Развитие зрительного и слухового восприятия умственно отсталых школьников на уроках русского языка







Выступление по теме:

"Развитие зрительного и слухового восприятия
умственно отсталых школьников на уроках русского языка"












Учитель: Еремеева И.В.





2016 г.

Восприятие – это процесс непосредственного отражения действительности. Воспринимать можно те свойства и предметы окружающего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Ощущение и восприятие – первая ступень познания внешнего мира. Эта ступень остаётся важной на протяжении всех лет обучения.
Материальной основой нашей речи является звуковая система. Именно на её базе формируются лексические, синтаксические и морфологические понятия. Это так называемый системный фонд нашей речи, из элементов которого строится общение. У умственно-отсталых детей, так же как у детей в норме, создаётся этот фонд, но он недостаточно системен в связи с нарушенным интеллектом и слабостью слухового и зрительного восприятия. Вот почему на протяжении всех четырёх лет обучения в младших классах и в последующие школьные годы (5-6 классы) специально и целенаправленно ведётся работа, направленная на коррекцию и развитие системы восприятия, на осознание учащимися законов фонетики.
Формирование слухового восприятия у умственно-отсталого ребёнка начинается с развития грубых дифференцировок, а именно умений:
Различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками);
Узнавать людей по тембру их голоса (игра "Угадай, чей голосок");
Находить игрушки (игра "Громко-тихо");
Определять направление звука;
Сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами со звуками речи (з – звенит комар, ш – шипит гусь);
Узнавать и дифференцировать фонемы русского языка.
Уже в первом классе школьники учатся различать гласные и согласные звуки с опорой на зрительную артикуляцию; дифференцировать оппозиционные звуки, в том числе те, которые произносятся с голосом и без голоса; устанавливать место звуков в слове, определять их последовательность.
Решению задач развития слухового и зрительного восприятия служат дидактические игры и упражнения.
А
1.Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, муха
2.Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч_а, кры_а,
3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
4.Выбрать из предложенных слов слова с определённым количеством звуков.
5.Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова, например: па_ - пар, пары, парад.
6.Подобрать слова с определённым количеством звуков, например: с тремя звуками (дом, дым, рак), с четырьмя звуками (роза, рама).
7.Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков.
8.По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.
9.Преобразовать слова:
добавляя звук в начале слова (рот-крот, мех-смех)
добавляя звук в конце слова (пол-полк, пар-парк)
изменяя один звук слова (сом-сок-сук-суп)
переставляя звуки (пила-липа, слово-волос)
10.Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани на грани кубика.
11.Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики отгадывают записанное слово.
12.Составление звуковых и условно-графических схем предложений, слов.
13.Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке (сон-нос, лес-сел).
14.Придумать слова к графической схеме.
15.Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
16. Определить количество звуков в названии предметов по картинке и положить под картинки соответствующие цифры.
Б
1.Найти букву среди ряда представленных букв (после длительного и кратковременного предъявления).
2.Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным).
3.Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
4.Определить букву в неправильном положении.
5.Обвести контурные изображения букв.
6.Дописать букву.
7.Выделить буквы, наложенные друг на друга.
8.На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы.
9.Конструирование печатных и рукописных букв из элементов, слов из букв.
10.Реконструирование букв:
Добавляя элементы (Р-В)
Уменьшая количество элементов (ж-к).
Изменяя пространственное расположение элементов (Р-Ь).
11.Показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально (Г , В ).
12.Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом (Р-В, З-В).

