Урок по геометрии в 8 классе по теме Площадь трапеции


Созонова Надежда Константиновна
Площадь трапеции
Цель: научить находить площадь трапеции по её основаниям и высоте.
Задачи:
создать условия для формирования умения находить площадь трапеции по её основаниям и высоте
активизировать познавательную деятельность учащихся: развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
формировать готовность к осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению
Учебник: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7- 9.
Оборудование: материалы для работы в группах.
1.Положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.
Учитель задаёт загадки:
1)Знаете ли вы меня
Хочу проверить.
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня 4 стороны
И все между собой равны.
У меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и
На части равные разбит я сам. ( Квадрат)
2) И у меня равны диагонали,
хочу сказать я,
хоть меня и не называли.
И хоть я не зовусь квадратом,
он мне приходиться родным братом. ( Прямоугольник).
3) На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник).
4) Хоть стороны мои попарно и равны, но не равны мои диагонали.
Да и углы они не делят пополам.
Но все ж, скажи, дружок, кто я? (Параллелограмм).
5) Треугольник подпилили. И фигуру получили: Два тупых угла внутри. И два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник. (Трапеция).
Итак, сегодня на уроке мы будем работать с этими фигурами.
А сейчас я предлагаю вам в группах найти площади всех названных нами фигур.
(Работа в группах по карточкам на нахождение площади фигур.)
Площади всех фигур дети успешно находят кроме одной, площади трапеции, так как эту формулу они не знают.
2.Создание проблемной ситуации.
Это выясняется при проверке ответов. Ребята обосновывают своё невыполнение задания.
Как будем поступать, как решить проблему?
Ребята предлагают вывести формулу.
3.Выбор метода исследования
1) Учитель предлагает найти несколько трапеций на клетчатой бумаге
2)Затем задаёт вопрос, а если у нас бумага не клетчатая и у нас нет точного чертежа, а известны только длины оснований и высоты трапеции, то, как можно найти её площадь?
3)Учащиеся предлагают использовать уже имеющиеся формулы более простых фигур, для вывода новой формулы.
4)Учитель предлагает поработать над этой проблемой в группах, составить план действий, вывести формулу и составить её словесную формулировку.
4. Поиск решения проблемы.
1)Ребята вырабатывают план решения, делят трапецию на более простые фигуры и выводят формулу и формулируют её словесную формулировку.
2)Учитель координирует работу в группах, задавая наводящие вопросы и помогая ребятам устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
3)Каждая группа предлагает свою формулу и её формулировку, лучшую ребята записывают в тетрадь для правил.
5. Усвоение и закрепление знаний.
1)Учитель предлагает ребятам решить задачу, которую они не смогли решить в начале урока.
2)Как вы думаете, спрашивает учитель нужна ли в жизни нам будет эта формула?
3)Ребята предлагают свои мнения, и учитель предлагает решить практическую задачу, на карточках.
Приложение 1
После чего разбирается эта задача.
5. Рефлексия
1)Учитель предлагает ребятам выбрать один из листочков на парте, по своему настроению:
розовый – урок очень понравился
жёлтый – урок средне понравился
синий – урок не понравился
2)Напишите на выбранном листочке своё мнение о том всё ли вам понятно было на уроке, используя фразы с листочка.

Приложение 2
Сегодня на уроке я …
Я думаю, что сегодня на уроке…
Я считаю, что сегодня на уроке…
Больше всего мне …
Мне бы хотелось, чтобы…