Урок истории Древнего мира 5 класс Религия древних греков.


Урок в 5 классе. Учитель Сосюк Н.А.
Тема урока: Религия древних греков
Цель: Выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов. Объяснять связь природных и социокультурных факторов на религиозные представления людей.
Развивать критическое мышление, формировать умения и навыки работы с исторической информацией и картой.
Воспитывать интерес к античной культуре.
Оборудование:
-ИКТ-Презентация о богах Олимпа,
-карта «Древняя Греция» стр. 115,
-распечатанные задания,
-учебник: Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.М.: Просещение, 2016.-303 стр..
Новые понятия и термины: пантеон, имена богов Олимпа со стр. 135.
Методы и приемы: иллюстративно-демонстрационный, эвристический, приемы критического мышления: «вопрос-ответ», «кластер», сравнение, беседа.Предварительная подготовка:
1.По желанию учащиеся должны подготовить сообщение о богах древней Греции.
2.Перед уроком учащиеся контролируются учителем.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся.
II. Актуализация знаний. (7 мин.)
1.Повторение ранее изученного материала(2 мин.)
А) Охарактеризуйте географические особенности Греции, используя карту на стр. 151.
Б) Назовите занятия древних греков, ремесла?
В) О какой большой войне в Древней Греции мы уже знаем? Когда она была? Кто воевал? Чем закончилась?
Откуда мы узнаем, о том, что было в древней Греции?
Да, благодаря мифам мы не только знакомимся с жизнью древних греков, но и активно пользуемся этими знаниями.
2. Прочитать краткое изложение мифа и ответить на вопросы (5 мин.).
Объединяю ребят по 4 человека в группы для работы с распечатанным материалом (приложение № 1).
А) О чем миф?
Б) Как может применяться крылатое выражение из данного мифа в нашей жизни? Привести пример.
Ребята, мы знаем, что у древних греков были замечательные мифы. Так зачем же тогда им религия? Чем религия отличается от мифов? Почему древние греки в мифах смешивали главных героев и богов? Чем герои мифов отличаются от богов?
Посмотрите, что у меня в руках (клубок красных ниток). Кто понял, зачем я их принесла? Да, клубок красных ниток символ правильного пути, выхода. И мы это знаем из мифа «Лабиринт». На уроке эта красная нить поможет нам разобраться во всех вопросах о религии древних греков. Глядя на нее каждый из вас легко найдет ответ на мои вопросы.
III. Изучение нового материала. (30 мин.)
Сообщение темы и цели урока. Учитель на доске пишет тему.
Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Религия древних греков» (слайд 1).
1.Составление коллективного кластера.
Что такое РЕЛИГИЯ? Учитель в центре пишет слово «религия», а учащиеся называют слова – ассоциации к этому слову. Затем учитель выделяет главное слово к слову религия-вера в богов.
А теперь посмотрите, какие ассоциации были у меня с эти словом (слайд 2). Запишите себе в тетрадь эту схему, можете выбрать те слова, из услышанных и увиденных, которые вам больше нравятся.
2. Объяснение учителя.
Да, религия это вера людей в сверхъестественные силы, в жизнь после смерти (слайд 3).
Из чего складывается у людей образ Бога? Вспомните богов древнего Египта: Хапи-хапи (бог Нила), Бастет(богиня-кошка-хранительница урожая)…
(слайд 4). Образ БОГА формируется у людей в зависимости от климатических условий, образа жизни людей, поэтому люди наделяют богов сверхъестественными качествами (они могут делать то, что не может человек-бессмертие и т.д.).
Запишите в тетрадь эту формулу, чтобы запомнить.
-Как же связаны религия, природные условия и занятия древних греков?(слайд 5).
IV. Физкультминутка тематическая. (2 мин.)
1. Тренировка глаз. Север-юг-восток-запад. Какую часть света называет учитель, в ту сторону ученики ведут глазами. Сначала вверх-вниз, вправо-влево; затем в любую сторону предложенную учителем.
2.Встать-сесть. Называю термины и прошу встать-сесть (встать – если термин относится к древней Греции, сесть – если к другой стране древнего мира). Гомер, Одиссей, Олимпия, Нил, Осирис, оливки, папирус, парик, акрополь, фараон, Афины, Ашшурбанапал, Мемфис, Геракл, Ниневия, циклоп, брахман, Крит, скарабей, Агамемнон, завет, Фера.3.Шаг вперед-шаг назад. Если утверждение верно-вперед, неверно-назад.
