Конспект урока русского языка на тему Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.


Разработка урока по русскому языку
во 2 классе, УМК «Перспектива»

Урок разработал: учитель начальных классов
МКОУ «Поповкинская основная общеобразовательная школа»
Цыганков Виктор Николаевич

Тема: Безударные гласные звуки, их обозначение на письме.
Цели: закреплять умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова.
Оборудование: карточки, смайлики, иллюстрации.
Ход урокаОрганизационный моментАктуализация знанийСловарно-орфографическая работа
Вставьте пропущенные буквы. Предложения расставьте в нужном порядке, чтобы получилось четверостишие Ф. Тютчева. Спишите стихотворные строчки, подчерки орфограммы.
З..ма недаром злится:
Прошла ее п..ра;
И гонит со дв..ра.
В..сна в окно стучится
( проверка с комментированием.)
Самоопределение к деятельностиИгра с Доскажи словечко»
На берегу растет сосна,
А рядом с нею — ... (сосны).
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею — ... (звезды).
А на траве лежит роса,
А рядом с нею — ... (росы).
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею —... (косы).
Сделайте вывод и сформулируете тему и цель урока. (Проверяемая безударная гласная, способы ее проверки.)
Работа по теме урока1.Работа по учебнику
Упр. 152 (с. 100)
Подумайте, какое слово в скобках является проверочным»! Объясните почему. (Лепка, так как связана по значению со словосочетанием лепить из глины, гласная е стоит под ударением и слышится отчетливо. И т. д.)Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и указывая в скобках проверочное слово. Нужную орфограмму подчеркните.
Упр. 153 (с. 100)
(Самостоятельная работа.)
Прочитайте предложения. Какие буквы пропущены?
Пользуясь алгоритмом проверки безударной гласной в слове, объясните выбор пропущенной буквы.
(Сверка с образцом на доске: ядовитый — яд, пятнистого — пятна, прямая — прямо, ледяной — лед, земля — земли, прибежал —бег.
О чем вас просит Совенок? Прочитайте в учебнике на с. 100. (Безударные гласные надо проверять ударением!)
Хорошо ли вы знаете это правило? Какие буквы пропущены в словах? Спишите слова, указывая проверочное слово, подчеркните орфограммы.
Что обозначают слова, к которым подбирали проверочное слово? (Признак предмета.)
Что обозначают проверочные слова? (Названия предмета.)
К каким словам нужно подобрать два проверочных слова? С какой целью? (Береговой — берег, прибрежный; деревянный — дерево, деревья, так как в словах две безударные гласные, которые можно проверить ударением.)
(Взаимопроверка в паре, сверка с образцом на доске. Ледяной — лёд, зелёный — зелень, степной — степь, береговой — берег, прибрежный, речной — реки, деревянный — дерево, деревья, меховой - мех.)Сколько безударных гласных звуков может быть в одном слове? Приведите примеры. (Тараканище — 4, сторожить —2,веселить — 2, каникулы — 3, огородить — 3.)
Как поступать, когда записываете такие слова? (Надо написание каждой буквы объяснять отдельно! Веселить — весело, веселый.)2.Диктант.
Голова, волосок, дорогой, молодой, деревянный, зеленеет, вечерок, (юрода, сторона.(Слова записывают на доске, написание каждой буквы безударного гласного звука объясняют. Образец записи: колосок - колос, колосья.)ФизкультминуткаПродолжение работы по теме урокаРабота по учебнику
Упр. 154 (с. 101)
Прочитайте задание. Какие проверочные слова будем подбирать? (Слова — названия предметов.)
Подберите к данным словам проверочные, запишите по образцу, данному в учебнике.
Сверьтесь с работой учащихся у доски. Какие есть замечания, дополнения?
РефлексияРабота по учебнику Упр. 155 (с. 101)
Словесное творчество
Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». На что обращает наше внимание Совенок? (После слова в каждой строке заканчиваются гласным звуком, придает речи напевность.)
Вставьте пропущенные буквы по алгоритму, подбирая проверочные слова устно.
Запишите стихотворные строки по памяти, подчерки орфограммы.
(Сверка с текстом в учебнике. Самооценка с помощью смайликов.)Подведение итогов урокаЧему учились на уроке?
Какие упражнения оказались полезными для вас?
IX.Домашнее задание
Найти сказку П. Ершова «Конек-Горбунок» в библиотеке. Выписать 7 слов с безударной гласной. Сделать проверку по алгоритму.