Рабочая программа ПМ.01МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛОВЫХ И ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК


Министерство образования и науки
Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01. МОНТАЖ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛОВЫХ И ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
по профессии 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»,
группа № 14
г. Курганинск, х. Красное Поле, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
21
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
26

Паспорт рабочей программы профессионального модуля
ПМ.01 .Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок.
1.1. Область применения программыРабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки 110800 Агроинженерия:
110809 Механизация сельского хозяйства;
110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства;
110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции в части освоения основного вида профессиональной деятельности: выполнение работ по обеспечению работоспособности электрического оборудования в сельскохозяйственном производстве и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Выполнять монтаж силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.
ПК 1.2. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных производственных, силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.
ПК 1.3. Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при разработке программ:
- в дополнительном профессиональном образовании по программе повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области сельскохозяйственного производства при наличии среднего или высшего профессионального образования нетехнического профиля;
в дополнительном обучении рабочим профессиям по специальности11442 Водитель автомобиля.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе усвоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:- монтажа производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- технического обслуживания производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- ремонта производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
уметь:
- производить расчет силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- выполнять размотку, разделку, прокладку силового кабеля;
- выполнять работы по снятию и разборке выключателей нагрузки и разъединителей;
- выполнять ремонт деталей электроустановок, чистку, смазку установку на место и регулирование контактов и приводов;
- выполнять проверку заземления разъединителей и привода, правильности работы блокировки;
- выполнять монтаж и демонтаж пускорегулирующей и коммутационной аппаратуры с разделкой и присоединением концов проводов;
- выполнять заделки конца кабеля различного вида, монтаж вводных устройств и соединительных муфт;
- выполнять зарядку, установку и присоединение к линии различных светильников;
- монтировать ячейки распределительных устройств с установкой аппаратуры;
- выполнять проверку цепей вторичной коммутации;
- выполнять монтаж электрофильтров;
- диагностировать неисправности производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
знать:
-назначение светотехнических и электротехнологических установок в сельском хозяйстве;
- принцип действия и особенности работы электропривода в условиях сельскохозяйственного производства;
- общие сведения о световой и лучистой энергии;
- характеристики осветительных приборов и аппаратуры;
- нормы освещенности;
- способы прокладки проводов и кабелей;
- приспособления и оборудование, применяемые при монтаже проводов, кабелей и электрооборудования;
- систему эксплуатации, методы и технологию наладки, ремонта и повышения надежности электрооборудования и средств автоматизации сельскохозяйственного производства;
- элементы и системы автоматики и телемеханики;
- виды дефектов сельскохозяйственных производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности, их признаки, причины, методы предупреждения и устранения;
- меры по профилактике ремонта сельскохозяйственных производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- порядок подготовки силовых и осветительных электропроводок, электродвигателей, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры к работе в зимних и летних условиях;
- правила безопасности при ремонтных работах;
- порядок вывода в ремонт электрооборудования и допуска к ремонтным работам;
- правила поведения ремонтного персонала в распределительных устройствах и помещениях сельскохозяйственной организации;
- правила применения защитных средств;
Количество часов на освоение учебной программыпрофессионального модуля:всего - 521 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 413 часов, включая:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 312 часов,самостоятельной работы обучающегося - 101 часов;
учебной практики – 72 часа;производственной практики - 36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯРезультатом освоения профессионального модуля является овладениеобучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
ПК 2.2. Выполнять ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущейпрофессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК.03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой дляэффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.05. Использовать информационно-коммуникационные технологии впрофессиональной деятельности.