-Древняя Греция находится в Индийском океане;
-древняя Греция находится на острове Итака;
-древняя Греция находится на Балканском полуострове;
-поэму «Илиада» написал Геродот;
-поэму «Одиссея» написал Гомер;
-мужа прекрасной Елены звали Менелай;
-Троянская война была в 525году. до н.э.;
-Троянская война началась из-за золотого яблока раздора;
-Минойская и Микенская культура были в одно и то же время;
-Львиные ворота относятся к Микенской культуре;
-Троя пала на десятый год войны;
-Уязвимым местом Ахиллеса была шея.
3. Составление таблицы пантеона богов древней Греции.
-Итак, как же связаны религия, природные условия и занятия древних греков?
-Как вы думаете, где жили древнегреческие боги? А почему на Олимпе? (слайд 6).
Посмотрите на эту картину, художник изобразил древнегреческих богов как-бы за одним столом, за чашей. Греческий пантеон-это собрание всех богов(слайд 7). Пантеон богов Древней Греции — интригующее, интересное и красочное путешествие, где много вопросов и необычных фактов. Путешествие, где мир настоящего и вымышленного тесно переплелись. Но, несмотря на время, пантеон богов Греции вызывает нескрываемый интерес и сегодня. Он является настоящим сундуком с сокровищами для изучения культуры, истории, быта и нравов Древней Греции.
Интересно знать: слово «пантеон» в широком значении обозначает место захоронения известных людей, а в контексте древней истории — группу богов, которые принадлежат к одной религии (иногда мифологии).
Сам пантеон богов насчитывал огромное количество небожителей, которые жили на священной горе Олимп. У каждого бога особая роль, особая функция. Самое важное в греческом пантеоне — это бессмертность богов. По облику и поведению боги Греции были похожи на людей, а поэтому они имели вполне человеческие манеры в поведении: ссорились и мирились, обманывали и плели интриги, любили и хитрили, были милосердными и грозными. Отношения богов, со временем, поросли множеством мифов, которые и сегодня выступают неисчерпаемой основой для изучения и восхищения древней религией.
Древние греки верили, что местом обители богов является священная гора Олимп. В их представлении боги были бессмертны, но ничто человеческое не было им чуждо: они обладали полным спектром человеческих пороков и добродетелей, также как и люди переживали чувства неразделенной любви, могли завидовать, были справедливыми или грозными, порой ссорились между собой.
Работа в парах с заданием.
-Перед вами лежат листочки с информацией о древнегреческих богах. Вам надо составить таблицу пантеона богов древней Греции (приложение № 2).Имена богов  Чему покровительствовали 
Зевс  Бог неба, царь богов и людей 
Посейдон  Бог морей 
Аид  Бог царства мёртвых 
Деметра  Богиня плодородия 
Гермес  Вестник богов, покровитель дорог и путников 
Аполлон  Бог солнечного света, покровитель искусств 
Артемида  Богиня природы и покровительница охоты 
Афродита  Богиня красоты и любви 
Арес  Бог войны 
Афина  Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни 
Гефест  Бог огня и кузнечного дела 
Гера  Царица богов и защитница семейного очага 
Дионис  Бог виноделия 
-Почему именно Зевс играл такую важную роль в религии греков? -Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? -Какой вред и какую пользу они приносили грекам? 
-Как греки почитали своих богов?
4.Закрепление темы. Техника «Вопрос-ответ».
Сегодня мы рассмотрели тему «Религия древних греков». Вы продуктивно поработали. Отвечали на все вопросы, которые я приготовила. Но сами греки говорили, что умный человек-это не тот, кто умеет отвечать на вопросы, а тот, кто умеет их задавать. И сейчас мы будем задавать вопросы.
Сформулируйте по 2 конкретных вопроса по сегодняшней теме, запишите их к себе в тетрадь. Теперь я задам вопрос, а кто ответит – задает вопрос следующему. Можно выбрать один вопрос из тех, что вы записали.
Чей вопрос был самым интересным? Самым сложным? Самым простым?
-Наверное, вопрос кажется простым, потому что на него знаешь ответ.
V. Итог урока. (5 мин.)
-Каким богам и почему поклонялись древние греки?
