Статья Речь как отражение взаимоотношений в семье и средство нравственного воспитания


Р. Б. Попов,
ГБОУ «Алексеевская
общеобразовательная школа-интернат»,
г. Алексеевка,
Белгородской области
учитель изобразительного искусства, воспитатель
Речь как отражение взаимоотношений в семье и средство нравственного воспитания
В семейно-бытовой речи проявляется внутренняя духовная жизнь семьи. Глубоко ошибочно мнение о том, что в стенах своего дома можно говорить всё, что вздумается, вести себя вольно, и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. «Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам», - читаем в труде схиархимандрита Иоанна (Маслова).
В семье непрерывно идет общение между ее членами. Возникает вопрос: существуют ли наиболее общие правила, какой должна быть речь в семье, какие темы следует обсуждать, а от каких нужно оберегать себя и своих детей, чтобы не навредить душевному миру ни ребенка, ни взрослого?
Человек несет огромную ответственность за выбор произносимых им слов и в семье, и в других кругах общения. «Слово… вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество… мыслей, чувств и поступков» - наставлял схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Родители должны не только научить этому детей, но совершенно необходимо, чтобы они сами руководствовались этим знанием.
Говоря о значимости речи в жизни семьи, необходимо отметить несколько аспектов, определяющих направление педагогических усилий всех ее членов. В семейном общении дети воспринимают и усваивают не только обсуждаемые родителями темы, но и запоминают слова и обороты речи, которые при этом употребляются. Даже те чувства, которыми взрослый сопровождает свою речь, становятся достоянием ребенка. В результате детьми могут приобретаться или любовь к людям, снисходительное отношение к их немощам, или гневливость и зависть. Иными словами, через речь мы можем либо учить своих детей добродетелям, либо прививать им словесные грехи и пороки в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств. Особо следует отметить способность речи проявлять внутреннее состояние человека «Слова открывают содержимое сердца: что в сердце человека имеется, добро или зло, вовне через слово проявляется», то есть от состояния сердца зависит то, что произносится, ибо «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). В слове проявляется состояние ума, воли и чувств человека. Об этом должны помнить родители, во-первых, стараясь быть образцом речевого поведения для своих детей, и, во-вторых, обучая их тому, как много может рассказать о состоянии ума и сердца человека его речь. Это знание необходимо детям для того, чтобы иметь возможность оценивать собственное внутреннее состояние, и, с другой стороны, внутреннее состояние другого, чтобы более разумно подходить к выбору круга общения.
В семейном общении особо следует предостеречь от холодной, развязной, раздражительной интонации, ведь она вместе со словом обладает огромной способностью влиять на других людей.
Своей речью родители могут либо учить детей добродетелям, либо передавать им словесные грехи и пороки в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств. Духовные просветители выделяют особые грехи – словесные, которых нужно избегать и в семье, и в общении с другими людьми. Что же это за грехи? Назовем их, опираясь на труды схиархимандрита Иоанна (Маслова):
празднословие,
многословие,
осуждение,
лесть,
ропот,
ложь,
клевета,
сквернословие.
На последнем остановимся подробнее.
В словаре В. И. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь, гниль, тление… непотребство, нравственное растление; все богопротивное». Когда человек говорит матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли - сеет зло, даже когда сам этого не осознает. Оскверняясь матом, человек отталкивает от себя Духа Божия. Сквернословие - начало пути к еще большему злу. Это начало богоотступничества.
Именно в семье дети должны получить представление о том, что нужно избегать сквернословия, которое, по учению схиархимандрита Иоанна «есть яд, умерщвляющий душу». Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.
К сожалению, многие современные дети, следуя неразумному словесному поведению взрослых, не знают о том страшном вреде, который наносит сквернословие душе. Задача родителей - объяснять губительную силу сквернословия и удалять детей от грубых компаний.
Таким образом, слово это орудие добра и зла. Дети должны это усвоить. А сами взрослые должны подавать им пример бережного отношения со словом. Словом можно «скорбящего утешить, заблуждающегося на путь истины наставить, сомневающегося вразумить…». Действительно, слово – очень могущественный инструмент и его положительное воздействие проявляется в том случае, если оно используется как «замечательное средство нравственного воспитания».
Библиографический список
Н. В. Маслов. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Белгород: Самшит-издат, 2013.
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Москва. 2003.
Русь православная. Миссионерский листок Лискинского благочиния №3, 2015.
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/12/28/ro...otsialnyh-tsennostey
www.glinskie.ru/chapter/187