ОК.06. Работать в команде, эффективнообщаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК.07. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК.08. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Кодыпрофессиональ-ныхкомпетенцийНаименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося,
часов Учебная,
часов Производственная,
часов
)
Всего,
часов в т.ч. практические занятия,
часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 1.1.-1.3. Введение 1 1 Раздел 1. Организация эксплуатации электрооборудования. 26 20 4 6 6 Раздел 2. Организация эксплуатации электроустановок сельскохозяйственного назначения. Работа персонала предприятия. 20 11 1 9 6 Раздел 3. Электрификация производственных процессов в различных отраслях сельского хозяйства. 13 7 1 6 6 Раздел 4. Правила чтения и выполнения электрических схем. 45 30 9 15 18 Раздел 5. Основы производства электромонтажных работ. 117 78 32 39 18 Раздел 6. Охрана труда при выполнении ремонтных работ в электроустановках. 83 57 13 26 18 Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) 36 Всего: 413 204 60 101 72 36

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок.
МДК 01.01.Технологии монтажа, технического обслуживания и ремонта производственных силовых и осветительных электроустановок.
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ. 01. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок.
413 2
МДК 01.01. Технологии монтажа, технического обслуживания и ремонта производственных силовых и осветительных электроустановок. 305 2
Введение 1 1
Раздел 1. Эксплуатация электротехнического и электромеханического оборудования. 20 Тема 1.1. Организация эксплуатации электрооборудования. Содержание 2 2
Основные понятия и определения. Общие вопросы эксплуатации.
Тема 1.2. Техническое обслуживание электрооборудования Содержание 1 2
Виды технического обслуживания. Тема 1.3. Ремонт электрооборудования Содержание 6 2
Виды и причины износов электротехнического, электромеханического оборудования. Классификация ремонтов. Организация рабочего места по ремонту электрооборудования. Тема1.4. Классификация помещений и электроустановок. Содержание 5 2
Классификация помещений по степени опасности поражения людей электрическим током. Конструктивное исполнение оборудования. Тема 1.5.Электротехнические величины, их обозначения и единицы измерения Содержание 2 2
Электротехнические величины, их обозначения и единицы измерения. Основные единицы и их обозначения. Практические занятия 4 2
Практическая работа № 1. Классификация ремонтов. Практическая работа № 2. Комплектация рабочего места по ремонту электрооборудования. Практическая работа № 3. Обозначение и единицы измерения электротехнических величин. Практическая работа № 4. по разделу «Эксплуатация электротехнического и электромеханического оборудования» Самостоятельна работа раздела № 1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Транспортировка и хранение электрооборудования.
Пробный пуск оборудования.
Сдача оборудования в эксплуатацию. 6
3 2
Тематика домашних заданий:
Законспектировать. Пожароопасные помещения в сельскохозяйственном производстве.
Работа с Интернетом. Электрификация в деревообделочных мастерских.
Работа с Интернетом. Электрификация установок для орошения. 3 Раздел 2. Организация эксплуатации электроустановок сельскохозяйственного назначения. Работа персонала предприятия. 11 2
Тема 2.1.Организация эксплуатации электроустановок сельскохозяйственного назначения. Содержание 5 2
Структура управления электрификацией в агропромышленном комплексе. Задачи и ответственность электротехнической службы.
Формы эксплуатации электроустановок в сельском хозяйстве.
Структура электротехнической службы предприятий.
Коэффициенты перевода электротехнического оборудования в условные единицы. Тема 2.2. Работа персонала предприятия. Содержание 5 2
Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки.
Проверка знаний по технике безопасности. Права и обязанности эксплуатационного персонала. Обязанности и права электромонтера. Функции дежурного персонала. Практические занятия 1 2
Практическая работа № 5. Организация эксплуатации электроустановок сельскохозяйственного назначения. Работа персонала предприятия. Самостоятельна работа раздела № 2 9 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Электрификация полевых мобильных работ.
Электрификация ремонтных мастерских.
Электрификация работ в растениеводстве.
Электрификация работ в птицеводстве. 4 Тематика домашних заданий:
Работа с Интернетом. Формы эксплуатации электроустановок в сельском хозяйстве.
Работа с учебником. Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки.
Законспектировать. Проверка знаний по технике безопасности.
Работа с учебником. Обязанности и права электромонтера.
