Конспект урока математики Площадь прямоугольного треугольника

Математика, 4-й класс
Тема: Площадь прямоугольного треугольника
Тип урока: урок введения нового знания
Цели:
- ознакомиться с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника;
- учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам;
- развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
- воспитывать активную самостоятельную личность.

Планируемый результат:
- знать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника
S = (a х b):2;
- уметь находить S прямоугольных треугольников по их катетам.
Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника.
Ресурсы:
основные: учебник «Моя математика» 4 класс (1 часть) Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких;
дополнительные: презентация к уроку
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах.




Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I. Этап актуализации знаний и постановка проблемы.















































II. Этап формирования новых знаний
1. Организационный момент.


2.Разминка.
- Расположить дроби в порядке возрастания. Определим ключевое слово нашего урока.
5/19 (Л), 19/19 (Ь) 1/19 (П), 7/19 (О), 10/19 (А), 9/19 (Щ), 14/19 (Д) (самостоятельно в тетрадях, проверяем на слайде 2).
- Какую формулу нахождения площади вы знаете? (S= a b)
- Площадь какой фигуры можно найти по этой формуле? (прямоугольника).
- В каких единицах вычисляется площадь? (мм2, см2, дм2,м2, км2, а, га)

3. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте загадку и угадайте о какой геометрической фигуре в ней говорится.(треугольник)
- Какие бывают треугольники? (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)
Рассмотрите фигуры. Слайд 4

- Как называются данные фигуры?
(Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник).
-Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади. Дети самостоятельно записывают в тетрадях формулы.
- Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Слайд 5
Sкв = а 
· а Sпрям = а 
· в Sтр = ?
- Какое возникло затруднение? (Не смогли определить площадь прямоугольного треугольника)
- Определите тему нашего урока. (Площадь прямоугольного треугольника)
- Тогда какова цель нашего урока? (Вывести формулу площади прямоугольного треугольника, научиться находить площадь прямоугольного треугольника по формуле)
Поиск решения проблемы. Работа в парах.
- На партах модель прямоугольника АВСД.
- Измерьте стороны прямоугольника. (5 см и 4см).
- Найдите площадь прямоугольника. (20 см2).
- Проведите диагональ АС.
- Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?
- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (Они равны).
- Докажите, что треугольники равны. (Метод наложения).
- Назовите углы, которые образует треугольник.
- Какие это углы? Как ответить на данный вопрос?
- Как вы назовете данные треугольники? (Прямоугольный).
2.Работа по учебнику. С. 94, !.
- Что нового узнали о прямоугольном треугольнике? (Две стороны, образующие прямой угол называются катетами, а третья – гипотенуза).
- Имеют треугольники площадь? (да)
- Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (Дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а
· в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а
· в) : 2)
- Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (Дети самостоятельно пишут в тетради)
- Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно.
- Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника.
- Запишем формулу нахождения площади прямоугольного треугольника:
Sтр = (а 
· в) : 2

- Оцените свою работу в парах (листы самооценки)
3. Физминутка.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

II. Повторение и закрепление изученного.

3 4 3 1 6 7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Слайд 8.
- Найдите площадь прямоугольного треугольника.
Слайд 9.
Sтр = (5
· 8) : 2 = 20 (см2)

- Проверьте по образцу и оцените свою работу(листы самооценки)

Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа по учебнику. С. 95, № 7.
Задания под буквами а. б, в – обязательные для выполнения.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Какова цель задания?
– Оцените свою работу.

Самостоятельная работа (на карточках)
1 вариант
Найдите площадь треугольника, катеты которого равны 7см и 4см.
2 вариант
Найдите площадь треугольника, катеты которого равны 6 см и 5 см.
Самопроверка на слайде.
Самооценка в листах самооценки.



5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

III. Итог урока.
– Что нового сегодня узнали?
– Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.)
– Всё ли получалось?
– Над чем ещё надо поработать?
- Посчитайте количество баллов и переведите в оценку.

Личностные результаты
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

IV. Возможное
домашнее задание.

Задание с 95 № 8.









Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

















© ООО «Баласс», 2014 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



Рисунок 3Рисунок 315