Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей- Люссака»

Лабораторная работа
«Опытная проверка закона Гей- Люссака»
Цель занятия
Закрепление знаний закона Гей - Люссака.
Формирование умений, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
Развитие у студентов теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Задачи занятия:

Образовательные:
- Обобщение усвоения закона Гей – Люссака путем опытной его проверки.
- Научить работать с приборами и материалами, производить измерения и самостоятельно делать необходимые выводы.
Развивающие:
- Продолжить работу по развитию у студентов умений выделять главное, существенное, сравнивать изучаемые факты.
- Способствовать формированию у студентов информационно- коммуникативных компетенций.
Воспитательные:
- Содействовать в ходе занятия формированию мировоззренческих идей: причинно-следственные связи явлений, познаваемость мира и его закономерности.
- Способствовать в ходе занятия нравственному воспитанию студентов.
План занятия
Организационный момент
Актуализация знаний:

Повторение основных понятий по теме.
Повторение правил ТБ.

Выполнение лабораторной работы
Ответы на контрольные вопросы
Подведение итогов занятия
Домашнее задание
Ход занятия
I Организационный момент
Сообщение темы, целей и задач занятия
II Актуализация знаний
Мы продолжаем изучение раздела «Основы молекулярно- кинетической теории строения вещества».
Основой изучения физики являются законы, которые помимо своего теоретического описания требуют еще и практического (экспериментального) подтверждения. Ученые - физики все теоретические гипофизы проверяют путем проведения многочисленных опытов.
Сегодня вы выступите в роли физиков- экспериментаторов. Вы должны подтвердить свою теоретическую подготовку.
(Проводится фронтальный опрос).
Вопросы прилагаются
III Выполнение лабораторной работы
Цель работы:
Опытным путем проверить закона Гей- Люссака
IV Порядок выполнения работы
Студенты записывают оборудование для проведения работы и порядок выполнения с раздаточного материала, проводят работу и делают выводы.
V Для закрепления материала нужно ответить на ряд предлагаемых
вопросов.
VI Д/3. Повторить «Относительная влажность воздуха»


ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА ЗАКОНА ГЕЙ-ЛЮССАКА
Цель работы: проверить справедливость равенства 13 EMBED Equation.3 1415
Приборы и материалы: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд, наполненный горячей водой (t ~ 50 °С); стакан с водой комнатной температуры; пластилин, термометр, линейка, штангенциркуль.
Теоретическая часть работы:
Чтобы проверить закон Гей-Люссака, достаточно измерить объем и температуру газа в двух состояниях при постоянном давлении и проверить справедливость равенства 13 EMBED Equation.3 1415. Это можно осуществить, используя воздух при атмосферном давлении.
Стеклянная трубка открытым концом вверх помещается на 35 мин в цилиндрический сосуд с горячей водой (рис. а). В этом случае объем воздуха V1 равен объему стеклянной трубки, а температура температуре горячей воды Т1. Это первое состояние.

Чтобы при переходе воздуха в следующее состояние его количество не изменилось, открытый конец стеклянной трубки, находящейся в горячей воде, замазывают пластилином. После этого трубку вынимают из сосуда с горячей водой и замазанный конец быстро опускают в стакан с водой комнатной температуры (рис. б), а затем прямо под водой снимают пластилин. По мере охлаждения воздуха в трубке вода в ней будет подниматься. После прекращения подъема воды в трубке (рис. в) объем воздуха в ней станет равным V2

Подготовка к проведению работы
1. Подготовьте стакан с водой комнатной температуры и сосуд с горячей водой.
Порядок выполнения работы
1. Измерьте длину l1 стеклянной трубки и температуру воды в цилиндрическом сосуде.
2. Приведите воздух в трубке во второе состояние так, как об этом сказано выше. Измерьте длину l2 воздушного столба в трубке и температуру окружающего воздуха Т2
3. Штангенциркулем измерьте внутренний диаметр трубки и по формуле
13 EMBED Equation.3 1415 определить площадь поперечного сечения трубки и по формуле 13 EMBED Equation.3 1415 вычислить объем
3. Вычислите отношения - 13 EMBED Equation.3 1415
4. Сделайте вывод о справедливости закона Гей-Люссака.

V1
V2
Т1
Т2







Контрольные вопросы
1. Почему после погружения стеклянной трубки в стакан с водой комнатной температуры и после снятия пластилина вода в трубке поднимается?
2. Почему при равенстве уровней воды в стакане и в трубке давление воздуха в трубке равно атмосферному?