Работа с Интернетом. Функции дежурного персонала. 5 Раздел 3.Электрификация производственных процессов в различных отраслях сельского хозяйства. 7 2
Тема 3.1. Электрификация установок по водоснабжению Содержание 1 2
Электрификация установок по водоснабжению. Тема 3.2. Электрификация работ в животноводстве. Содержание 5 2
Электромеханизация работ по приготовлению кормов. Электромеханические установки по раздаче кормов. Машинное доение коров. Электромеханизация процессов первичной обработки молока. Практические занятия 1 2
Практическая работа № 6 по разделу «Электрификация производственных процессов в различных отраслях сельского хозяйства». Самостоятельна работа раздела № 3 6 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Электровентиляция животноводческих помещений.
Электрические изгороди.
Электромеханическая стрижка овец. 3 Тематика домашних заданий:
Работа с учебником. Источники водоснабжения.
Законспектировать. Электромеханизация работ по приготовлению кормов.
Работа с Интернетом. Электромеханизация процессов первичной обработки молока. 3 Раздел 4. Правила чтения и выполнения электрических схем. 30 2
Тема 4.1. Правила чтения электрических схем. Содержание 2 2
Виды схем. Типы электрических схем. Тема 4.2. Основные правила оформления чертежей. Содержание 7 2
Форматы чертежей и оформление чертежных листов. Виды конструкторских документов и стадии их разработки. Графические документы. Текстовые документы. Основная надпись. Спецификация. Тема 4.2. Условные графические обозначения в электрических схемах Содержание 1 2
Условные буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах поГОСТ 2.710-81. Тема 4.3. Маркировка проводов и аппаратов на схемах. Содержание 11 2
Обозначение специальных проводов. Обозначение заземлений.
Последовательность соединения аппаратов по заданной схеме.
Условные графические обозначения в электрических схемах по ГОСТу. Практические занятия 9 2
Практическая работа № 7. Буквенно-цифровые обозначения в схемах. Практическая работа № 8. Обозначение специальных проводов. Практическая работа № 9.Обозначение заземлений. Практическая работа № 10. Последовательность соединения аппаратов по заданной схеме. Практическая работа № 11. Условные графические обозначения в электрических схемах проводов, отдельных элементов машин и аппаратов Практическая работа № 12. Условные графические обозначения электрооборудования на планах. Практическая работа № 13. Условные графические обозначения по ГОСТу 2.729-68. Практическая работа № 14. Условные графические обозначения по ГОСТу 2.755-87 Практическая работа № 15 по разделу« Правила чтения и выполнения электрических схем». Самостоятельна работа раздела № 4 15 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Принципиальная схема реле температуры.
Принципиальная схема датчика температуры.
Принципиальная электрическая схема милливольтметра.
Принципиальная схема реле давления. 4 Тематика домашних заданий:
Законспектировать. Виды схем.
Законспектировать. Типы электрических схем.
Работа с учебником. Форматы чертежей
Работа с учебником. Оформление чертежных листов.
Законспектировать. Виды конструкторских документов и стадии их разработки.
Работа с учебником. Основная надпись.
Законспектировать. Спецификация.
Работа с Интернетом. Условные буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах.
Работа с Интернетом. Обозначение специальных проводов.
Работа с Интернетом. Обозначение заземлений.
Работа с учебником. Последовательность соединения аппаратов по заданной схеме. 11 Раздел 5. Основы производства электромонтажных работ. 78 2
Тема 5.1 Документация производства электромонтажных работ Содержание 4 2
Техническая документация. Директивная документация. Общие условия производства электромонтажных работ. Тема 5.2 Организация электромонтажных работ. Содержание 3 2
Подготовительные работы. Электромонтажные работы непосредственно на монтажном объекте. Тема 5.3. Инструменты, приспособления и механизмы. Содержание 5 2
Инструменты. Механизированный инструмент, применяемый при монтаже. Инвентарные приспособления. Заточка режущего инструмента. Тема 5.4 Общие электромонтажные изделия, операции и работы. Содержание 11 2
Электромонтажные изделия. Приемы получения контактных соединений электросваркой. Сварка термитными патронами.
