ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ MyTest НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ MyTest НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Антоева Лариса ИвановнаМБОУ «Игидейская средняя общеобразовательная школа имени Э.К. Пекарского»
В настоящее время школа – один из основных потребителей тестов. Спектр использования тестов в школьной практике очень широк: распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся средних школ и колледжей и так далее
В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой.
Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы.
Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:
быстрота поверки выполненной работы;
оценка достаточно большого количества учащихся;
возможность проверки теоретического материала;
проверка большого объема материала малыми порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.
Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
В начальной школе можно ограничиться тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащихся.
Например: глагол – это
 а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.
Тест на установление истинности (ложности) утверждения.
В нём предлагается лишь два ответа для выбора “да”, “нет”. Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию, меняя лишь их конструкцию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.
Например:
 а) Вопросительное предложение обязательно о чём-то спрашивает.
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении (тест на дополнеие).
Например:
 1) С большой буквы пишутся: ....
 В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.
Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
В начале работы по ознакомлению с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знании, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике.
В начальной школе тесты целесообразно использовать в качестве проверочных тематических работ и для целевого назначения, развития логики рассуждений и т. д.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходит компьютер. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями.
Среди средств, позволяющих провести рефлексию знаний, можно выделить такое дидактическое средство как тестирования учащихся в программе MyTest. Программа MyTest предусматривает работу с 8 типами заданий: 1) с выбором одного ответа; 2) с множественным выбором ответа; 3) с установлением порядка следования; 4) предусматривающий восстановление соответствия; 5) предусматривающий восстановление очерёдности ответов; 6) с самостоятельным вводом ответа; 7) Указание истинности или ложности утверждений; 8) выбор места на изображении. Тест можно использовать как в ходе обучения новому материалу, так и на этапе контроля. Достоинством теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при самостоятельной работе учащихся, что безусловно стимулирует их творческую активность.
Работа с программой MyTest развивает у учащихся внимание, память, мышление, воображение, умение ориентироваться в учебном пространстве. Тест можно также использовать во внеклассной работе: решение кроссвордов, ребусов, шарад, заполнение таблиц и логических цепочек.
Программа MyTest состоит из трёх модулей: модуль тестирования, редактор тестов, журнал тестирования. Удобный редактор тестов поможет учителю-предметнику легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.
Данная программа подходит для создания тестов по родному языку и литературе. Составила комбинированный тест для учащихся 2 класса «Кыталык». В этом тестировании дети работают с текстом.
Таким образом, спектр применения теста очень широк: наблюдение, эмпирическое обобщение, сравнение, анализ, прогнозирование, моделирование. Для творчески работающих учителей применение тестов в процессе обучения даёт возможность научить школьников целостно воспринимать учебную проблему, пользоваться свободой выбора решений этой проблемы, совершенствовать практические учебные навыки. Иными словами использование программы MyTest, способствует содружеству учителей и учащихся. Развитие умственной деятельности в процессе тестирования повышает интерес к учебному предмету и в результате приводит к повышению качества знаний.