Конспект урока по русскому языку на тему «Слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»


Урок русского языка в 1 классе
«Слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»
Самоопределение к учебной деятельности
-Проверьте своё рабочее место: всё ли в порядке? У всех есть ручки, учебник, тетрадки?
-Ребята, я хочу начать урок с загадки, которую вы должны отгадать:
«Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уёдет, то внезапно возвратится.Грусть тоска её боится» (Улыбка)
-Подарим друг другу улыбку! Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка-знак хорошего настроения. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю Вам, чтобы хорошее настроение не покидало Вас!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Сегодня на урок к нам приехал сказочный гость. Послушайте внимательно и отгадайте, кто появится у нас на уроке и будет помогать нам.
«Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты-
Фиолетовый зверек,
Детям маленький дружок» (Лунтик)
-Сегодня он будет учиться с нами на уроке.
-Посмотрите, Лунтик принес с собой картинки. Какие картинки вы видите? (заяц, мальчик, морковь, ромашка.)
-На какие 2 группы можно разделить эти картинки? (живые, неживые; растения, животные, человек)
Ещё подумайте, по какому признаку можно разделить эти слова на 2 группы? (по вопросам «кто?», «что?»)
-Попробуем поставить вопросы к каждому слову!
-Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?
-Давайте сделаем вывод. Значит, к каким словам в русском языке ставится вопрос кто? Что? (людям и животным – «кто?», неживым предметам – «что?»)
3. Постановка учебной задачи.
-Вы догадались, о какой новой теме нам сегодня расскажет Лунтик?
(«Слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?»)
-Что мы узнаем на уроке? (Узнаем как правильно задавать вопросы к словам).
4. Построение проекта выхода из затруднений.
Заполни таблицу словами: молоко,девочка, ворона, пенал, петух, собака, огород, дерево, морковь, отец.
Кто? Что?
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде - раз.
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде - два.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
-Откройте учебники на странице 66, найдите упражнение №2.
-Прочитайте слова 1 столбика
-На какой вопрос они отвечают? («кто?»)
-Что обозначают эти слова? Кто это? (живые, люди)
Какие это предметы? (одушевленные)
-прочитайте слова 2 столбика. На какой вопрос они отвечают? («что?»)
Что обозначают эти слова? Какие они? (неодушевленные)
-Какой вывод мы можем сделать?
На вопрос «кто?» отвечают одушевленные предметы. На вопрос «что?» неодушевленные.
-Давайте запишем эти слова в тетрадь.
-Давайте дополним каждую группу слов своими примерами. Мальчики дополняют слова 1 столбика. Девочки - 2 столбика.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задание: «Дополни предложение». На доске слова для справок: Петя, ваза, телефон, папа, сын, окно.
Пролил компот (кто?)
Дети разбили (что?)
-Проверьте свою работу (на доске слайд с ответами)
- В каких местах вы ошиблись?
7.Включение в систему знаний и повторение.
Если я называю слово, отвечающее на вопрос «кто?», вы тихонечко подпрыгиваете. Если я называю слово, отвечающее на вопрос «что?» - вы приседаете.
Слова: стол, крокодил, учитель, книга, расчёска, микрофон, солнце, окунь, павлин, сестра.Молодцы!!!
8. Рефлексия деятельности.
-Посмотрите, ребята, от ваших улыбок и хороших ответов у нас открылась чудесная полянка. (На доске плакат с полянкой)
-Давайте посадим на нее цветочки! У вас у каждого на парте лежат цветы красного, зеленого и синего цветов. Кто думает, что он сегодня работал на все 100%, всё понял, был активным, берите красный цветочек. Кто не всегда работал, иногда отвлекался, прикрепите зеленый цветочек. Кто плохо участвовал в работе урока, не понял тему урока - синий цветочек.
-Посмотрите, сколько набралось красных цветочков! Молодцы!
На этом наш урок закончен. Спасибо Вам за урок!