Газопламенные работы. Контактные соединения опрессовкой.
Контактные соединения пайкой. Припои. Флюсы. Ультразвуковая пайка. Монтажные изделия зарубежных фирм. Тема 5.5 Электротехнические материалы Содержание 7 2
Электротехнические материалы. Основные материалы, используемые при электромонтажных работах. Диэлектрические материалы (диэлектрики).Полупроводниковые материалы. Проводниковые материалы. Магнитные материалы. Вспомогательные материалы, используемые при электромонтажных работах Тема5.6. Проводниковые изделия Содержание 10 2
Провода и проволока. Виды проводов. Устройство проводов. Шины.
Кабели. Виды и назначение кабелей. Конструкция кабелей. Расчет сечений и выбор проводов, кабелей и шин. Способы оконцевания и соединения жил проводов и кабелей.Опрессование алюминиевых проводов в гильзах ГАО. Последовательность оконцевания жилы провода опрессованием. Тема 5.7. Технические условия монтажа кабельных линий. Содержание 6 2
Подготовительные работы и укладка кабеля. Разделка кабеля. Монтаж соединительных муфт.Испытание кабельных линий.
Требования техники безопасности при монтаже кабельных линий. Практические занятия 32 2
Практическая работа № 16. Инструменты. Практическая работа № 17. Механизированный инструмент, применяемый при монтаже. Практическая работа №18 . Инвентарные приспособления. Практическая работа № 19. Заточка режущего инструмента. Практическая работа № 20. Принципиальная схема сварочного выпрямителя Практическая работа №21 Технологические операции, выполняемые при термитной сварке. Практическая работа №22. Варианты сварных соединений прямоугольных шин и ответвлений. Практическая работа №23. Технология оконцевания алюминиевых жил опрессовкой. Практическая работа №24. Приемы пайки. Практическая работа №25. Электрические паяльники. Практическая работа № 26. Монтажные элементы токопровода на 200 А; 500 В. Практическая работа № 27. Монтажные элементы токопровода на 400 А; 500 Практическая работа № 28. Варианты подключения токопроводов к питающим линиям и соединения их между собой. Практическая работа №29. Силовые распределительные пункты и комплектующие их изделия. Практическая работа № 30. Штекерныйшинопровод и комплектующие их изделия. Практическая работа № 31. Штекерный шинопровод на 380/220 В; 20 А Практическая работа № 32. Электротехнические материалы основные. Практическая работа № 33. Электротехнические материалы
вспомогательные. Практическая работа №.34 Проводниковые изделия. Провода. Практическая работа № 35. Проводниковые изделия. Шины. Практическая работа №.36 Проводниковые изделия. Кабели. Практическая работа № 37. Расчет сечений и выбор проводов, кабелей и шин. Практическая работа № 38. Способы оконцевания и соединения жил проводов и кабелей. Практическая работа № 39. Присоединение однопроволочных жил к контактным выводам электрооборудования. Практическая работа № 40. Присоединение однопроволочных жил к контактным выводам электрооборудования. Практическая работа№ 41. Опрессование алюминиевых проводов в гильзах ГАО. Практическая работа № 42. Последовательность оконцевания жилы провода опрессованием. Практическая работа №.43. Способы оконцевания и соединения жил проводов и кабелей. Практическая работа № 44. Соединения и заделки кабелей. Практическая работа № 45. Разделка кабеля. Практическая работа № 46. Монтаж соединительных муфт. Практическая работа № 47 по разделу «Основы производства электромонтажных работ». Самостоятельна работа раздела № 5 39 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Средства автоматизации технологических процессов.
Температурные чувствительные элементы.
Чувствительные элементы регуляторов и сигнализаторов уровня.
Чувствительные элементы регуляторов и сигнализаторов давления.
Средства автоматизации для контроля и регулирования температуры.
Средства автоматизации для измерения и регулирования давления.
Средства автоматизации контроля и измерения уровня жидких сред.
Средства автоматизации контроля и измерения уровня сыпучих сред.
Средства автоматизации контроля состава веществ.
Принципиальная электрическая схема сигнализатора уровня ЭСУ-1М
Кинематическая схема указателя уровня УКМ.
Принципиальная электрическая схема датчика уровня ДУС-1.
Функциональная электрическая схема сигнализатора уровня СУС-11.
Принципиальная электрическая схема регулятора влажности.
Принципиальная электрическая схема регулятора-сигнализатора уровня ЭРСУ-2.
Принципиальная электрическая схема реле скорости.
Принципиальная электрическая схема реле счета импульсов.
Принципиальная электрическая схема реле искробезопасного контроля сопротивлений.
Принципиальная электрическая схема прибора управления и контроля.
Принципиальная схема включения прерывателя.
Принципиальная электрическая схема обрыва фаз.
Цепи постоянного тока.
Цепи переменного тока.
Магнитные цепи.
Свойства диэлектрических материалов. 25 Тематика домашних заданий:
Работа с Интернетом. Приемы получения контактных соединений электросваркой.
Законспектировать. Припои.
Законспектировать. Флюсы.
Работа с учебником. Диэлектрики.
Работа с Интернетом. Полупроводниковые материалы.
Работа с Интернетом. Проводниковые материалы.
Законспектировать. Магнитные материалы.
Работа с Интернетом. Виды проводов в сельскохозяйственном производстве.
Работа с учебником. Устройство проводов.
Законспектировать. Шины.
Работа с Интернетом. Виды и назначение кабелей в сельскохозяйственном производстве.
Законспектировать. Конструкция кабелей.
Работа с учебником. Расчет сечений и выбор проводов, кабелей и шин.
Работа с Интернетом. Требования техники безопасности при монтаже кабельных линий 14 Раздел 6. Охрана труда при выполнении ремонтных работ в электроустановках. 57 2
Тема 6.1 Организация безопасной эксплуатации электроустановок промышленных предприятий. Содержание 2 2
Организация безопасной эксплуатации электроустановок промышленных предприятий. Категории работ по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
6.2. Опасность поражения человека электрическим током. Содержание 3 2
Виды электротравм. Факторы, влияющие на исход поражения человека током. 6.3. Способы создания безопасной техники и безопасных условий труда. Содержание 6 2
Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки.
Обучение персонала правилам техники электробезопасности.
Организация рабочего места. Конструктивные особенности электротехнических изделий. 6.4. Меры защиты при аварийном состоянии электроустановок. Содержание 4 2
Защитное заземление. Зануление. Защитное отключение. 6.5. Меры защиты, предусматриваемые при проектировании и монтаже электроустановок и электрических сетей. Содержание 4 2
Выбор коммутационной аппаратуры, изоляторов и проводников.
Типовые зоны для размещения электрооборудования и электрических сетей. Блокировки безопасности. 6.6. Осмотр, переключения и категории работ в действующих электроустановках. Содержание 4 2
Осмотр электроустановок. Переключения в схемах электрических установок. Категории работ в действующих электроустановках.
6.7.Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в действующих электроустановках. Содержание 6 2
Оформление наряда. Порядок выдачи наряда. Допуск по наряду, надзор и оформление перерывов в работе. Окончание работы, сдача-приемка рабочего места, закрытие наряда. Выполнение работ по распоряжению и в порядке текущей эксплуатации 6.8. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения. Содержание 6 2
Отключение установки с проведением мер, предотвращающих ошибочную подачу напряжения к месту работ. Вывешивание предупредительных плакатов и ограждение места работы. Проверка отсутствия напряжения. Наложение и снятие заземления.
