Статья на тему НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Калинина Е. В.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нестандартных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-экскурсии, урока – путешествия, урока – исследования – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Например, изучая во втором классе по литературному чтению раздел «Художник Осень» можно проводить интеграцию с уроками православной культуры по теме: «Красота в звуках, красках и формах окружающего мира». Это может быть урок – экскурсия, на котором учащиеся могут сопоставить реальную действительность с произведениями писателей и поэтов. На данных уроках дети учатся видеть, слышать, ценить ту красоту, которая находится рядом с ними.
А в третьем классе, на уроках окружающего мира, при изучении темы: «Крещение Руси», можно «отправиться» в путешествие в далекое прошлое и познакомиться, как с принятием христианства на Руси появилась грамотность, возникли азбука, письменность. И все это ярко отражается на уроках православной культуры по аналогичным темам.
Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе.
Назовем некоторые способы взаимодействия педагогов и родителей при решении учебных проблем:
совместное изучение особенностей и способностей детей;
выявление проблем ребенка в учебе и поиск способов их решения привлечением других педагогов и самого ученика;
составление программы развития ребенка (на перспективу, например, подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение; развитие конкретного качества, например, самостоятельности и т.д.);
обсуждение, анализ учебных достижений ребенка, коллектив, класса, совместно с родителями (в конце четверти, по итогам года);
знакомство педагогов с учебными планами, образовательным стандартами, требованиями, которые предъявляются к учащимся, согласование этих требований;
изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;
совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.
Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при: изучении темы или при подготовке к конкретному уроку, занятию.
Результаты представляются учениками на одном из уроков при изучении соответствующей темы.
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора.
Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:
* хорошее знание предмета и методики;
* творческий подход к работе, изобретательность;
* осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;
* учет собственного характера и темперамента.
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

15