Проект по технологии на тему Загрязнение окружающей среды

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Свердловской области
« Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»






Проект на тему:

«ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»




Исполнитель
Ученик 11«б» класса
Музипов Андрей
Руководитель
Учитель технологии и
географии
Вискунова Татьяна
Витальевна

г. Верхотурье 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение...3
1.Понятие «Загрязнение окружающей среды».5
2.Виды загрязнения окружающей среды...6
2.1.Тепловое загрязнение6
2.2..Биологическое загрязнение..6
2.3.Химическое загрязнение...7
2.4.Радиоактивное загрязнение...8
2.5.Шумовое загрязнение9
3.Практическая часть исследования (Мусор: что с ним делать)...11
Заключение (выводы)13
Приложение16
Список используемой литературы...19















Введение

В последние годы мы часто слышим и употребляем такое понятие как «загрязнение окружающей среды», но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же. О том, какой смысл следует вкладывать в это понятие, спорят даже специалисты. Но на самом деле не так уж и важно, чтобы каждый человек знал точное определение этого понятия, а важно, то чтобы каждый понимал смысл и идею, заложенную в это понятие. Жак Ив Кусто говорил «Я прекрасно понимаю, чего не хватает для того, чтобы действительно начать борьбу за охрану окружающей среды: общего осознания опасности», и действительно не каждый осознает, что и от него зависит будущее окружающей среды. А кто-то возможно и по сей день думает что « Природа не храм, а мастерская», а ведь именно так относились к природе долгое время, но времена, изменились и в нашем цивилизованном мире уже нельзя так рассуждать и утверждать, что от одного выброшенного фантика никому хуже не будет. И для того чтобы современное общество так не говорило, нужно с самого детства прививать любовь к природе. Поэтому я решила поработать над темой «Загрязнения окружающей среды» и возможно люди, которые увидят мою работу, начнут задумываться, перед тем как выбросить тот или иной мусор. Перед началом работы я сформулировала основополагающие вопросы, основываясь на которые я исследовала данную тему.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ВОПРОСЫ
* К чему приводит загрязнение окружающей среды?
* Мусор: что с ним делать?


ГИПОТЕЗА
Загрязнение окружающей среды влияет на здоровье человека.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Окружающая среда и источники её загрязнения

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Виды загрязнения, влияние загрязнения на здоровье человека

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ литературных источников, интернет ресурсов, наблюдения.

ЦЕЛЬ
Рассмотреть современные источники загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье человека.

ЗАДАЧИ
* Найти нужную информацию
* Логически выстроить её
* Создать слайдовую презентацию
* Подготовить (выполнить) продукт

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
* Узнать, что означает понятие «Загрязнение окружающей среды».
* Выяснить какие существуют виды загрязнения окружающей среды.
* Выявить источники загрязнения.
* Выяснить к чему приводит загрязнение окружающей среды.
* Найти пути решения данной проблемы.
Загрязнение окружающей среды человеком имеет длинную историю. Ещё жители Древнего Рима жаловались на загрязнённость вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Уже в средние века появились законы об охране окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение её свойств в результате неконтролируемого поступления различных веществ и соединений, радиоактивного излучения и тепла.
Загрязнение окружающей среды приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы, на самого человека. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. Главный источник загрязнения – возвращение в природу той огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Уже в 1970 г. они составили 40 млрд. т., а к концу XX века возросли до 100 млрд. т.
При этом следует различать количественное и качественное загрязнение.
Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в неё тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (например, это соединение железа и других металлов).
Качественное загрязнение окружающей среды связанно с поступлением в неё неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых в первую очередь промышленностью органического синтеза.



Тепловое загрязнение – это неконтролируемый выброс тепла, приводящий на глобальном уровне к изменению климата.
Причиной глобального потеплении становится ядовитые газы и неядовитые инертные газы, например, углекислый газ, окись азота, метан, фреоны, которые, концентрируясь в атмосфере разрушают озоновый слой Земли и дают 20% парникового эффекта. Эти газы применяют в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках – которые мы каждый день используем. Окись азота, образующаяся, в результате формирования перегноя после вырубки лесов и применения азотных удобрений даёт 10% парникового эффекта, а метан 16%, 1/6 метана образуется в результате процесса деятельности человека, половина этого количества – результат гниения орошаемых полях и выделения домашнего скота. Самая большая доля образования парникового эффекта (50%) принадлежит углекислому газу. Он образуется при сжигании ископаемого топлива и дров.
Биологическое загрязнение – это попадание в окружающую среду микро организмов, многие из которых болезнетворные.
Наиболее распространённым неорганическим соединением на планете, которое наносит большой урон с биологической точки зрения – является вода. Так как при попадании в неё различных твердых или жидких бытовых отходов в ней создаётся благоприятная среда для жизнедеятельности вредных, болезнетворных бактерий. Вокруг свалок с ТБО (твёрдыми бытовыми отходами) образуется зона расплывания загрязнителей, ведь вода является универсальным растворителем и стой или иной скоростью растворяет все вещества. В последнее время сильным источником загрязнения воды стало сельское хозяйство. В процессе «зелёной революции» начали широко применять большие массы удобрений и пестицидов, значительная часть которых смывается в поверхностные водоёмы и поступает в подземные воды. Охрана почв является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на нашей планете из-за загрязнения источников пресной питьевой воды ежегодно умирает свыше 5 млн. детей и заболевает около 550 млн. человек. В результате многие вредные для человеческого организма соединения имеют способность аккумулироваться в тканях, и, прежде всего, в костях. По оценкам исследователей, в биосферу поступает ежегодно около 20-30 млрд. т. твердых отходов, из них 50-60 % органических соединений, а в виде кислотных агентов газового или аэрозольного характера - около 1 млрд.
Химическое загрязнение – наиболее распространённый вид, связанный с попаданием в окружающую среду химических веществ и соединении.
К химическим загрязнениям можно отнести распыление аэрозольных баллончиков. Так как при их распылении в атмосферу попадают фреоны. Высокая опасность химических и биохимических производств заключается в потенциальной возможности аварийных выбросов в атмосферу чрезвычайно токсичных веществ. Химическая промышленность загрязняет воздух ядовитыми газами, например большое количество оксида углерода (угарного газа) выбрасывается металлургическими заводами, а также трубами домашних печей. В последние годы замечено ослабление озонового слоя в результате попадания химических соединений. Особенно разрушающее действие оказывают на него фреоны, используемые в промышленности и в быту. Ежегодно в мире выпускается около 1 млн. тонн фреонов, 40% - в США, 35% - страны Европы, 10% - Япония, 10% - СНГ. Уменьшение озонового слоя на 1% приводит к росту заболевания раком кожи на 5-6%. К ХХI веку ученые предполагают уменьшение озонового слоя на 6-7%. Химизация происходит и в сельском хозяйстве, но пользы в этом конечно мало. Если постоянно использовать различные химические удобрения не правильно или избыточно, то в почве накапливаются нитраты (соли азотной кислоты). Крупные извержения вулканов приводят к глобальному и долговременному загрязнению атмосферы. Это обусловлено тем, что в высокие слои атмосферы мгновенно выбрасываются огромные количества газов, которые на большой высоте подхватываются движущимися с высокой скоростью воздушными потоками и быстро разносятся по всему земному шару. Продолжительность загрязненного состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет. В результате в приземной атмосфере находятся десятки тысяч загрязняющих веществ антропогенного происхождения. А всё это ввиду продолжающегося роста промышленного и сельскохозяйственного производства появляются новые химические соединения, в том числе сильно токсичные.
Радиоактивное загрязнение – это заражение окружающей среды радиоактивными элементами, попадающих туда в результате аварий на предприятиях, использующих радиоактивное топливо, испытание новых научных разработок связанных с использованием радиоактивных элементов, а также при использовании радиоактивного излучения.
Радиоактивное излучение наносит большой ущерб окружающей среде и загрязняет её не только радионуклидами, но и свинцом, углеродом, дезактивирующими веществами и многими другими элементами. Мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы являются катастрофы на атомных электростанциях. Достаточно привести пример всем знакомой апрельской аварии 1986 года на четвёртом энергоблоке Чернобыльской АЭС, эта авария не имеет аналогов по масштабам и последствиям в мировой атомной энергетике. И сразу стаёт ясно, к чему приводят такие аварии. В результате взрывов на Чернобыльской АЭС в активной зоне реактора и машинном зале возник пожар. Через проломы в здании на территории станции было выброшено значительное количество твёрдых металлов (таблетки двуокиси урана, куски графита, обломки конструкций). В результате чего образовалось гидроаэрозольное облако с мощным радиоактивным действием. Формирование радиоактивных выпадов на территории СССР практически завершилась к 10 мая. Произошёл перенос радиации на ближайшие территории: США, Японию, Китай и Западную Европу. Расчёты показали, что доза внешнего облучения за время прохождения облака на расстоянии 2 километров от источника выброса составила примерно 12 тысяч бэр, а на расстоянии 50 километров – около 30 бэр.
Шумовое загрязнение – это особый вид загрязнения, связанный с повышенным уровнем шума в районах концентрации промышленных предприятий, скопления транспорта и т.д.
Шум – физическое (волновое) загрязнение, к которому человек не может адаптироваться.
Шум – это беспорядочное сочетание различных звуков, вызывающих, как правило, неприятные субъективные ощущения.
Римский сатирик Ювенал (60 127 гг. н. э.) говорил « Большая часть больных в Риме умирает от бессонницы, а её причиной является скрип и грохот обозов на узких улицах, брань и выкрики возниц» и сегодня с этими словами можно согласиться. Но только сейчас мы слышим не шум не от обозов, брани на улицах и выкрики возниц, а шум многочисленных автомобилей, заводов, фабрик, ветра и т.д. Шум сильно влияет как на людей, так и на животных, в том числе и на морских обитателей. В последнее время появились мощные двигатели кораблей и подводных лодок. Гидролокаторы и сонары сильно мешают подводным обитателям. А при воздействии шума на человека страдает весь организм. В первую очередь снижается острота слуха и ухудшается периферическая и центральная нервная система. Действуя на нервную систему, шум вызывает общее утомление, усталость и подавленное состояние. Вызывает быструю раздражительность, неспособность сосредоточиться, бессонницу, а также замедляет психические реакции. В условиях постоянного шума нарушается деятельность сердечно – сосудистой системы, повышается кровяное давление, обостряются и другие, казалось бы, совсем не связанные со слуховым аппаратом. Ухудшается зрение, нарушается функционирования желудочно-кишечного тракта, нарушение координации движения, появляются и развиваются язвенные заболевания и др. В условиях сильного шума возрастает опасность возникновения аварий и несчастных случаев, так как на фоне сильного шума неслышно сигналов транспорта.