-Каким богом хотел бы быть каждый из вас, почему?
Оценки за ответы на уроке.
VI. Домашнее задание.
Параграф 28, перессказ мифов со стр.136, 137, ответить на вопросы стр.138-139.
Приложение №1
1.
Краткое изложение мифа.
Прочитайте и ответьте на вопросы.
БОЧКА ДАНАИД
У ливийского царя Даная было пятьдесят прекрасных дочерей. Царь Египта, вырастил пятьдесят красавцев сыновей и пожелал, чтобы они взяли в жены дочерей Даная. Данай был против этого брака. Построив корабль, он со своими дочерями бежал в Аргос. Однако и там их настигли сыновья Египта. Тогда Данай приказал девушкам после брачного пира убить своих мужей. Так они и поступили все, кроме одной, Гипермнестры, которая горячо полюбила юного Линкея.
Боги очень разгневались на совершенное дочерями Даная кровавое злодеяние и присудили сорок девять Данаид к страшной казни. Глубоко под землей, в мрачном аду –  Тартаре, — они вечно стараются наполнить водой бездонную бочку, в которой не удерживается ни одной капли. А мы называем «бочкой Данаид» всякую бесцельную, нескончаемую работу.
Интересно добавить, что совсем не далеко от древнегреческого города Аргоса, где, по мифу, были совершены кровавые преступления, морское дно поглощает массу воды, которая исчезает без следа. Несмотря на усилия ученых, «пропадающую» у острова Кефаллинии воду найти не удалось, хотя в бездну ее «проваливается» ежедневно 30 тысяч тонн.
Ответьте на вопросы:
1. О чем миф?
2. Как может применяться крылатое выражение из данного мифа в нашей жизни? Привести пример.
2.
Краткое изложение мифа.
Прочитайте и ответьте на вопросы.
Ахиллесова пята
Величайший герой Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца  Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб.   Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения  слабого, уязвимого места человека.    История Ахилла (так в новых переводах именуют Ахиллеса) частично рассказана Гомером в его «Илиаде».
Ответьте на вопросы:
1. О чем миф?
2. Как может применяться крылатое выражение из данного мифа в нашей жизни? Привести пример.
3.
Краткое изложение мифа.
Прочитайте и ответьте на вопросы.
Ариадны нить
Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта — жилища Минотавра.
Переносное значение выражения нить Ариадны: средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить.
Ответьте на вопросы:
1. О чем миф?
2. Как может применяться крылатое выражение из данного мифа в нашей жизни? Привести пример.
4.
Краткое изложение мифа.
Прочитайте и ответьте на вопросы.
Прокрустово ложе
Четко ограниченные рамки, не позволяющие проявить инициативу, творчество.
Давным давно, когда боги вершили судьбы людей на Олимпе, в Аттике орудовал злой разбойник Прокруст. Он был известен также под именами Полипембн, Дамаст, Прокопт. Разбойник подстерегал путников на дороге между Афинами и Мегарой и путем обмана заманивал к себе домой. Для гостей у него дома было изготовлено два ложа.Одно большое ложе, второе маленькое. На большое ложе Прокруст укладывал небольших ростом людей и чтобы путник точно соответствовал размеру кровати,  бил их молотом и растягивал суставы.А на маленькое ложе  укладывал высоких ростом людей. Не помещающиеся части тела он обрубал топором. Вскоре, за свои злодеяния Прокрусту пришлось лечь на свое ложе самому. Греческий герой Тесей, победив разбойника, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленными.
Выражение «прокрустово ложе» означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.
Четко ограниченные рамки, не позволяющие проявить инициативу, творчество.
Ответьте на вопросы:
1. О чем миф?
2. Как может применяться крылатое выражение из данного мифа в нашей жизни? Привести пример.
5.
Краткое изложение мифа.
Прочитайте и ответьте на вопросы.
Ящик Пандоры
Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов (см. «Прометеев огонь»), отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного  —  и они завоевали бы себе полное счастье…
Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто  —  хитрость, кто  —  смелость, кто  —  необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда. Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.
С тех пор выражение ящик Пандоры означает источник несчастий. Открыть его, значит не справиться с тяжелой ситуаций, пустить беду в дом.
Ответьте на вопросы:
1. О чем миф?
2. Как может применяться крылатое выражение из данного мифа в нашей жизни? Привести пример.
6.
Краткое изложение мифа.
