практике.
При проведении практических работ руководитель должен учитывать возможности кружка: наличие материалов и инструментов, интерес и степень подготовки кружковцев. Проводя практическую работу с кружковцами, руководитель не должен давать им готовые разработки моделей. Его задача дать возможность проявить техническую смекалку творчество, натолкнуть юных конструкторов на правильный путь, помочь им в их самостоятельной работе, предостеречь от ошибок, дать вовремя совет. Руководитель приучает членов кружка работать с книгой и справочниками, пробуждает у детей интерес к чтению научно-популярной литературы.
Очень важно для юных техников научиться работать в коллективе, уметь правильно распределить работу и организовать коллективный труд.
Для обработки материалов, кроме обычных ручных инструментов, следует применять механизированные инструменты: электродрель, вибрационные ножницы для резки металла, электролобзик для распиливания небольших кусков дерева и фанеры. Если есть возможность, то важно приучать кружковцев работать на сверлильных и токарных станках. Тем самым дать возможность применить теоретические знания по таким предметам, как слесарное дело, материаловедение, техническое обслуживание,
Занятия кружка обычно должны начинаются вступительной беседой руководителя, которая знакомит юных техников с содержанием работы кружка, дает им представление о тех знаниях и практических навыках, которые они здесь получат.
Подготовке этой беседы руководитель должен уделить самое серьезное внимание. Только живая, интересная беседа, сопровождающаяся демонстрацией опытов и приборов, показом кинофильмов и слайдов, презентаций заинтересует кружковцев. Закончить занятие желательно показом готовых моделей и выступлениями старших воспитанников кружка.
На первом же занятии необходимо познакомить кружковцев с расписанием занятий, с порядком работы в мастерской и выбрать старосту кружка.
На всех последующих занятиях теоретическим беседам следует отводить первые 15—30 минут. Каждую из них руководитель должен хорошо продумать.
Очень важно, чтобы содержание бесед и их порядок соответствовали практическим занятиям. Для этого каждый руководитель, согласно программе, составляет свой рабочий план: перечисляет темы, основные практические работы и намечает время, необходимое для их выполнения. Этим планом предусматривается: организация массовых мероприятий, групповых и индивидуальных консультаций.
На каждое занятие кружка руководитель составляет краткий план, как это делает любой преподаватель на своих уроках.
В каждом кружке руководитель предоставляет кружковцам право выбора темы для практических работ в пределах программы. Довольно легко это сделать в физико-техническом и электротехническом кружках. Однако и здесь руководитель может найти различные варианты изготовления той или иной конструкции.
Такая работа развивает творческую самодеятельность кружковцев, позволяет членам кружка наглядно увидеть результаты своей работы, глубоко изучить конструкцию, более осмысленно применять на практике знания, полученные на теоретических занятиях.
Кружок является добровольной организацией, но это не значит, что в кружке не должно быть порядка, не должна вестись такая же серьезная воспитательная работа, как и на теоретических уроках.
Руководитель кружка обязан научить ребят культуре труда: правильно организовывать рабочее место, планировать работу, бережливо расходовать материал, красиво и хорошо отделывать изделие.
Очень важно с первых шагов работы научить кружковцев рационально и организованно работать. Обычно начинающий юный техник при выполнении практического задания разбрасывает инструмент и материал по рабочему столу, делает много лишних движений и от этого быстро устает. Заметив это, руководитель объясняет кружковцам, как надо правильно организовать свое рабочее место, рассказывает о работе передовиков производства.
Руководитель кружка тщательно готовится к проведению практических работ, подбирает все необходимые материалы и инструменты, продумывает организацию работы. Каждая изготовленная модель или прибор испытывается, обсуждается на кружке. При обсуждении члены кружка должны отметить положительные и отрицательные стороны модели, указать, какие улучшения можно сделать. Техническая оценка и испытание продукции кружка имеют большое воспитательное значение, так как приучают учащихся к ответственности и аккуратности в работе.
Необходимо следить за тем, чтобы участники кружка постоянно улучшали качество своей работы, усложняли конструкцию модели.
Работу технического кружка следует строить на основе инициативы и самодеятельности учащихся. Необходимо, чтобы юные техники чувствовали полную ответственность за работу своего кружка. Первым на занятие кружка является дежурный. Он проверяет готовность помещения и порядок на рабочих местах, помогает руководителю подготовиться к очередному занятию кружка.
Дежурный назначается старостой кружка — первым помощником руководителя. Староста следит за посещаемостью и дисциплиной членов кружка, за сохранностью имущества, за общим распорядком работы.
Важно, чтобы все они чувствовали за свою работу ответственность не только перед руководителем, но и перед всем коллективом.
Общественно-полезная работа обязательно входит в план занятий кружка. Кружок проводит отчетную работу, на котором демонстрируются самодельные приборы и модели, устраивает выставку своих работ. Успешно работающих кружковцев необходимо поощрять и отмечать. Каждое из этих мероприятий строится на основе широкой самодеятельности учащихся и органической связи теории с практикой. Правила работы: сначала думай, потом делай, делая думай еще, а при неудачах спокойно все переделывай. Для накопления знаний пользуйся всеми источниками технической информации.
Девиз: «Таланты, и сноровка - все идет от подготовки».
В конце мне хотелось бы сказать: - Главная цель занятий в кружке научить кружковцев целенаправленно применять полученные знания и навыки в разработке и изготовлении технических устройств, т.е. научить их решать практические задачи. А отсюда полезность деятельности кружка определяется не столько количеством поделок, сколько ростом активности учащихся в углубленном изучении специальных предметов, осознанным приобретением трудовых навыков по избранной профессии.