Конспект урока на тему: С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать».


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дедовская средняя общеобразовательная школа №4»
Истринского муниципального района
Конспект урока
по литературному чтению - 3класс
на тему:
С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Составитель: Батыгина Л.Н.
Октябрь, 2016 г.
Урок по литературному чтению - 3 класс.
Программа: «Перспективная начальная школа» Н.А Чуракова 1 часть стр 51-54.
Тема урока: С Козлов «Разрешите с вами посумерничать»
Цели урока: подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё и разделить эти переживания с другом.
Образовательная цель: находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, расширение понятий– «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям.
Планируемые результаты
Планируемые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения)
Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Предметные:
- Уметь находить слова из толкового словаря
- Уметь дать характеристику героям
Ресурсы:
- карточки для самостоятельной работы, портрет С. Козлова, магнитофон, учебники, словарь.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход урока
1.Орг.момент.
(Дети проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на работу).-Тихо, сели. Проверьте свою осанку.
2.Проверка домашнего задания.
- Что было задано к этому уроку?
(Повторить все произведения и их авторов, которые мы прошли в 3-м классе).
-Ребята, я раздам карточки, на которых есть вопросы. Вы должны ответить на них или вставить пропущенное слово.
ФИО
Обведи правильный ответ. Приём, с помощью которого неживой предмет наделяется чертами живого одушевлённого лица, называют:
А) сравнением
Б) олицетворением
Дополни пропущенное слово.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница………………………………………………….
Как называются японские стихотворения из трёх строк?
…………………………….
Кто был главными героями в рассказе «Как оттенить тишину?»
…………………………… ………………………………………………..
Кто написал стихотворение «Зимнее утро»?
________________________________________
Как называется стихотворение, в котором автор говорит про героический наряд?
………………
Обведи правильный вариант. Кто нарисовал картину «Ботинки»?
А) Ван ГогБ) Пушкин
(После выполнения, учитель с учениками отвечают на все вопросы, как дети должны были выполнить задание).
3. Работа по новой теме урока.
3. 1.Работа с портретом автора.
-Откройте учебник на стр. 51 и прочитайте название следующего произведения «Разрешите с вами посумерничать»
Кто написал этот рассказ?
(Козлов)
-Верно, сегодня мы познакомимся с его новым произведением, но сначала я расскажу подробнее об этом авторе.
(Вывешиваю портрет на доску)
-Сергей Григорьевич Козлов - родился в Москве 22августа 1939г. Советский писатель, сказочник и поэт. Закончил Литературный институт. Работал учителем пения, токарем, сказки начал писать с 60-х годов. Он писал умные и трогательные сказки, предназначенные не только детям, но и взрослым. Он учил детей считать звёзды и смотреть на мир спокойным взором созерцателя. Очарованный лес, тихие шаги, потрескивание можжевеловых веток в костре… И долгие неторопливые разговоры у огня.
Козлов был великолепным писателем, которого знали все, и по сказкам и по мультфильмам.
-Какие рассказы знаете вы, которые написал этот автор?
(«Зимняя сказкая, «Поющий поросёнок»).
-Правильно ребята, а так же самым известным произведением считают Козлова «Ёжик в тумане». Кроме того, что писатель писал стихотворения и рассказы, также он писал слова для мультфильмов. Послушайте песню и вспомните её.
(Учитель включает песню)
-Ребята, кто догадался из какого мультфильма эта песня?
(История о Львёнке и Черепахе)
-Молодцы!
3.2. Работа с новым рассказом по учебнику.
-А теперь, давайте познакомимся с ещё одним рассказом С.Козлова на стр.51.
-О чём нам говорит название? Что значить «посумерничать»?
(Любоваться сумерками)
Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма, между заходом солнца и наступлением ночи)
Найдите в словаря, что означает слово - посумерничать.
(Из толкового словаря дети находят толкование слова.)
- А сейчас мы прочитаем и подумаем, кто был главными героями этого рассказа?
(Дети читают)
– Кто герои этого рассказа?
(Ёжик, Заяц и Медвежонок)
-Автор часто использует в своих произведениях животных, чтобы нам было весело читать и интересно.
Физкультминутка: «Звери делают зарядку»
3.3. Беседа по содержанию.
-О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)
-Вам понравилась сказка?
-Что мешает Зайцу сумерничать? ( Он не может сосредоточиться, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)
Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? (По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.)-Как вы думаете кто главный герой? ( Ежик)
-Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?
-У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? (Он умеет по-настоящему наслаждаться красотой природы. Любит природу.)-Какими чертами характера нужно обладать, чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдательным, уметь молчать, уметь наслаждаться красотой.)
-Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).
-Ребята, кто может пересказать этот текст?
(кратко делают пересказ)
4.Домашнее задание
-Ребята, прочитайте ещё раз это произведение и сделайте пересказ. По желанию можно почитать другие рассказы и сказки С. Козлова.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-С каким автором мы познакомились на уроке?
-Что нового вы узнали и интересного для себя?
-Как называлось произведение С.Козлова, с которым мы сегодня познакомились?
-Какой герой вам понравился больше?
-Чему учит нас этот рассказ?
- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок!
(Учитель называет детей, которые читали и активно работали на уроке, выставляет отметки в дневник).
 
 
 
HYPERLINK "https://infourok.ru/kursy/56.html"