Прочитайте и ответьте на вопросы.
Гордиев узел
По легенде, оракул повелел фригийцам избрать царем того, кто первым встретится им с телегой на пути к храму Зевса. Этим первым встречным стал простой землепашец Гордий. Благодарный Гордий уcтановил телегу в храме Зевса и привязал ее чрезвычайно запутанным узлом. По предсказанию того же оракула, тот, кто распутает узел, станет властителем всей Азии. Александр Македонский, не мудрствуя лукаво, рассек Гордиев узел мечом. Отсюда и пошло выражение гордиев узел, означающее всякое запутанное сплетение обстоятельств-разрубить гордиев узел — разрешить какое-либо сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом.
Ответьте на вопросы:
1. О чем миф?
2. Как может применяться крылатое выражение из данного мифа в нашей жизни? Привести пример.
Приложение № 2
Греческий пантеон богов.
Главным богом у греков был Зевс – бог дождя, грома и молний. Священной птицей Зевса был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет.
Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния, и хлынут потоки дождя на землю.
left000 Вспомните, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар.
Зевса, как и остальных богов, стремились умилостивить жертвами: животных закалывали, а затем часть их туши сжигали на особом камне – жертвеннике.
В Греции есть два места с похожим названием. Одно – это гора Олимп на севере Греции, согласно верованиям на вершине Олимпа находились дворцы богов. Другое место – Олимпия на юге Греции, где раз в четыре года устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.
В Олимпии греки возвели главный храм Зевса. Для храма решили создать статую этого бога, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора по имени Фидий. 
Фидий изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла – священной птицы Зевса, в правой руке – фигуру крылатой Ники, богини победы. Греки представляли себе right000Нику крылатой, потому что победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса. Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую в древности почитали одним из семи чудес света.
Бleft000ога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря.
Представьте себе, плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает, как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь. Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?
right000Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные left000холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.
Богиня Гера – супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали Геру как охранительницу семьи. Считалось, что она помогает женщинам во время родов. В Троянской войне Гера была ярой защитницей греков и противницей троянцев.left000Гермес — вестник богов, поэтому его изображали в дорожной шапочке (греки носили головной убор, только находясь в пути), золотых крылатых сандалиях и с золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой. Этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ умерших в царство Аида. Гермес – покровитель всех путников, в том числе и купцов. Хитрость и ловкость Гермеса делают его также покровителем воровства.
right000По всей Греции почитали Афину – богиню мудрости, богиню-воительницу, охранявшую города, верили, что Афина помогает ткачихам, горшечникам и вообще всем ремесленникам. Афину представляли величественной девой в длинном одеянии. На ее голове шлем, а на груди часто изображали козью шкуру с головой сказочного чудища горгоны Медузы. В правой руке Афины копье, у left000ее ног извивается священная змея.
Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для left000себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках. Афродита была богиней красоты и любви. Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри.
left000А в это время муж ее – самый искусный мастер и самый некрасивый из богов, хромоногий Гефест, трудится у left000наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью – Гера. Гефест – бог огня и кузнечного дела.Арес – бог кровавой войны. Греки называли его «губитель людей, разрушитель городов, запятнанный кровью». Поэт left000Гомер left000же называл Ареса самым ненавистным из богов.
Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра. Аполлон – покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром.
Артемида – богиня-охотница, она вооружена луком и часто пользуется стрелами как орудием наказания. Артемида обладает решительным и жестоким характером. Так, например, один юный охотник, нечаянно подсмотревший купание обнаженной богини, был ею превращен в оленя и left000растерзан псами.Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств.
Греки представляли себе богов и богинь в облике прекрасных, никогда не стареющих мужчин и женщин.
Отражение в религии греков общественных отношенийГреки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми.
Выше всех по своему положению были Зевс, Посейдон и Аид. Три брата поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мертвых», земля же находилась в их общем владении.
Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны, способны на бесчестный поступок (Афина подала Ахиллесу копье во время его поединка с Гектором, Посейдон преследовал Одиссея). В то же время боги помогают своим любимцам (Гефест выковал оружие для Ахиллеса, Афродита помогала Парису, а Афина – Ахиллесу и Одиссею).
Подобно знатным людям, «олимпийцы» большую часть времени пируют. За исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся между собой, ругаются, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров, в другом – что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.