МУСОР: ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ?
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т. мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора: - рост производства товаров массового потребления одноразового использования; - увеличение количества упаковки; - повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг. твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг. ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющее – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в твёрдых бытовых отходах входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.). в целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Есть три основных варианта обращения с ТБО.
1. ЗАХОРОНЕНИЕ. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан. Если используется современный полигон для хранения ТБО, то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.
2. СЖИГАНИЕ. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объём и получить некоторое количество энергии. 1 т. мусора может дать 400 кВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания это заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
3. СОРТИРОВКА И ПЕРЕРАБОТКА. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объём и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате загрязнения окружающей среды в первую очередь страдает наше будущее поколение. Уже сегодня сорок процентов людей в мире умирают из-за загрязнения окружающей среды, а именно воды, почвы и воздуха. И огромное количество людей болеет, особенно детей, ведь дети рождённые от родителей с какими либо заболеваниями или с ослабленным иммунитетом, рождаются с различными пороками. Из этого следует, что нужно принимать меры по охране окружающей среды, чтобы будущее поколение было здоровым, и росло в чистой окружающей среде. Поэтому пока все не осознают какой вред наносит каждый, выбрасывая различные бытовые отходы, проблема решена не будет. На сегодня существует множество очистных сооружений, но не на каждом заводе они установлены. И все опасные для жизнедеятельности вещества попадают в окружающую нас среду, что оказывает большой вред здоровью и приводит к ранней смерти, в последствии всё это отражается на демографии региона, страны или даже всего мира. Из этого следует, что надо охранять и защищать нашу Землю от загрязнения всеми возможными способами. В первую очередь, на мой взгляд, нужно с самого детства прививать любовь к окружающему нас миру. И возможно тогда подросшие поколение будет осознавать, к чему приводит загрязнение, и будут задумываться над этой глобальной проблемой и возможно когда-нибудь они найдут выход из данной ситуации. Во-вторых, нужно стараться все материалы, которые подлежат переработке перерабатывать и использовать как можно больше раз. В настоящее время для отходов стали строить трубопроводы, по которым отходы поступают на специальные фабрики и там перерабатываются. Такие мусоропроводы действуют в Москве, Гамбурге, Париже, Стокгольме, Токио и в многих других городах. Переработке и переплавке подлежат: стекло, пластик, бумага, металл, также очистке и дальнейшему использованию подлежит вода. Из-за сильного загрязнения атмосферного воздуха правительство Российской Федерации создало закон об охране окружающей среды. Улучшение качества воздуха на территории России имеет важное социально-экономическое значение. Это обусловлено многими причинами и прежде всего неблагополучным состоянием воздушного бассейна мегаполисов, крупных городов и промышленных центров, в которых проживает основная часть квалифицированного и трудоспособного населения.
Во время выполнения работы я наблюдал за улицами и парками нашего города и городов нашей области. И иногда мне приходилось видеть, как люди разного возраста выбрасывали фантики, а где-то вовсе посреди улицы или на перекрёстке образованна свалка, куда жители приносят свои бытовые отходы в полиэтиленовых пакетах, которые вскоре разрывают бездомные уличные собаки, и в результате весь мусор разбросан по всей улице. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в нашей области тоже не всё в порядке с экологической точки зрения.
В данной работе я попытался рассмотреть основные экологические проблемы и пришёл к выводу, что глобальный экологический кризис зашел уже так далеко, что катастрофические последствия его практически неизбежны, и речь может идти лишь об их смягчении. Смягчения удастся достигнуть только при наличии в мире большого количества высокообразованных людей, ясно понимающих существование проблемы и способных повлиять на общественное мнение.
Я считаю, что гипотеза, сформулированная мною в начале исследования, подтверждается. Так как действительно здоровье человека напрямую зависит от окружающей среды и её состояния. А это значит что каждый человек, который заботится о своём здоровье и о здоровье будущего поколения должен задумываться, прежде чем выбросить мусор. Ну, а те, кто не задумывается ни о себе, ни о своём будущем должен задумываться хотя бы о людях которые его окружают и о тех, кого волнует здоровье будущего и настоящего поколения.
Я надеюсь, что смогл достичь поставленной перед собой цели и выполнил поставленные задачи.
При выполнении проекта самым трудным показалось:
1.Спланировать работу над проектом.
2Подготовить проект к защите и презентации.