Производство работ по предотвращению аварий и ликвидации их последствий. 6.9.Электрозащитные средства. Содержание 6 2
Классификация электрозащитных средств. Конструкция защитных средств. Плакаты и знаки электробезопасности. Контроль за состоянием средств защиты. Испытание средств защиты. Испытание электрической прочности изоляции. 6.10. Оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. Содержание 3 2
Общие требования. Способы оказания первой доврачебной помощи. Первая помощь при поражении электрическим током. Практические занятия 13 2
Практическая работа № 48.Опасность поражения человека электрическим током. Практическая работа № 49. Механическая блокировка. Практическая работа № 50. Электромагнитная блокировка. Практическая работа № 51. Электрическая блокировка. Практическая работа № 52.Осмотр, переключения и категории работ в действующих электроустановках. Практическая работа № 53.Мероприятия, обеспечивающие безопасность работ Практическая работа №.54. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность Практическая работа №.55.Электрозащитные средства. Практическая работа №.56.Средства защиты. Практическая работа №.57. Испытание электрической прочности изоляции Практическая работа №58.Оказания первой доврачебной помощи пострадавшим Практическая работа № 59 по разделу «Охрана труда при выполнении ремонтных работ в электроустановках. Практическая итоговая работа № 60 по МДК. 01.01. Самостоятельна работа раздела № 6 26 2
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Организация технического обслуживания и ремонта электроустановок промышленных предприятий.
Организация электроремонтных цехов.
Оборудование ЭРЦ.
Требования безопасности при организации ЭРЦ.
Нормы размещения и расчета площадей ЭРЦ.
Система стандартов безопасности труда.
Стандарты ССБТ на требования безопасности к электротехническому оборудованию
Стандарты ССБТ на требования электробезопасности к производственным процессам.
Стандарты ССБТ на требования к средствам защиты. 9 Тематика домашних заданий:
Работа с учебником. Категории работ по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности.
Законспектировать. Виды электротравм.
Работа с учебником. Защитное заземление.
Работа с учебником. Зануление.
Работа с учебником. Защитное отключение.
Работа с Интернетом. Типовые зоны для размещения электрооборудования и электрических сетей.
Работа с Интернетом. Категории работ в действующих электроустановках.
Работа с учебником. Порядок выдачи наряда.
Работа с учебником. Допуск по наряду, надзор и оформление перерывов в работе.
Работа с учебником. Окончание работы, сдача-приемка рабочего места, закрытие наряда.
Работа с Интернетом. Выполнение работ по распоряжению и в порядке текущей эксплуатации
Законспектировать. Классификация электрозащитных средств.
Работа с учебником. Конструкция защитных средств.
Законспектировать. Плакаты и знаки электробезопасности.
Работа с учебником. Способы оказания первой доврачебной помощи.
Работа с Интернетом. Первая помощь при поражении электрическим током 17 Учебная практика
Виды работ: монтаж производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- техническое обслуживание производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. 72 Производственная практика
Виды работ: монтажа производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- технического обслуживания производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- ремонта производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. 36 Итого: 521 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов электрооборудования; электромонтажной мастерской; лаборатории электрооборудования.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Электрооборудование»:
- комплект учебно-методической документации по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту производственных силовых и осветительных электроустановок;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- макеты, модели силовых и осветительных электроустановок;
- технические средства обучения.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование учебной лаборатории и рабочих мест лаборатории «Эксплуатация и ремонт электрооборудования и средств автоматизации»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту производственных силовых и осветительных электроустановок;
- макеты, модели силовых и осветительных электроустановок;
- технические средства обучения.
Для реализации профессионального модуля в программу включена производственная практика, которая проводится концентрировано.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Коломиец А.П. и др. Устройство, ремонт и обслуживание электрооборудования в сельскохозяйственном производстве. – М.: «Академия», 2008.
2. Москаленко В.В.. Справочник электромонтера.– М.: «Академия», 2009.
3.Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий. – ИРПО; ПрофОбрИздат, 2010.
Дополнительные источники:
Павлович С.Н. Ремонт и обслуживание электрооборудования. Спецтехнология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
Сибикин Ю.Д. Справочник электромонтажника.- М.: «Академия», 2003.
Акимова Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования.- М.: Мастерство, 2002.
Правила Устройства Электроустановок. (ПУЭ). Седьмое издание.
