Статья Духовно-нравственнная составляющая в преподавании специальных дисциплин

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Преподаватель Кучинская О.Ф.
г. Самара, Филиал «Самарский медико-социальный колледж»

Духовно-нравственное воспитание студента одна из актуальных и сложных проблем современности. Основная задача педагога воспитать неравнодушного, доброго, отзывчивого медицинского работника. Без сформированной системы духовных ценностей человек не сможет работать в медицине, тем более с детьми. Дети – это особый контингент в медицине. Что может быть мотивом для деятельности медицинской сестры сегодня, когда свободы даётся всё больше, а любви всё меньше, когда такие понятия, как внимание, забота, самоотречение уходят в прошлое? И.А. Ильин говорил, что «заинтересованность и осмысление индивидуальности каждого больного невозможно без чувствования, а чувствование без любви. Только любящий человек способен увидеть потребности ближнего».
Как же научить медицинскую сестру в сегодняшних условиях относиться к пациенту с любовью? Только личным примером, находясь непосредственно у постели больного, можно заинтересовать студентов. В западных странах используют принцип: если не будешь вежлив, тебя уволят. Но больному человеку необходимы также искренность и милосердие, а они не могут быть элементами техники. Для того чтобы работы медицинской сестрой, необходимо призвание.
Сестринское дело это центральная профессия здравоохранения, с точки зрения морали. Именно по работе медицинской сестры пациенты судят о медицине в целом. Именно они, хрупкие девушки, женщины, а порой и старушки, облегчают боль, ставят на ноги после операций, выхаживают больных во время тяжелейших болезней.
Медсестра чаще, чем врач, контактирует с пациентом. Болезнь меняет привычное течение жизни человека! Человек, страдающий каким-либо недугом, являет собой «обнажённый нерв», острее, болезненнее воспринимая окружающую действительность. Поэтому медсестра должна обладать такими качествами, как заботливость, самоотверженность, понимание, терпение.
Профессию медицинской сестры отличает от любой другой возможность постоянного проявления заботы, оказания помощи нуждающемуся человеку, то есть возможность реального творения добра. Медсестра должна проявлять сострадание, жалость, уважение к человеку, готовность облегчить его страдания. Каждый пациент требует особого внимания, времени и сил, заботы и опеки, трепетного обращения.
Воспитанию и развитию этих качеств способствует триединая цель любого занятия: обучающая, воспитательная, развивающая.
В колледже преподавание специальных дисциплин (терапии, хирургии, педиатрии) осуществляют преподаватели высшей категории, прежде врачи с большим опытом и стажем работы, по мнению которых специальные дисциплины, помимо приобретения профессиональных компетенций, могут и должны способствовать развитию коммуникабельности, пониманию сути и значения выбранной специальности, желанию дальнейшего самообразования. Воспитывать в наших студентах самоотверженность и самодисциплину можно и на примерах учёных основоположников медицинской науки: терапевтов, хирургов, педиатров, микробиологов, эпидемиологов, раскрывая не только значение их профессиональной деятельности, но и черты личности, характера, трудности жизненного пути и упорство в достижении цели, показывая самоотверженность, целеустремленность, стойкость характера. Такая всесторонняя характеристика учёного, его личностных, человеческих качеств поможет нашим студентам взглянуть на выбранную ими профессию другими глазами и, может быть, заставит задуматься над тем, каково его место в медицине. Великий хирург Н.И. Пирогов, 200-летие которого отмечается в 2010 году, писал: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении быть человеком».
Сестринская деятельность должна идти параллельно с врачебной, но это две резко отличающиеся профессии. Практически на уход, которым занимаются медицинские сестры, возлагается восемьдесят процентов успеха выздоровления пациентов, и без грамотного ухода оно очень долго не наступит. В обществе должно быть сформировано уважительное отношение к медсестрам и понимание, что это - профессионалы.
Развитию таких взглядов способствует компетентностный подход в образовании. Немаловажное значение придается формированию следующих общих компетенций:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
вести утверждённую учетно-отчетную документацию.
Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.
«.. .Медсестра это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребёнку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружён в себя, чтобы говорить» (Вирджиния Хендерсон).
Во время производственной практики студенты осуществляют уход за больными, выполняют практические манипуляции, выпускают санитарные бюллетени в отделениях, участвуют в мероприятиях больниц, в субботниках по уборке территории. На базе учебных кабинетов в колледже проводятся проблемные уроки, круглые столы, заседания кружков по актуальным проблемам терапии, хирургии, педиатрии, где будущие медики занимаются исследовательской деятельностью. Результаты своей работы они представляют на колледжных, региональных, межрегиональных, Всероссийских конференциях. Авторы лучших учебно-исследовательских студенческих работ награждаются почётными грамотами, дипломами, ценными призами.
Во время государственной практики будущие медики выполняют сложнейшие манипуляции, демонстрируя не только профессионализм, но и внимательность, милосердие, мотивацию к обучению. Получив диплом, они готовы самостоятельно работать в стационаре, что особенно важно при дефиците кадров. Таким образом, образовательная и воспитательная деятельность в колледже направлена на духовно-нравственное воспитание личности, сохранение контингента, пополнение рядов средних медицинских работников.
Выход из духовного кризиса, в котором находится современная медицина, возможен лишь в результате личных усилий, духовной работы каждого педагога, врача, медицинской сестры. Работа медика и педагога это призвание. Труд медсестры есть служение, а служение её есть любовь.