Во время работы над проектом я научился:
1.Формулировать и достигать цели.
2.Отбирать нужную информацию.

Практическая значимость проекта:
Возможность его использования на уроках обществознания, географии, ОБЖ, .

Перспективы проектной деятельности.
Продолжить исследование в нашей области.



























ПРИЛОЖЕНИЕ












МУСОР – ВЕЧНАЯ ТЕМА

200 тыс. лет до н. э.
Первые мусорные кучи, найденные археологами. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий.

400 лет до н. э.
В Афинах основана первая в история муниципальная свалка.

200г.
В Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1315г.
После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских улиц на свалки.

1388г.
Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и источники питьевой воды.

1775г.
В Лондоне появились первые мусорные баки.

1800г.
Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.

1810г.
В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалке.

1869г.
Началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы.

1874г.
В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание мусора.

1897г.
В Нью-Йорке открыт первый центр по переработке и сортировке мусора.

1912г.
Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрёл целлофан.

1916г.
80% отходов крупных городах Европы и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940г. этот показатель снизился до 42%, а к 1960г. – до 3%.

1932г.
В США изобретены машины прессующие мусор.

1942г.
В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.

1948г.
В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире.

1965г.
Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

1992г.
Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества.

2000г.
Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.



















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет ресурсы
2. Китанович Б., Планета и цивилизация в опасности. Москва «Мысль» 1985г.
3. Мишняева Е. Ю., Экзаменационные вопросы и ответы. Москва «ACT пресс» 2000г.
4. Чередниченко И. П., Экология. Волгоград: Учитель 2009г.


































13PAGE 15


13PAGE 142015




15