Чумаченко Г.В. Техническое черчение. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Пуйческу Ф.И. Инженерная графика. – М.: «Академия», 2011.
Интернет – ресурсы:
1. HYPERLINK "http://www" http://www. docload.ru/basesdoc/4/4604/index. htn2. HYPERLINK "http://energia.3dn.ru/publ/energosberejenie/ehnergosberezhenie_v_selskom_khozjajstve_predposylki/2-1-0-16" http://energia.3dn.ru/publ/energosberejenie/ehnergosberezhenie_v_selskom_khozjajstve_predposylki/2-1-0-16
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме обучения составляет 36 часов в неделю. Предусматривается шестидневная учебная неделя.
Продолжительность учебных занятий составляет 45 минут.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении студентами профессиональных модулей концентрированно в несколько периодов при обязательном сохранении в пределах учебного года объема часов, установленного учебным планом на теоретическую подготовку, производственные практики рассредоточены по трем учебным семестрам (4,5,6).
Объем времени в количестве 100 часов на учебный год, отведенный на консультации, используется на индивидуальные и групповые дополнительные занятия и консультации.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
Освоению данного профессионального модуля должно предшествовать изучение следующих общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла: Основы технического черчения, Техническая механика с основами технических измерений, Основы материаловедения и технология общеслесарных работ, Основы электротехники.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок» по профессии 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: Основы технического черчения, Техническая механика с основами технических измерений, Основы материаловедения и технология общеслесарных работ, Основы электротехники.
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Выполнять монтаж силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. - производить расчет силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
- выполнять размотку, разделку, прокладку силового кабеля;
- выполнять монтаж и демонтаж пускорегулирующей и коммутационной аппаратуры с разделкой и присоединением концов проводов;
- выполнять заделки конца кабеля различного вида, монтаж вводных устройств и соединительных муфт;
- монтировать ячейки распределительных устройств с установкой аппаратуры;
- выполнять монтаж электрофильтров; Текущий контроль в форме:
-устного опроса;
-проверки правильности регулировок;
лабораторные работы и практические занятия;
зачеты по учебной практике;
дифференциро-
ванные зачеты по каждому из разделов профессионального модуля.
Зачеты по производствен-
ной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.
Комплексный экзамен по профессиональному модулю.
ПК 1.2.Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных производственных, силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. - выполнять проверку заземления разъединителей и привода, правильности работы блокировки;
- выполнять зарядку, установку и присоединение к линии различных светильников;
- выполнять проверку цепей вторичной коммутации;
- диагностировать неисправности производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности;
ПК 1.3. Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности. - выполнять работы по снятию и разборке выключателей нагрузки и разъединителей;
- выполнять ремонт деталей электроустановок, чистку, смазку установку на место и регулирование контактов и приводов;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущейпрофессии, проявлять к ней устойчивый интерес. демонстрация интереса к будущей профессии
- социологический опрос;
- экспертная оценка
ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области подготовки машин, механизмов, установок, приспособлений к работе,
комплектования сборочных единиц.
− оценка эффективности и качества выполнения; -характеристика с производственной практики;
- наблюдение
ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. решение стандартных и нестандартных профессиональных задач
- экспертная оценка,
- наблюдение;
- характеристика с производственной практики;
- письменный опрос
ОК 04.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой дляэффективного выполнения профессиональных задач. − эффективный поиск необходимой информации;
− использование различных источников, включая электронные- экспертная оценка;
- наблюдение
ОК 05.Использовать информационно-коммуникационные технологии впрофессиональной деятельности. − Использование новейших технологий в профессиональной деятельности
- экспертная оценка;
- наблюдение
ОК 06. Работать в команде, эффективнообщаться с коллегами, руководством, потребителями клиентами. -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
- социологический опрос,
- наблюдение;
- характеристика с производственной практики;
- письменный опрос
ОК 07. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. -самоанализ и коррекция результатов собственной работы
- социологический опрос;
- анкетирование
ОК 08. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - исполнение воинского долга
- социологический опрос;
- анкетирование