· Во 2-4-м классах продолжается формирование первоначальных фонетических обобщений. Ученики дифференцируют твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные (с соответствующей терминологией), наблюдают за оглушением звонких согласных на конце слова, узнают ещё один признак гласного звука – его способность образовывать слог. На базе первоначального слухового и фонетического восприятия усваиваются и первые правила орфографии. Рассмотрим подробнее методику работы над темой раздела с целью выявления значения развития слухового и зрительного восприятия в изучении тем русского языка.
Различие мягких и твёрдых согласных опирается на точность слухового восприятия и зрительного контроля, на четкость произносительных навыков. Вот почему, прежде, чем вводить соответствующие термины для обозначения данных групп звуков, необходимо поупражнять школьников в умениях слышать разницу в произносимых звуках, точно воспроизводить их. Для тренировки слухового восприятия детям предлагается серия таких игр, как "Эхо", "Магнитофон", "Раз, два, три – без ошибки повтори" и другие. В этих играх учитель даёт задание услышать то, что он произнёс, и точно воспроизвести звуковой или слоговой ряд. Например, педагог произносит ль-л-ль или ля-ла-ля, учащиеся, выполняя роль эха или магнитофона, повторяют за учителем.
После подобного рода игр и формирования соответствующих умений вводятся термины: м – произносится твёрдо, это твёрдый согласный; м – произносится мягко, это мягкий согласный. Наблюдая за произношением оппозиционных звуков, утрируя вслед за учителем движения органов артикуляционного аппарата, учащиеся устанавливают, что мягкие согласные произносятся с большим напряжением, чем твёрдые. Зрительной опорой для их дифференциации может стать подчеркивание букв, обозначающие твёрдые согласные, одной четой, а мягкие – двумя. Введение соответствующих обозначений аргументируется: большее усилие в произношении мягких согласных – большее количество чёрточек (2), меньшее усилие в произношении твёрдых согласных – одна чёрточка. Включение игр в дальнейшую работу по различению оппозиционных фонем создаёт условия для более успешного осознания и развития слухового восприятия и слуховых дифференцировок. Здесь можно рекомендовать игры:
1."Наоборот". Ученик произносит твёрдый согласный, ученик отвечает произнесением мягкого согласного и наоборот.
2.Дифференциация значения слов с опорой на зрительный анализатор картинки. Например, с помощью картинок уточняется значение слов угол – уголь.
3.Определение конечного звука в первом и во втором слове (кон – конь).
4.Обозначение буквами конечных звуков слов (л, л ).
5.Прочтение слов по схеме.
6.Поднять букву –ь- на слова, в которых его можно написать в конце слова (дом, быль, мак, рысь, окунь ).
7.Назвать конечные звуки (буквы) слов (песо(к), меда(ль), писа(ть)).
8.Назвать слово с мягким вариантом последнего звука (кон – конь, кров – кровь).
9.Найти ошибку. На доске записаны слова, в некоторых из них пропущен - ь. Детям предлагается исправить ошибки в словах (санки, албом, палма, парта, палто).
11.Добавить -ь- в середину слова. Какое слово получится? (банка, галка, полка, горки, пенки).
11.Выделить из предложений похожие по звучанию и написанию слова. Определить их значение: (Мише шесть лет. Около сарая шест.).
Вся предшествующая работа по дифференциации оппозиционных фонем на слух и со зрительной опоры, по осознанию наличия в нашей речи мягких и твёрдых согласных помогает детям подойти к характеристике звука. С этой учитель сначала задаёт вопросы, которые служат планом ответа: "В слове пень последний звук нь – мягкий или твёрдый?". Позднее произнесения звука учителем опускается. Далее ученики выполняют фонетический и звукобуквенный анализ предложенных учителем слов.
Такая же система игровых заданий и фонетических упражнений по развитию зрительного и слухового восприятия предшествует изучению почти всех тем русского языка в младших классах. Это обусловлено замедленностью, суженностью объёма и ограниченной восприимчивостью информации умственно отсталыми школьниками.

Список литературы:
Аксёнова А.К. "Методика обучения русскому языку в коррекционной школе", М. "Владос", 1990.
Бордочева А.Я. "Дидактические игры на уроках обучения грамоте", журнал "Начальная школа", №8 1988.
Лалаева Р.И. "Логопедическая работа в коррекционных классах", М. "Владос", 1999.
Рубенштейн С.Я. "Психология умственно отсталого школьника", М., "Просвещение", 1979.