Урок по истории на тему Религия древних греков (5 класс)


Урок по истории на тему: «Религия древних греков». 5 класс.
Цель урока: понять причины возникновения религии, и ее роли в жизни древних греков; познакомиться с некоторыми греческими богами; способствовать формированию представлений о древнегреческой мифологии.
Задачи урока:
Образовательные: создать представление у учащихся о зарождении религии у древних греков, познакомить учащихся с богами Греции, подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков.
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания; развивать умение использовать как источник литературные произведения, развивать умения работать с учебником, готовить сообщения на основе различных источников информации и выступать с ним.
Воспитательные: формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран, воспитывать интерес к античной культуре.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы обучения: вопросы, которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; подведение итога опроса и постановка цели урока; передача новых знаний; упражнение для практического применения учениками полученных знаний.
Оборудование урока: тексты древнегреческих мифов, иллюстрации, карта Древнего мира, художественная литература «Боги Греции», учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин.
Основные понятия, термины: религия, гора Олимп, пантеон, боги Греции.
Предварительная подготовка: несколько учащихся, по желанию, должны пользуясь источниками подготовить выступления, представить одного бога или богиню. 
ХОД УРОКА
Организационный момент: готовность к уроку (учебные принадлежности).
1.Текущий контроль знаний и умений: Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо наоборот подвергают героев различным испытаниям. А иногда и являются причиной некоторых важных событий…
Давайте вспомним о них. Итак «Илиада» Гомера.
Учащиеся начинают урок со сценки, связанной с событиями поэмы Гомера «Илиада», продолжают рассказ о событиях этой поэмы (отвечая на вопросы учителя), выделяя двойственную роль богов в жизни людей.
За работу на уроке учащиеся будут получать по лавровой ветке, чтобы собрать максимальное количество для лаврового венка – символа победителя в Древней Греции.
2. Изучения нового материала:
Слова учителя: Послушайте внимательно СТИХОТВОРЕНИЕ.
С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт –
Понять решили из чего он состоитВзял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.
О ком это стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Попробуйте сами сформулировать тему урока.
Учащиеся озвучивают примерную тему урока. Мы продолжаем знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией.
Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.
3. Мотивация к изучению материала: учащиеся высказывают предположения, формулируют план работы:
- познакомиться с богами Древней Греции;
- познакомиться с некоторыми мифами о богах Древней Греции;
- выяснить, почему в Греции появились именно эти боги;
Слова учителя: Сегодня мы с вами выясним особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаемся объяснить, почему в Греции появились именно такие боги. А для этого мы с вами должны ответить на один важный вопрос.
Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? 
Давайте определим, что же такое религия? - Это вера в богов.
Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове? Предполагаемые ответы- Очень тепло.- Мало рек и осадков.- Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.- Мало плодородной земли и богатых пастбищ.
А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий? Предполагаемые ответы
- Выращивали виноград и оливки, мореплавание и морская торговля, разведение овец и коз, ремесло, войны (за господство на Эгейском море).
Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись греки. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции.
4. Работа с картой по учебнику:
На севере Греции (стр. 115) на границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Именно там живут бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.
Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.
ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам.
5. Работа с иллюстрациями учебника:
Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 135), внимательно рассмотрите его. Так выглядели боги Древней Греции. Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ. А теперь давайте познакомимся с основными богами древних греков. Учащиеся выходят к доске и представляют подготовленный материал о богах и богинях.
6. Работа с текстом учебника: знакомство с некоторыми мифами о богах - миф о Деметре, миф о Дионисе, миф о Прометее. Учащиеся читают и пересказывают мифы о богах.
Вопросы для закрепления:
Какие природные явления отражает миф о Деметре? - Смену времен года.
Почему греки объясняли это явление при помощи мифа? - Не могли объяснить это другим способом, не было достаточных научных знаний.
Физминутка (ученики за учителем повторяют движения)
Из - за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
7. Закрепление пройденного материала:
Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят, учащиеся должны к концу урока выполнить работу (заполнить таблицу), подготовленную учителем. Задания делятся на 3 уровня сложности:
Первая группа (1 уровень сложности) учащихся заполняют таблицу:
Имена богов Покровителями, каких занятий они считались Атрибуты
Зевс Аид Посейдон Гера Афина Афродита Гермес Артемида Дионис Гефест Аполлон Деметра Арес Вторая группа (2 уровень сложности) учащихся заполняет таблицу:
Имена богов Каким видам занятий покровительствовали боги
Зевс Аид Посейдон Гера Афина Афродита Гермес Артемида Дионис Гефест Аполлон Деметра Арес Третья группа (3 уровень сложности) учащихся заполняют таблицу:
Имена богов Атрибуты бога
Зевс Аид Посейдон Гера Афина Афродита Гермес Артемида Дионис Гефест Аполлон Деметра Арес Подведем итог вашей работы:
Еще раз назовите богов Древней Греции?
Вернемся к нашему проблемному вопросу: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? Постарайтесь на него ответить.
При помощи религии греки объясняли различные силы природы. Выбирали себе покровителей для каждого занятия.
Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь  людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков.
Итак, мы сегодня рассмотрели тему «Религия древних греков». А вот сами греки говорили, что умный человек – это не тот, кто умеет отвечать на вопросы, а тот, кто умеет их задавать. Поэтому сейчас мы с вами тоже будем составлять вопросы. Сформулируйте по 2 конкретных вопроса по сегодняшний теме урока и запишите их в тетрадь. Ребята по желанию озвучивают свои вопросы, и отвечаю на них.
Заключительное слово учителя:  
Боги Древней Греции  прекрасны и могущественны, – так считали греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить. Прошли столетия и уже никто не верит, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.
Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах.