Статья Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий


Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий
Мозг, хорошо устроенный,стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.Мишель де МонтельОрганизация коррекционно-развивающего воспитания и подготовка к школе детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития требует особого педагогического подхода. Для них характерно слабое соматическое и нервно-психическое здоровье. Подготовка к школе таких детей осуществляется с целью помочь освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Одним из нетрадиционных методов коррекционно-развивающего обучения, который можно предложить детям с ТНР, ЗПР является американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий).  Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.
Систематическое выполнение комплекса специальных «кинезиологических упражнений», упражнений поможет:- преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;- улучшить память, увеличить быстроту реакции;- развить творческое воображение, смекалку и находчивость.
Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока. Каждый блок имеет свою направленность.
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела. Эти упражнения помогают эффективнее и гармоничнее использовать оба полушария, делать их “перекрестную” работу лучше.
2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении. Когда ребенок где-то «застревает», не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют» его и вновь включают в работу.
3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают нейронам работать более эффективно. Таким образом, соединяя разные части тела, «внутренняя коммуникативная система» ребенка начинает функционировать лучше.
4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные. В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.
Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:
- улучшение мыслительной деятельности;- улучшение навыков чтения;- улучшение навыков письма;- развитие учебных навыков;- формирование внутреннего равновесия.
Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.
Список используемой литературы:
Алексей Колесников «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
Деннисон П. Гимнастика для развития умственных способностей Брейн Джим»/Пол Деннисон, Гейл Деннисон. – М.:РОУ, 1992.