Статья Развитие слухового восприятия как основа формирования речи на уроках языкового цикла.


Развитие слухового восприятия как основа формирования речи
на уроках языкового цикла в коррекционной школе I вида.
Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха является одной из ведущих проблем сурдопедагогики. Актуальность этой проблемы в том, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития, обуславливает сложные дефекты произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности и на результат образования в целом.
Важнейшее значение имеет обеспечение неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с коррекцией произносительных навыков, усвоением словаря, грамматического строя языка, развитием познавательной деятельности учащихся.
В процессе слуховой тренировки в ходе учебно-воспитательного процесса, а не только на индивидуальных занятиях, у глухих школьников формируются достаточно чётко дифференцированные образы слов, что является базой для становления целостной слухоречевой системы. Развитие речевого слуха основывается на неразрывной взаимосвязи слухового восприятия и речедвигательных механизмов. Такой путь обучения обеспечивает наиболее эффективные условия формирования и развития устной речи школьников с нарушенным слухом.
Несмотря на то, что итоговой задачей обучения учащихся с нарушениями слуха является развитие навыка слухо-зрительного восприятия устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, работе по развитию слухового восприятия отводится важное место. Так, например, на уроках литературы у учащихся старших классов необходимо сформировать способность к глубокой и самостоятельной оценке произведений, умение установит внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, литературой изучаемой эпохи. В этом очень помогает работа по развитию слухового восприятия на уроках языкового цикла.
Развитие слухового восприятия и развитие речевого слуха школьников с нарушениями слуха на уроках чтения и литературы происходит при обучении их различать, опознавать и распознавать на слух различный речевой материал: фразы, словосочетания, отдельные слова. Это обучение активизирует внимание детей и способствует наиболее прочному запоминанию данного материала. Оно основывается на степени сохранности тонального слуха ребёнка, комплексном взаимодействии различных форм умственной деятельности: умственного и речевого развития, способности к прогнозированию и моделированию речевых высказываний, их запоминанию. Исходным в обучении является анализ ребёнком воспринятой речевой информации (фраз, словосочетаний, слов), в процессе которого существенное значение имеет способность ребёнка к прогнозированию, переработке и запоминанию воспринятой на слух информации на основе запечатлённых в памяти представлений общего и речевого опыта.
Материал уроков языкового цикла создаёт условия для обучения детей воспринимать на слух речевой материал в разных комбинациях. И это очень важно – учить ребёнка с нарушенным слухом вслушиваться в образец, моделировать высказывание, и не заучивать, потом «припоминать» определённый речевой материал, к чему очень склонны глухие. Вариантов воспроизведения одного и того же материала может быть много (например, «Наступила зима», «Наступила весна», «Наступил вечер», «Наступило утро»).
Только при условии, если ученик постоянно тренируется в восприятии на слух речевого материала в разных сочетаниях, возможно добиться более прочного усвоения прочитанного.
На уроках вводятся специальные упражнения, направленные на развитие слухового восприятия школьников с нарушенным слухом. К ним относятся:
Предъявление на слух фраз, связанных с организацией урока, типа: «Откройте тетради по русскому языку», «Прочитайте правило в учебнике»; с организацией начала и конца урока, типа: «Поздоровайтесь», «Снимите наушники»;
Сообщение целевых установок типа: На уроке будем читать рассказ. Отвечать на вопросы;
Предъявление ученикам на слух установок, повторяющихся из урока в урок, которые знакомы учащимся, типа: «Откройте книги», «Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос «О ком рассказ?» или «О чём говориться в рассказе?»;
Предъявление на слух знакомого материала, усвоенного ранее. Это может быть беседа по фактическому материалу, закрепление словаря, слуховые диктанты;
Предъявление на слух нового материала. При чтении романа «Война и мир» давалось задание «Прочитайте портретное описание Кутузова».
При этом формулировки вопросов и заданий, предлагаемые на слух с экраном, должны усложняться за счёт введения новых слов. Например, вместо фразы «Прочитай описание героя» использовать «Прочитай портретное описание героя».
Наряду с этим нужно учитывать, что комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации изученного материала, уроки контроля и коррекции умений, а также уроки повторения и закрепления создают наибольшие возможности для развития слухового восприятия.
Слуховое восприятие на уроках чтения и литературы даёт возможность учащимся воспринять эмоциональный настрой произведении, интонационные характеристики героев.
Таким образом, задачи слуховой работы на уроках литературы можно сформулировать так: оказать максимальное содействие обучению детей с недостатками слуха, научить их читать, понимать и запоминать прочитанное и особенно формировать у них словесную речь.
Чтение играет важную роль в решении проблемы общего речевого развития и подготовке детей с нарушенным слухом к жизни. Художественная и научно-популярная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения глухого с окружающим слышащим миром, расширить его познавательный кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт.
Таким образом, правильно организованная работа по развитию слухового восприятия учащихся с нарушенным слухом на данных уроках способствует расширению сенсорной основы формирования их устной речи, созданию слухоречевой системы, что позволяет значительно интенсифицировать весь учебно-воспитательный процесс. Возможность активного привлечения развивающегося слуха при восприятии устной речи и её воспроизведении становится базой для решения важных задач повышения уровня образования детей с нарушенным слухом.